Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБКАвто

Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России вместо Евро-5

Автор: Сергей Иванов

Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими современному экологическому стандарту Евро-5. Однако до 1 февраля 2024 года у них сохраняется право ставить двигатели менее строгого стандарта Евро-0. Чем отличаются автомобили заниженного экологического класса и каковы будут возможные экологические последствия от их использования?

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года правительство РФ приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, и уже 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли тогда в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос «РБК Авто» (Autonews.ru).

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения, с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

Фото: Shutterstock

В отсутствие импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. Однако на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КАМАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗ»;
  • вся линейка транспортных средств марки «УАЗ»;
  • автобусы ПАЗ-3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
  • автомобили Lada-2190 (Lada Granta).

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены, за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. АвтоВАЗ начал возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с Евро-2 дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КАМАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Сколько в стране машин пониженного экокласса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

«По состоянию на 1 января 2023 года автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средства, из них 23,5% составляют транспортные средства пятого и шестого экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327,7 тыс. автомобилей Lada, 61,1 тыс. легких коммерческих автомобилей «ГАЗ», а также 46,5 тыс. внедорожников и грузовиков «УАЗ». Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупредил об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — объяснил эксперт.

Однако, подчеркивает Хорошилов, стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и эколог Анастасия Кузнецова: «В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды. При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов».

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что, в свою очередь, сказывается и на общих объемах выхлопов.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Зачем российским автомобилям нормы Евро

По словам независимого консультанта в области автопрома Сергея Бургазлиева, поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий. Взамен такого права Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей.

При этом для РФ были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы. Нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на десять лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008-м, Евро-4 — в 2013-м, а Евро-5 — в 2019 году.

Эксперт пояснил, что были еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя было бы путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отметил, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иные нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязались помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Семейные сценарии: 4 сферы жизни, которые могут пострадать из-за родителей Семейные сценарии: 4 сферы жизни, которые могут пострадать из-за родителей

Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами во всех сферах жизни?

Psychologies
Попасть в историю Попасть в историю

5 способов улучшить свой кредитный рейтинг

Лиза
Могут ли космонавты простудиться в космосе? Могут ли космонавты простудиться в космосе?

Застрахованы ли космонавты от болезней во время своих миссий?

ТехИнсайдер
На переговоры могут прийти с матерью и дядей, а в штат берут только родных и друзей: как работает наём персонала в Индии На переговоры могут прийти с матерью и дядей, а в штат берут только родных и друзей: как работает наём персонала в Индии

Глава из книги «Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов»

VC.RU
Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным

Как продумать сборы в самолет от и до

VOICE
Исполнение желаний Исполнение желаний

В последние годы минивэны бизнес-класса чаще предстают в форме электромобилей

Robb Report
Что будет, если съесть хлеб с плесенью? Что будет, если съесть хлеб с плесенью?

Срезать плесень и съесть хлеб или не испытывать судьбу и выбросить весь батон?

ТехИнсайдер
Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений

«Страшная история из двух предложений» — идеально, чтобы испугаться быстро!

VOICE
Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха

Где заправиться, что посмотреть на федеральной трассе М-7 «Волга»

РБК
Правда о прививках Правда о прививках

Какие вакцины нам нужны

Лиза
Слияния без шоков и рисков Слияния без шоков и рисков

Как агрохолдинги растут за счет сделок M&A

Агроинвестор
Как пережить рак у близкого человека: личная история врача и рекомендации Как пережить рак у близкого человека: личная история врача и рекомендации

Что делать, если вы столкнулись с онкологическим диагнозом у близкого человека?

Psychologies
Как сделать седые волосы мягкими и блестящими: вот что используют бьюти-эксперты Как сделать седые волосы мягкими и блестящими: вот что используют бьюти-эксперты

Как поддержать красоту и здоровье седых волос?

VOICE
«Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг «Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг

Не знать этого для россиянина совершенно непростительно!

Maxim
Иногда они возвращаются Иногда они возвращаются

9 забытых трендов в интерьере, которые снова в моде

Лиза
Как мужчины видят вагину: репортаж с психодраматического мастер-класса Как мужчины видят вагину: репортаж с психодраматического мастер-класса

Мастер-класс, на котором случилось невероятное открытие

Psychologies
Необычное решение! В Японии роботы-волки защищают людей от диких медведей Необычное решение! В Японии роботы-волки защищают людей от диких медведей

Дикие животные разбегаются в поисках укрытия при виде необычного зверя

ТехИнсайдер
Свой в точку Свой в точку

Рой Лихтенштейн и стереотипы, которые его создали

Weekend
«Паразитизм женского пола»: как философы и феминистки осмысляли патриархат «Паразитизм женского пола»: как философы и феминистки осмысляли патриархат

Говоря о неравенстве, мы часто упоминаем патриархат. А что это вообще такое?

Forbes
«Это позиция триумфального поражения» «Это позиция триумфального поражения»

Александр Горбачев о месте, времени и наследии Егора Летова

Weekend
Действительно ли костный бульон полезен: вот что об этом думают диетологи и врачи Действительно ли костный бульон полезен: вот что об этом думают диетологи и врачи

Костному бульону приписывают множество суперсил

VOICE
Страшно красиво Страшно красиво

Простые идеи, как бюджетно украсить дом на Хэллоуин

Лиза
Редкие признания после рождения последнего ребенка: что Елизавета II открыла в личном письме королевской акушерке Редкие признания после рождения последнего ребенка: что Елизавета II открыла в личном письме королевской акушерке

Какой матерью была королева и с каким теплом она относилась к близким людям?

VOICE
История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий

Глава из книги «История усталости от Средневековья до наших дней»

Forbes
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Титус Оутс входит в пятерку самых страшных английских злодеев тысячелетия

Знание – сила
Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя

Биомолекулярные методы позволяют точнее определять пол древних людей

N+1
Место, время, человек: из чего складывается сибирский кинематограф Место, время, человек: из чего складывается сибирский кинематограф

Разбираемся в уникальности языка и формы современного сибирского кино

Правила жизни
Не дайте стрессу себя поработить! Не дайте стрессу себя поработить!

Как успокоиться и минимизировать последствия стресса?

Здоровье
Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска» Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска»

Сравниваем рейтинг «Кинопоиска» с IMDB и здравым смыслом

Maxim
Открыть в приложении