Перед какими стратегическими развилками мы оказались в 2022 году?

РБКБизнес

Карты, джокер, пять путей…

Перед какими стратегическими развилками мы оказались в 2022 году

Автор: Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Фото: Westend61 / Getty Images

Начало 2022 года наглядно продемонстрировало, как стремительно меняют нашу реальность джокеры — маловероятные события с масштабными эффектами. Однако ретроспективный анализ показывает, что ко многим из них можно было лучше подготовиться, если при помощи научных инструментов изучать предшествующие им тренды и слабые сигналы. На разных рынках и в разных отраслях существуют сотни глобальных трендов. Какие из них будут определять наше будущее? РБК вместе с экспертами Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выделил пять самых важных стратегических развилок, которые стоит отслеживать в ближайшие годы.

Следить за глобальными трендами стало правилом хорошего тона: сегодня этим занимаются министерства и госкорпорации, частные компании и отдельные эксперты. Но за какими конкретно имеет смысл наблюдать? Экологическими и «зелеными», связанными с переходом на принципы ESG? Внешнеполитическими и регуляторными, определяющими дизайн институтов и новые правила игры в мире на ближайшие десятилетия? Научно-технологическими и инновационными, связанными с перспективными источниками энергии, материалами с программируемыми свойствами, за созданием искусственной жизни и бессмертием человека? Цифровыми трендами с их пугающими дипфейками, кибератаками, виртуальной реальностью и метавселенными? Или экономическими, колеблющимися от заката мирового капитализма и перехода к социализму 2.0 до цифровых экосистем, бросающих вызов государству и национальным границам?

Специфика текущего периода заключается в том, что ориентироваться на одну группу трендов или явлений — априори проигрышная стратегия. Если в прошлом достаточно было выбрать одну-две точки приложения усилий, например технологическое лидерство или торговую экспансию за счет низких цен, то сейчас мир находится в поисках оптимального сочетания различных факторов конкурентоспособности. Компании переходят к принципам устойчивости и экологичности в обмен на быстрый рост и получение прибыли здесь и сейчас; правительства многих стран в первую очередь заботятся уже не о ВВП на душу населения, а отслеживают показатели, связанные с пандемией, здоровьем нации или обеспечением безопасности в широком понимании.

Компании пытаются просчитать изменение критических макроэкономических показателей и вероятность развития политических трендов, при том что сами профессиональные прогнозисты в разы увеличили количество допущений и ограничений моделирования. Работодатели и работники пытаются выстроить новые отношения в условиях удаленки, а люди разных возрастов все чаще задумываются о своих жизненных приоритетах, повторяя, что «один раз живем» (так называемая концепция YOLO, You Only Live Once).

Само понятие возраста тоже сильно трансформировалось под влиянием новых технологий. Кто такие современные пожилые люди, если человек до 44 лет, по мнению ВОЗ, еще считается молодым? А многие подростки, блогеры, кибермайнеры или геймеры уже зарабатывают на порядок больше своих родителей.

Трендвотчинг (от англ. trend watching, «наблюдение за трендами») сегодня возведен практически в ранг искусства. Он предваряет большинство прогнозов и стратегий, разрабатываемых международными организациями (Всемирный банк, ВЭФ, ОЭСР, ООН, ЮНИДО, ЮНЕСКО), ведущими зарубежными державами (Китай, Южная Корея, США, Япония), транснациональными корпорациями (Google, Amazon, Apple). По последним оценкам, в мире уже более 100 организаций и отдельных экспертов отслеживают тренды регулярно. Среди них:

  • «Я знаю будущее». Это вики-портал (iknowfutures), созданный в рамках седьмой рамочной программы ЕС. Содержит описание более 100 трендов и сотен джокеров (событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами);
  • инициатива «Формируя будущее». Служба сканирования горизонтов и стратегического прогнозирования (Shaping Tomorrow). Начиналась с почтовых рассылок тренд-обзоров, составленных группой футурологов, а в итоге выросла в форсайт-платформу, использующую технологии ИИ для анализа более 80 тыс. интернет-ресурсов;
  • российская разработка iFORA. На начало 2022 года система (Intelligent Foresight Analytics) охватила почти 500 млн документов, включая патенты, статьи в научных журналах, отчеты мировых консалтинговых компаний. Использует семантический анализ и технологии машинного обучения для поиска инсайтов в более чем 120 различных сферах науки и экономики;
  • исследования компаний. Регулярные доклады о зрелости технологий компании Gartner, «шокирующие» прогнозы Saxo Bank, футурологическое видение Школы международного будущего (School of International Futures), оценка будущих вызовов и угроз Национального совета по разведке США, структурные прогнозы о разрушающих технологиях в агропромышленном комплексе и смежных областях от мозгового центра RethinkX;
  • мировые мыслители и футурологи. Многие эксперты высказывают свое мнение на регулярной основе. Например, Митио Каку — о физических основах и принципах мироустройства, Сергей Янг — о долголетии, Хосе Луис Кордейро — о бессмертии человека, Рэй Курцвейл — о технологической сингулярности, Юваль Ной Харари — об обществе и человеке, Сохаил Инаятулла — об экономических и политических сценариях будущего.

Количество трендов, то есть стабильно растущих направлений, которые заметны сейчас и сохранят свою динамику в будущем, зависит от того, какой объект мы исследуем. Национальные прогнозы и стратегии чаще всего опираются на 50–60 трендов (иногда их более 100, как в прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года или в 11-м японском форсайте по методу Дельфи до 2050 года). На отраслевом или корпоративном уровнях также принимают во внимание несколько десятков трендов (см. прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса России до 2030 года или сценарии будущего компании Shell).

Чуть меньше трендов — около 20–30 — учитывают в стратегии развития региона или конкретного города (например, при определении технологий будущего для Московского инновационного кластера или «зеленой» стратегии Лондона-2050). Для построения «дорожной карты» личностного развития стоит начать с 10–15 наиболее значимых трендов и вызовов.

Анализируя глобальные тренды, можно выделить пять развилок, которые в 2022 году будут определять наше будущее на ближайшие годы. Развилки означают, что в данный момент невозможно дать однозначный ответ в стилистике «сбудется / не сбудется» или «хорошо/плохо». За этими развилками нужно приглядывать, отслеживать, как они разворачиваются, и искать возможности для себя или своей компании при реализации любого из вариантов.

Развилка 1. Виртуальный мир vs мир физический

Пока эксперты спорят, как быстро нас заменят роботы, являются ли метавселенные хайпом или долгосрочным трендом, насколько устойчивы криптовалюты и должен ли каждый уважающий себя человек инвестировать в невзаимозаменяемые токены (NFT), виртуальный мир стремительно проникает в реальный. Так, призовой фонд игры The International 2021 Dota 2 составил $40 млн, а кафедры и лаборатории по киберспорту и компьютерным играм открываются по всему миру, в том числе в российских университетах. Мировой рынок произведений цифрового искусства NFT достиг $41 млрд, что сопоставимо с аналогичным физическим рынком ($50 млрд).

Виртуальная и дополненная реальности активно используются практически во всех секторах экономики — от строительства и сельского хозяйства до индустрии моды и туризма. Цифровые двойники — математические модели с высокой точностью — задают новые стандарты качества, скорости и эффективности в проектировании, дизайне и промышленном производстве.

Удаленные совещания и конференции, ставшие привычными в период пандемии, существенно расширили наши коммуникационные возможности. Когда еще можно было за один час поучаствовать в трех собраниях одновременно, провести хакатон с 2–3 млн участников или за три дня собрать топовых специалистов из 20–30 стран на одном мозговом штурме? На очереди вопросы применения национальных налоговых режимов, мер поддержки для кластеров, сформированных по территориальному принципу, границ рынков и монопольной власти компаний.

Тем не менее списывать со счетов физический мир еще очень рано, особенно в условиях фундаментальных трансформаций, в которые мы стремительно вошли. Энергия — ключевой ресурс для цифрового мира, и пока он не является бесплатным. Из каких источников мы будем получать энергию — нефтяных, угольных или «зеленых», сертифицированных по принципам ESG, космических или термальных, солнечных или ветряных, возобновляемых или нет, — ключевой вопрос будущего.

Устойчивость физической инфраструктуры остается важным фактором бесперебойной работы: одна проблема с сервером может оказаться тем самым рубильником для виртуальной вселенной. Наконец, пока не решена масса инженерных задач, начиная от производительности компьютеров и заканчивая огромным количеством нестыковок в программном обеспечении и технических стандартах интернета вещей, «умных» домов и городов, гиперавтоматизированных фабрик.

Для России эти объективные ограничения могут войти в резонанс с резким сокращением импорта в части электроники, изоляцией от мировых информационных систем и технологий и быстрыми решениями по переходу на отечественные решения.

Скорее всего, 2022 год станет годом киберфизического мира в поисках компромисса или симбиоза между виртуальным и реальным. Фото: Scott Gummerson / Unsplash

Развилка 2. Между VUCA и BANI

Концепция VUCA (Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность), заложенная еще в 1980-х годах, стала основой для многих бизнес-стратегий и управленческих решений. Но сегодня она уступает место подходу BANI (Brittle — хрупкий, Anxious — тревожный, Nonlinear — нелинейный, Incomprehensible — непостижимый), предложенному в 2020 году футурологом Джамаисом Кашио. И пока специалисты по стратегическому планированию ищут пересечения между понятиями неопределенности, сложности и нелинейности, бизнес вынужден прокладывать фарватер в реальном мире. Уязвимость экономических моделей прошлого века, оставлявших большое число важных факторов за скобками, привела к тому, что многие современные стратегии базируются на достаточно линейном подходе. По сути, они экстраполируют текущие тренды в будущее и предлагают решения на хорошо изученном поле 95% вероятности событий.

Такой подход более понятен акционерам и инвесторам, прозрачен для государства и общества, позволяет держать уверенный уровень рыночной капитализации компании. Однако при наступлении джокера или «черного лебедя» такая стратегия рассыпается, причем, как мы наблюдаем в реальности, очень быстро.

Именно поэтому многие международные и российские компании стали активнее прибегать к услугам футурологов, позволяющих взглянуть на будущее шире, чем традиционные прогнозисты. И на этом поле также важно придерживаться научно обоснованного подхода и не впадать в крайности. Одним из подходов эффективной работы в новых условиях может стать сценарное моделирование — инструмент, активно применяющийся в менеджменте еще с 70-х годов прошлого века и открывающий возможности по структурированию будущего.

Резюмируя большое количество существующих определений, можно сказать, что сценарий — это непротиворечивое, системное описание будущего, наступающего при совместной реализации параметров, выбранных для его формирования. Соответственно, именно идентификация развилок является первым шагом для научно обоснованного сценирования.

Развилка 3. Тренды vs джокеры

Переход от эпохи хорошо изученных глобальных трендов к эре джокеров окончательно закрепился в нашей новой реальности. События, описание которых мы часто оставляли писателям–фантастам (восстание машин, новые мировые войны, включая информационные и биологические, природные катаклизмы, распространение вирусов и бактерий, устойчивых к антибиотикам, исчезновение наличных денег и замена их на социальный рейтинг), не кажутся уже столь нереальными после двух лет пандемии и локдаунов. Изучение джокеров, «черных лебедей» или слабых сигналов, которые предшествуют их наступлению, ведется еще со времен отца современного менеджмента Игоря Ансоффа, то есть с середины 1960–1970 годов. Однако именно события последних лет заставили обратить на них пристальное внимание.

Откуда могут появиться джокеры? Они могут иметь социальную природу, например возникновение новых религий (скажем, «зеленый» образ жизни или тотальная толерантность). Самые очевидные джокеры носят политический характер, связанный со вспышками военных конфликтов и торговых войн, санкциями. Или появляются в результате экспериментов с новыми технологиями: создание и распространение невиданных прежде типов бактерий, которые могут питаться пластиком, электричеством или человеческими эмоциями, вирусы, делающие человека бесплодным, материалы на основе нанотехнологий, загрязнение от которых невозможно убрать никакими фильтрами. Как вариант — новые технологии строительства, позволяющие возводить и утилизировать целые кварталы за 24 часа, нейроинтерфейсы, связывающие воедино сознание миллионов людей, управляющие армией боевых дронов или дающие подопытным обезьянам второй шанс на завоевание Земли.

Джокеры могут носить и более прозаичный, на первый взгляд, характер, масштабы которого до поры понятны только специалистам. Например, конец промыслового вылова рыбы и распространение ГМО, персонализированные схемы питания и концепция «еда как лекарство», вытеснение мяса различными заменителями, кризис комплектующих, включая полупроводники, волнения на рынках редкоземельных металлов, повсеместное распространение домашних 3D-принтеров и так далее.

Современные технологии пока не позволяют точно знать то, чего «не может быть», но мы можем подготовиться и быстро использовать открывшиеся возможности. По данным ежегодного доклада Ассоциации менеджеров и Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, более 72% опрошенных топ-управленцев видят в этом ключевую компетенцию на ближайшие пять лет.

Развилка 4. Доказательность vs доверие

Как следует из упомянутого исследования, большинство респондентов считают критическое мышление еще одной ключевой компетенцией руководителя. Принципы доказательности (evidence-based), которые еще в 1990-х годах перешли из медицины в политику и стратегическое прогнозирование, стали одним из наиболее заметных трендов рынка аналитических услуг последних лет. В США в 2016 году даже была создана Комиссия по доказательной политике.

В России за последние десять лет росло число квалифицированных заказчиков как со стороны государства, так и частных компаний, которых все меньше удовлетворяла дежурная фраза 2000-х годов «по экспертным оценкам». Они стремятся вникать в суть моделей, расчетов, графиков и выводов аналитических отчетов и докладов. Ответом на возросшие требования к качеству исследований стало распространение классического форсайта — систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее.

В конце 2021 года в мире существовало уже более 3 тыс. форсайт-проектов, охватывающих межстрановой, национальный, отраслевой, корпоративный и региональный уровни. Только в России по методике классического форсайта было организовано более 120 исследовательских проектов. Например, многие технологии, продукты и услуги, о которых писали в российском прогнозе научно-технологического развития до 2030 года, уже существуют или скоро появятся, то есть сбываемость составила 85–90%.

Но несмотря на точность и научную обоснованность форсайта, без вовлечения в реализацию проекта тех, кому жить в описанном будущем, результаты могут так и остаться на бумаге. И здесь очень важны доверие, а также налаженные механизмы коммуникации между разработчиками прогнозов и стейкхолдерами — бизнесом, государством, вузами, наукой, обществом. Ведь увидеть тренды будущего своими глазами, как и приближающуюся комету, можно лишь тогда, когда уже слишком поздно что-то предпринимать. А значит, надо уметь доверять тем, кто «смотрит наверх» и передает сигналы на землю.

Фото: Sutthichai Supapornpasupad / Getty Images

Развилка 5. Не цифровизацией единой

Инициативы России по цифровизации и роботизации возможных сфер жизни человека, экономики, общества, государственного управления масштабны. По многим показателям мы уже стали догонять не только развивающиеся, но и развитые страны, особенно учитывая эффект низкой базы в ряде направлений. Например, всего несколько лет назад наши соотечественники занимали третье место с конца по уровню владения цифровыми навыками среди жителей Европы (опережая лишь Румынию и Болгарию), а на 10 тыс. населения приходился лишь один промышленный робот (что в 100–200 раз ниже мирового уровня). Сверхусилия государства, выделяющего триллионы рублей на ускоренный цифровой прорыв, обеспечение национального технологического суверенитета, в том числе в информационной инфраструктуре, присутствие цифровой повестки в стратегиях компаний, тренинги по цифровой трансформации для сотрудников госкорпораций, вузов и школ, безусловно, создают основу, чтобы сегодня мы почувствовали себя как минимум «уверенными хорошистами».

Однако в прыжке к цифровому миру важно не угодить в ловушку, с которой успели столкнуться страны, начавшие цифровой переход раньше нас. Цифровые технологии являются всего лишь более быстрым и удобным средством для удовлетворения потребностей населения, снижения издержек, проведения исследований на качественно новом уровне, обеспечения безопасности в самом широком смысле.

То есть сначала стоит определить потребности человека будущего, дизайн городов, типы компаний и бизнес-моделей, возможности науки и образования, а уже потом ставить задачи для цифровизации и роботизации. Прежде чем совершать цифровой прорыв, в Японии провели серию долгосрочных форсайтов по методу Дельфи, объединив тысячи специально отобранных экспертов по всей стране. Китай, в свою очередь, разработал комплексную национальную «дорожную карту» до 2050 года, а Европейская комиссия провела масштабные форсайт-исследования по десяти направлениям, включая энергетику, космос, медицину, сельское хозяйство и транспорт.

Глобальные тренды — начальная, но не конечная стадия исследований в классическом форсайте. После того как тренды выявлены и изучены, развилки определены и описаны, часто следует разработка сценариев. Научно обоснованные сценарии позволяют:

  • структурировать неопределенность будущего до обозримого, управляемого количества вариантов (сценариев);
  • ответить на вопрос «что, если», оценить эффекты и последствия наступления каждого сценария;
  • выработать набор мер и действий в каждом из сценариев;
  • оценить вероятность (предпочтительность) наступления каждого сценария;
  • консолидировать стейкхолдеров компании или отрасли (внешних и внутренних) вокруг обсуждения желаемого будущего;
  • определить инвариантные (неизбежные) события и действия, присущие всем сценариям, и формировать на их основе план первоочередных (высокоприоритетных) действий. И даже если реальным оказывается самый негативный сценарий, его разработчики и пользователи более подготовлены к наступлению таких событий.

При этом необходимо четко понимать, что не существует одного «идеального метода» работы с будущим:

  • реальность, как правило, никогда полностью не совпадет ни с одним разработанным сценарием;
  • выбор между пессимистическим, оптимистическим и базовым сценариями может быть иллюзорным;
  • всегда есть риск разработать очевидные или слишком футурологические сценарии;
  • сценарии демонстрируют картину будущего из сегодня, их надо регулярно пересматривать;
  • сценарии — только часть общей системы стратегического прогнозирования и планирования.

По какому из вариантов пойдет наше развитие, мы вскоре увидим и будем готовы действовать решительно и быстро, опираясь на научную базу форсайта.

VUCA и BANI: пара слов для объяснения мира

Чтобы действовать адекватно, важно понимать, в какой ситуации мы находимся. А разобраться, что за мир за окном, можно, лишь описав его. Кратко, понятно, емко. Именно это пытались сделать авторы таких понятий, как VUCA и BANI

Оба акронима содержат в себе четыре характеристики, описывающие окружающую нас действительность и совокупно представляющие собой концепт, опираясь на который можно выстраивать тактики и стратегии. Как правило, модели VUCA и BANI используются в бизнес-сфере, однако «в быту» их также полезно учитывать.

VUCA считается классической моделью, а BANI рассматривают как передовую.

Vuca

  • V — Volatility (изменчивость)
  • U — Uncertainty (неопределенность)
  • C — Complexity (сложность)
  • A — Ambiguity (двусмысленность)

Появился в 1985 году.

Авторы: экономисты Уоррен Беннис, Берт Нанус

Описываемая реальность: мир после окончания холодной войны

Bani

  • B — Brittle (хрупкий)
  • A — Anxious (тревожный)
  • N — Nonlinear (нелинейный)
  • I — Incomprehensible (непостижимый)

Появился в 2020 году.

Автор: футуролог Джамаис Кашио

Описываемая реальность: мир после глобальной цифровизации

Volatility —> Brittle

Если раньше мир ощущался просто изменчивым, то, согласно новой концепции, он стал еще и более хрупким. Все не просто может перемениться в мгновение ока, но и обрушиться. Например, пандемия COVID-19 погубила целые индустрии.

Uncertainty —> Anxious

Неопределенность определенно осталась, однако автор концепции BANI выводит на первый план не ее саму, а те ощущения, которые она вызывает. В воздухе витает тревога как по поводу будущего, так и в отношении настоящего.

Complexity —> Nonlinear

Мир и был, и остается сложным и комплексным, но теперь важнее считается аспект нелинейности: не всегда возможно предугадать, к каким последствиям в будущем приведут действия в настоящем. Прямой зависимости между действием и его конечным итогом больше как будто бы нет.

Ambiguity —> Incomprehensible

Мир двусмысленный (и все немного не то, чем кажется), но он еще и непостижимый: огромное количество информации, поступающей отовсюду, делает почти невозможным учет всех существующих факторов.

Подготовила Анна Кирикова

21 тренд и модель поведения для человека XXI века

1. Ценности. 2. Здоровый vs нездоровый («однодневный») образ жизни. 3. Ответственное vs безответственное поведение. 4. Новые «религии» и усиление поляризации общества. 5. Эмоциональный капитал. 6. Урбанизация vs деурбанизация vs «умные» деревни. 7. Обостренное чувство справедливости и новые приоритеты. 8. Изучение и анализ. 9. Расширение сбора информации vs неприкосновенность личной жизни. 10. Большие данные vs традиционная статистика и социология. 11. Точечная, умная сегментация vs традиционная. 12. Паттерны поведения. 13. Ситуативное vs эмоциональное vs рациональное потребление. 14. Усиливающиеся разрывы в поколениях и социальных классах. 15. Владение vs пользование в рамках шеринг-экономики. 16. Окружающая среда / каналы потребления. 17. Цифровые вселенные, киберспорт, компьютерные игры vs реальный мир, туризм и спорт. 18. ~ 100%-ное покрытие смартфонами и доступом к интернету. 19. Лакшери vs хард / дискаунтеры // Отечественное vs импортное // Официальное vs серое. 20. Экосистемы vs гиперлокализация. 21. Диджитал (онлайн) vs фиджитал vs физические каналы. 22. Умные vs комбинированные (достроенные) автомобили, квартиры, дома, города. 23. Инновации и технологии. 24. Замена части рутинного труда ИИ и роботами. 25. Комплексные технологии продления и улучшения жизни. 26. Домашние гаджеты: 3D-принтеры, дроны, роботы, носимые устройства.

Влияние трендов на экономику, бизнес, общество в конечном счете во многом зависит от человека. Именно домохозяйства, как говорят экономисты, и их поведение определяют, будет ли закручиваться инфляционная спираль или нет, вырастет ли устойчивый спрос на отечественные продукты и окупятся ли «зеленые» инвестиции компаний. Человека будущего можно изучить сквозь призму пяти направлений:

инновации и технологии покажут, насколько новые гаджеты и цифровые устройства проникнут в повседневные практики россиян;

паттерны поведения — как поменяется спрос на продукты и услуги, принципы покупки или инвестиций в будущее;

ценности определяют модели поведения потребителя, выступают камертоном принятия решений по многим текущим и будущим вопросам;

окружающая среда и каналы потребления задают внешнюю рамку, экосистему жизни и общения человека будущего;

изучение и анализ показывают, насколько могут преуспеть современные маркетинговые и социологические инструменты в познании человека.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники

Топ-15 инноваций, которые изменят мир микроэлектроники

РБК
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций? Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций?

Кейсы стран, сумевших перестроиться вопреки ограничениям и запретам

РБК
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Сергей Филонович: «Живем как в песне — скорей бы утро, и снова на работу» Сергей Филонович: «Живем как в песне — скорей бы утро, и снова на работу»

Почему избыточный трудоголизм грозит выгоранием сотрудникам и руководителям?

РБК
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Дилетант
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Дело Финляндии — наше дело» «Дело Финляндии — наше дело»

В 1939–1940 годах театром военных действий снова стала Финляндия

Дилетант
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых! Почему музыка из вашей молодости — лучше? Узнайте интересный ответ ученых!

В чем секрет привлекательности музыки из молодости?

ТехИнсайдер
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Найди меня Найди меня

Зачем люди ищут свои корни и почему готовы платить за это огромные деньги

Grazia
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Если болит животик Если болит животик

Какие могут быть причины болей в животе у ребенка?

Лиза
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Открыть в приложении