Какие навыки помогают руководить в эпоху турбулентности
О том, как управлять разновозрастными командами и чему нужно обучать лидеров разных поколений, рассказал ректор Московской школы управления «Сколково» Александр Ким

Как развивается рынок бизнес-образования в условиях постоянных внешних изменений?
Отрасль развивается поступательно и в соответствии с текущими вызовами. Существует спрос со стороны бизнеса и управленцев, есть сильные образовательные институции и отлаженные механизмы взаимодействия.
Согласно HR-исследованию, которое ежегодно проводит Школа управления «Сколково», примерно треть российских компаний нацелены на то, чтобы продолжать обучать своих менеджеров высшего звена. При этом 39% крупных компаний с численностью сотрудников более тысячи и 25% средних организаций планируют в этой части сотрудничать с российскими бизнес-школами.
Турбулентность становится постоянным спутником экономической жизни. Но это не препятствие, а, напротив, катализатор изменений. Единственный сдерживающий фактор — ограниченность времени на адаптацию. Но, несмотря на относительную молодость ведущих бизнес-школ страны, нам удалось добиться значимых результатов и признания, в том числе на международном уровне.
Какие тренды вы можете отметить на рынке делового образования в России?
Бизнес-образование всегда отвечает на потребности бизнеса: как и прежде, управленцам нужны эффективные инструменты для развития компаний и, соответственно, практикоориентированное обучение.
К примеру, управление персоналом — базовый элемент любого бизнес-образования, как 20 лет назад, так и сегодня. При этом сейчас все больше руководителей приходят с запросом на организацию коммуникации между разными поколениями сотрудников. Потому что в современных коллективах работают представители трех, а то и четырех поколений, у которых разные ценности и приоритеты. Сделать так, чтобы сотрудники могли продуктивно общаться и договариваться между собой, сложная, но крайне важная для бизнеса задача.
Второй актуальный запрос — повышение операционной эффективности. Многие компании сталкиваются с ограничениями в привлечении ресурсов, финансирования, доступе к технологиям. Необходимо искать внутренние источники роста.
Третье направление — запрос на развитие лидерских качеств: умение выстраивать управление как командой, так и самим собой. Именно от лидера зависит, насколько гибко компания может приспосабливаться к меняющимся условиям и новым вызовам на рынке.