Как меняется работа человека в эпоху ИИ

РБКHi-Tech

Константин Романов: «ИИ-агенты превратились в стратегический актив бизнеса»

Беседовала Ксения Мишарина

Константин Романов, директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна»

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) быстро развиваются. Вместо простых чат-ботов появляются автономные виртуальные помощники, которые анализируют данные, оптимизируют производство и запускают рекламу. Компании доверяют таким цифровым агентам все больше задач. О том, как меняется работа человека в эпоху ИИ, какие результаты дают новые решения и где проходит граница между свободой технологий и регулированием, рассказал директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Константин Романов.

От чат-ботов к автономным агентам

РБК: Чем ИИ-агент отличается от обычного чат-бота на базе нейросети?

К. Р.: Чат-бот, даже на продвинутой GPT (нейросетевой языковой модели), работает по принципу «запрос — ответ». Его функции ограничиваются диалогом с пользователем и генерацией текста. ИИ-агент — это виртуальный помощник, который умеет не только думать, но и действовать. Он анализирует контекст, разбивает задачу на шаги, обращается к предыдущему опыту.

РБК: ИИ-агенты уже решают реальные задачи в бизнесе или это пока пилотные проекты?

К. Р.: Глобально мир прошел стадию экспериментов: ИИ-агенты уже стали полноценными «цифровыми сотрудниками». Это подтверждают примеры мировых гигантов Walmart, DHL, Siemens. Российский бизнес движется в том же направлении. По оценкам экспертов, доля агентов в структуре всего рынка ИИ в России в 2025 году может достичь 29%.

Внутреннее исследование «Билайна» показало, что 58% наших клиентов уже используют ИИ-решения либо тестируют их, а 32% изучают кейсы. При этом ключевые задачи связаны с клиентом: поиск/привлечение (39%), анализ поведения (36%), повышение качества обслуживания (36%).

Цифровые помощники выполняют хорошо структурированные и многошаговые процессы. Например, в аналитике агенты строят прогнозы, выявляют аномалии в данных, в маркетинге — проводят кампании, распределяют бюджет и генерируют контент. Также есть потенциал в клиентском сервисе, продажах и производстве.

Человек незаменим там, где требуются креативность, стратегическое видение, принятие критических решений, управление юридически чувствительной информацией, этические компромиссы и эмоциональный интеллект.

РБК: Можно ли полностью доверить ИИ выполнение процесса или все-таки нужен контроль?

К. Р.: Ни один виртуальный агент сегодня не обладает стопроцентной точностью, поэтому нужен не просто контроль, а система «цифрового иммунитета». Ее основа — Guardrails (защитные ограничения), встроенные механизмы, не позволяющие агенту выходить за рамки своих полномочий.

Например, такая логика реализована в моделях, которые разрабатывает ООО «МедТех ИИ» (совместное предприятие «Билайна» и Сеченовского университета). Нейросети анализируют снимки, распознавая вероятность заболеваний почек и желудка, но постановка окончательного диагноза остается за врачом. При этом точность выявления моделями признаков заболеваний составляет 96–99%.

Главные вызовы внедрения

РБК: Есть ли у бизнеса, использующего ИИ-агентов, риск зависимости от поставщика технологии?

К. Р.: Да, но правильная стратегия внедрения помогает его преодолеть.

  • Во-первых, нужно отходить от схемы «один поставщик — одно решение». Более устойчива гибридная архитектура, где агенты взаимодействуют с разными моделями и сервисами, а провайдера при необходимости можно быстро сменить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении