Как Артем Жданов прославился в Китае

РБКБизнес

Китайский Laowai

Как Артем Жданов прославился в Китае

Текст Валерия Позычанюк

Студентом Артем Жданов объездил весь Китай на дешевых поездах, поработал в нескольких русских бизнесах и помог начать поставки из Китая десяткам бизнесменов. А теперь делает одежду и сувениры для иностранцев — о его бренде знают миллионы китайцев и почти не слышали в России.

«Я в шесть лет узнал, кто такие дипломаты, и сразу решил — когда вырасту, стану им», — вспоминает Артем Жданов. К этому моменту его семья переехала из алтайского Бийска в Узбекистан и отдала сына в школу иностранных языков. Путешествовать и учить языки Артему понравилось, он четко решил поступать на «международные отношения».

Через несколько лет кто-то из старших товарищей объяснил Артему, что дипломат — история не про «ездить по разным странам и вести сложные переговоры», а скорее про «сидеть в министерстве и заполнять бумажки». От детского плана Жданов решил отказаться, но мечту путешествовать и говорить на разных языках не оставил. Вернувшись в Бийск, Жданов решил стать китаистом.

Выбор языка был авантюрой, вспоминает он: «Я ничего про Китай не знал, слышал лишь, что он развивается бурными темпами. Кроме того, знание китайского языка, по моим представлениям, точно должно было обеспечить меня работой». Отучившись два года, Жданов отправился на три месяца в Китай на летние языковые курсы: «Китай потрясал своими перспективами: даже маленький небогатый провинциальной город, где я учился, намного опережал в развитии тот же Новосибирск, единственный крупный город, что я видел тогда в России. Когда я вернулся, меня буквально засыпали вопросами: как найти в Китае партнеров, как найти поставщиков, а можешь нам найти товар», — вспоминает Жданов.

На последнем курсе университета Артем стал искать вакансии в Китае и после выпуска уехал в Дунгуань, работать помощником директора по маркетингу на кожевенную фабрику, принадлежащую выходцам из России. Имен Жданов не называет: говорит, почти весь русский бизнес в Китае существует изолированно и пытается не светиться, «возможно, потому, что не все поставки через границу идут легальным путем». Спустя полгода Артем переехал в более крупный Гуанчжоу, работать опять же на российскую логистическую компанию.

Это консалтинг, детка

Еще в университете Жданов создал паблик во «ВКонтакте» «Это Китай, детка», куда выкладывал музыку, фотографии и новости из Китая: «Я сам не заметил, как там набралось сначала 10, потом 20 тыс. подписчиков». Паблик рос и стал, по сути, одним из самых читаемых медиа о Китае на русском языке. «Нас приглашали на разные мероприятия, связанные с русско-китайскими отношениями, людям было сложно понять, кто мы и чем занимаемся, поэтому мы создали сайт, назвав его ЭКД — аббревиатура от названия паблика», — говорит Жданов. Сайт и паблик до сих пор приносят доход, зарабатывая на рекламе связанных с Китаем поставок около 60 тыс. руб в месяц.

В том же паблике ЭКД его создателю приходило много личных сообщений с просьбой найти товар или помочь наладить производство — сделать что-то в Китае без знания языка почти нереально, объясняет Жданов. Поразмыслив, он ушел с работы в логистической компании и решил, что если когда-то и вернется в офис, то в собственный.

Жданов взялся налаживать работу с китайскими поставщиками: «За комиссию в условные 10% от стоимости заказа брался довести заказ до конца под ключ». За этот процент он находил поставщика, договаривался о материалах и цене, организовывал встречу заказчика и исполнителя, следил за исполнением договоренностей и так далее.

Это было приятное время, говорит Жданов: условный контейнер калькуляторов мог стоить $100 тыс. за заказ, таких крупных заказов в год могло быть пять-шесть, все остальное время тогда 23-летний Артем путешествовал и занимался сайтом. Но в декабре 2014 года все это закончилось: рубль упал, все уже сделанные заказы встали на паузу. «Как-то раз я встретился с двумя другими русскими предпринимателями в Китае, дела у них тоже шли неважно. Мы решили попробовать сделать что-то вместе и основали компанию Uchina», — говорит Жданов.

Новая фирма тоже занималась поставками из Китая, но также помогала выходить на китайский рынок, искать партнеров, открывать представительства. Так, Uchina помогала продвигать на китайском рынке бренд «Фрутоняня», пыталась наладить поставки российского меда (неудачно), помогала с маркетингом и рекламой «Додо Пицца» в Китае, а потом сконцентрировалась на hardware-cтартапах — поэтому офис Uchina переехал в Шэньчжэнь, в здание рядом с крупнейшим в мире рынком электроники.

Звезда TaoBao

Как-то Жданов решил сделать себе смешную футболку с надписью «Привет, пока, не понимаю» на китайском. «Я хотел шелкографию, но их не выпускают поштучно, пришлось заказать 300 штук», — говорит он. Оказалось, футболки популярны: «Я мог зайти в бар и за вечер продать три штуки иностранцам, увидевшим ее».

Тогда-то Жданов задумал сделать свой бренд о Китае для иностранцев, назвав его «LaowaiMe», от «лаовай» — «иностранец» по-китайски. «Мне повезло, домен Laowai. me оказался не занят, хотя все, кто жил в Китае, знают, как популярно здесь это слово», — улыбается он. За полтора месяца Жданов продал все 300 футболок, затем вместе с командой зарегистрировал сайт, придумал логотип — «летающая тарелка, потому что иностранцы в Китае — как инопланетяне», и открыл магазин на TaoBao, самом популярном китайском интернет-магазине, где люди торгуют друг с другом.

Потом у бренда появились обложки на паспорт, кружки с надписью «Пей больше горячей воды» (местная привычка), наборы для празднования китайского Нового года. «Мы занимались брендом в фоновом режиме и о большем в общем-то не думали. Пока однажды утром мы не очутились в какой-то другой реальности», — вспоминает Артем.

Однажды чат бренда на TaoBao оказался завален заказами и личными сообщениями. Оказалось, накануне вышло интервью, которое Артем дал крупному изданию, которое пишет про e-commerce. «Статья попала в выборку самых интересных статей в блоге на TaoBao и набирала просмотры так быстро, что редакция площадки вывела ее на главную страницу, и ее прочитали почти 5 млн человек».

Китайцев потряс сам факт, что иностранец открыл магазин на TaoBao, смеется Жданов: «Половина спрашивала: «А вы правда иностранцы?» Другие говорили спасибо за то, что мы интересуемся их культурой и помогаем ее распространять». После этой истории о российском «Лаовае» написали «Жэньминь жибао» и «Синьхуа», сняли сюжет на ТВ и пригласили в несколько программ. «Я был гостем на шоу, где участвуют люди, изучающие китайский язык, давал им задания и дарил победителям наши вещи. А на столах у каждого стояли наши кружки — рядом с телефонами Huawei, который, наверное, за рекламу заплатил миллионы юаней», — вспоминает Жданов.

Сейчас Артем считает главным не упустить момент и сделать из LaowaiMe бренд, который построит мост между Китаем и остальным миром. «Я в этом уже десять лет кручусь, и меня люди каждый день спрашивают: посоветуй приложение по китайскому языку, что и где почитать. И нет главного бренда, где человек стал был искать ответы на все вопросы, — так почему бы его не сделать»?

Фото: Евгений Якимчук для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва позади Москва позади

Елена Батурина уехала из России восемь лет назад. Чем она сейчас занимается?

Forbes
Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram Свои люди: пять главных секретов продвижения в Instagram

Что считается дурным тоном в Instagram

Forbes
Тренер виртуальных помощников Тренер виртуальных помощников

Как предприниматель Юрий Буров пережил провал своего проекта и не сдался

РБК
Как перестать беспокоиться: 12 провальных стратегий Как перестать беспокоиться: 12 провальных стратегий

12 худших способов справиться с тревогой

Psychologies
Клан Либерманов Клан Либерманов

Одна семья, которая мечтает изменить мир

РБК
Простая математика. Сколько должен стоить качественный сыр Простая математика. Сколько должен стоить качественный сыр

Половина всего сыра на прилавках — подделка, таковы данные Россельхознадзора

Forbes
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Как наказать спамеров, звонящих с рекламой: советы юристов и CHIP Как наказать спамеров, звонящих с рекламой: советы юристов и CHIP

Надоели звонки с рекламой медицинских центров и прочих компаний?

CHIP
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Ошибка выжившего. Как не потерять сотрудниц после декретного отпуска Ошибка выжившего. Как не потерять сотрудниц после декретного отпуска

Есть три категории женщин, возвращающихся на работу после декретного отпуска

Forbes
Артём Овчаренко и Анна Тихомирова. Звезды сошлись Артём Овчаренко и Анна Тихомирова. Звезды сошлись

Звезды Большого театра и одна из самых красивых пар русского балета

Караван историй
Ммм! 7 свежих идей, которые 100% пригодятся в постели (клубники тут нет) Ммм! 7 свежих идей, которые 100% пригодятся в постели (клубники тут нет)

Заниматься сексом классно, но всегда можно сделать ЭТО еще круче

Playboy
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
Отвернись и не смотри: 7 самых страшных музеев мира Отвернись и не смотри: 7 самых страшных музеев мира

Страшные и странные музеи мира

Cosmopolitan
Не время стареть. Как пожилые люди меняют мировую экономику Не время стареть. Как пожилые люди меняют мировую экономику

Бизнесы, рассчитанные на людей после 60 лет, составляют «серебряную экономику»

Forbes
Сериал «Шучу» с Джимом Керри: куклы и депрессия в самом странном телешоу осени Сериал «Шучу» с Джимом Керри: куклы и депрессия в самом странном телешоу осени

По Showtime идет «Шучу» — комедия про ведущего детской программы

Esquire
Пять самых фотогеничных мест для ноябрьских выходных Пять самых фотогеничных мест для ноябрьских выходных

Самые живописные места, куда можно сбежать ненадолго

Cosmopolitan
Хорошая компания. 5 лучших работодателей из России в рейтинге Forbes Хорошая компания. 5 лучших работодателей из России в рейтинге Forbes

Среди 500 лучших работодателей мира есть компании из России

Forbes
Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения

Закон вряд ли решит проблему дискриминации возрастных сотрудников

Forbes
На старт, внимание… На старт, внимание…

Пошаговая инструкция по запуску стартапа мечты!

Cosmopolitan
Андрей Кайков: «В жизни я – зануда» Андрей Кайков: «В жизни я – зануда»

Звезда шоу «6 кадров» о том, как из сыновей вырастить достойных мужчин

StarHit
Индекс надежды. Почему растут инвестиции в биржевые фонды Индекс надежды. Почему растут инвестиции в биржевые фонды

В мире наблюдается настоящий бум биржевых фондов, инвестирующих в индексы (ETF)

Forbes
Венецианский мудрец Венецианский мудрец

Дача человека эпохи Ренессанса — шедевр чисто итальянского искусства

Tatler
Поднимите мне веки Поднимите мне веки

Ищи причину одолевшей тебя сонливости

Лиза
Операция прикрытия. Действия ЦБ ослабят курс доллара до 62 рублей Операция прикрытия. Действия ЦБ ослабят курс доллара до 62 рублей

Курс рубля может укрепиться до отметки 62 рубля за доллар

Forbes
Мама-писатель Мама-писатель

Три года назад у Маши Рупасовой вышла первая книга детских стихов

Домашний Очаг
9 зубастых фактов о книге и фильмах «Оно» 9 зубастых фактов о книге и фильмах «Оно»

Читай это вслух, если тебя окружили клоуны. Это их отпугнет

Maxim
Чего ждать от социопата? Чего ждать от социопата?

Социопат — опасный человек, которого нужно уметь распознавать по привычкам

Psychologies
7 верных способов расположить к себе любого человека 7 верных способов расположить к себе любого человека

Семь способов, которые помогут устранить барьеры во взаимодействии

Psychologies
Покорение Олимпа Покорение Олимпа

Jaguar готовится взобраться на вершину топ-сегмента с флагманами J-Pace и XJ

Quattroruote
Открыть в приложении