Как работает первый в России акселератор развлекательных стартапов

РБКБизнес

Инвесторы в мемы

Как работает первый в России акселератор развлекательных стартапов

Текст Настя Березина

Команда FunCubator пытается найти «взрывные» развлекательные стартапы, пока они «никому не нужны»

В 2017 году компания FunCorp, разработчик популярного генератора мемов iFunny, запустила нишевый акселератор для стартапов из индустрии развлечений. С тех пор FunCubator собрал звездную команду, вложил в молодые проекты десятки миллионов рублей и получил статус главного инвестиционного подразделения FunCorp

«Мы помогаем стартапам выйти в космос. Даем деньги здесь, но надеемся, что они завоюют мир. Поэтому выбираем только сильных. Предприниматель не котенок, это лев с кровью на морде, который только что убил. Таких и ищем — голодных, кровожадных», — патетические рассуждения ведущего аналитика FunCubator Алмаса Абулхаирова об инвестиционной стратегии забавно контрастируют с проектами, которыми занимается акселератор.

FunCubator в конце мая 2017 года запустила кипрская компания с российскими корнями FunCorp, принадлежащая Владимиру Закоулову, Сергею Алексеенко и Андрею Грудкину. Ее самый известный продукт: приложение — генератор мемов iFunny. Сервис с семилетней историей популярен у американской аудитории: согласно данным SimilarWeb, он входит в топ-50 приложений в категории «Развлечения» в App Store и в топ-40 всех Android-приложений на рынке США. FunCorp суточную аудиторию iFunny оценивает в 4 млн пользователей.

После пяти лет работы над приложением акционеры FunCorp решили расширить бизнес и найти проекты, способные придать толчок в развитии головной компании. Сначала менеджеры подыскивали такие проекты самостоятельно, но потом пришли к мысли о необходимости найма новой команды. Ее собрали из известных на рынке специалистов. Управляющим партнером FunCubator стал бывший исполнительный директор разработчика игр KamaGames Studio Виктор Захарченко, директором по продуктам — экс-глава аналогичного подразделения в Tribuna Digital (владеет Sports.ru) Михаил Калашников, а ведущим аналитиком — Абулхаиров из фонда ABRT Venture Fund.

Нишу, в которой акселератор ищет проекты, руководители называют funtech. «Развлечения — фан (англ. fun), основанный на технологиях», — объясняет Захарченко. Несмотря на внятное позиционирование FunCubator, не все претенденты понимают стратегию проекта. Например, в акселератор обращался сервис такси с «веселой музыкой», с улыбкой вспоминают собеседники журнала РБК.

Сначала FunCorp отвел «дочке» два года на поиск стартапов и выделил $10 млн. Сумма включает начальные раунды инвестиций и не подразумевает увеличения доли в проектах. «Если нам это потребуется, мы выделим дополнительные деньги», — говорит совладелец FunCorp Сергей Алексеенко.

Для российского рынка $10 млн — огромные деньги, подчеркивает Захарченко: «У нас на развлекательные стартапы не смотрят даже бизнес-ангелы, непонятны перспективы монетизации. С аудиторией в 10–15 тыс. человек, достаточной для, например, онлайн-магазина, funtech-проекты не могут рассчитывать на рекламу и другие способы заработка».

Команда FunCubator увидела перспективы там, где другие не искали: парадокс ниши в том, что в ней обкатываются передовые технологии, способные позднее «принести миллионы», говорит Абулхаиров. «Такие проекты обычно проходят две стадии: сначала они никому не нужны, потом все хотят стать их инвесторами, но никто не нужен уже им самим. Наша задача — отловить потенциально взрывные стартапы на первой стадии», — добавляет Калашников. Шесть ключевых областей поиска — AR/VR, онлайн-сообщества, киберспорт, мессенджеры, медиа и видео. Объем инвестиций — от $10 «для покупки кофе в ночь писания кода» до более чем $1 млн в случае глобального «масштабирования».

Ищет проекты акселератор как через партнерство с хакатонами, так и через открытый прием заявок. В портфеле пять «твердых» инвестиций, еще десять сделок скоро будут закрыты. Средний объем вложений составляет 2 млн руб., доля акселератора не превышает 15–20%. До апреля 2019 года FunCubator хочет инвестировать еще в 20 проектов и нарастить средний объем до 30– 40 млн руб.

Поиск на хакатонах менее эффективен, признает Захарченко: там всегда много интересных идей, которые редко получают развитие. В подобные идеи FunCubator вложил до $100 тыс., которые не окупились: два проекта были свернуты по вине основателей, бизнес-модель еще одного разрушило изменение алгоритмов Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

«Немаскарад» и мемы

Поиск стартапов через заявки оказался более результативным. От заявок акселератор ждет «минимально жизнеспособного продукта» (MVP). «Иногда это похоже на автомобиль, который не доехал до финиша жалких 100 м. И мы в него просто вливаем бензин: не чиним машину, если она сломана, а даем немного топлива», — объясняет Абулхаиров. Калашников вспоминает, что спустя месяц после старта в FunCubator пришло более сотни заявок. На их разбор у него ушло около двух месяцев.

Одним из первых обратился в акселератор разработчик мобильных игр из Санкт-Петербурга Филипп Карманов. В FunCubator он пришел с готовым проектом — студией разработки брендированных HTML-5 игр Black Snowflake. Играми Карманов занялся в 2007 году, в возрасте десяти лет. Два года назад основал студию. «В FunCubator пришел скорее не за инвестициями, а для поиска новых партнеров. Поскольку я сосредоточился на брендированных играх, хотелось заполучить в клиенты крупные рекламные агентства», — объясняет предприниматель. Полгода назад, одновременно с развитием Black Snowflake, он начал создавать игры для iFunny. По словам Карманова, они пользуются популярностью: «Чаще всего аудитория играет в два раза дольше, иногда — в 3–4 раза, чем смотрит видео [в приложении]».

Сначала Карманов воспринял стратегию FunCubator как «MSQRD-стайл»: «Быстро вложиться в успешный проект и выгодно его продать [в марте 2016 года Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) приобрела белорусскую компанию-разработчика MSQRD всего через месяц после запуска приложения. — РБК]». Но уже по ходу общения понял, что акселератор заинтересован не в стремительной монетизации инвестиций, а в усилении материнской компании.

Сотрудничество в iFunny убедило команду FunCubator инвестировать в Black Snowflake. Стороны не раскрывают деталей, Карманов лишь уточняет, что доля акселератора не превышает 20%, а объем инвестиций — ниже 0,5 млн руб. От знакомства до сделки прошло всего четыре месяца, радуется стартапер: другой венчурный фонд, в который он обращался за средствами, не ответил на письмо. Альянс с FunCubator Карманов считает продуктивным: студия вышла на стабильный график производства — выпускает минимум игру в неделю.

Одновременно с Black Snowflake в портфеле FunCubator появился «генератор видеопоздравлений» Fantomas.video. Сервис позволяет скрестить собственные фотографии со знаменитыми клипами и сценами из фильмов, например с Gangnam Style или с танцем из «Криминального чтива», и сменить лица главных героев на лица с фото. По словам Захарченко, проект находится на стадии эксперимента и переносит продукт в мобильный формат. Ориентиром служит американский JibJab, уточняет управляющий партнер FunCubator. Разработчики уже изготовили демоверсию, а платформой для тестирования станут «Одноклассники», уточняет Калашников. С осени FunCubator планирует нарастить объем инвестиций в проект и запустить маркетинговую кампанию Fantomas.video в США.

В числе портфельных проектов акселератора также крупнейшая «энциклопедия мемов» Рунета Memepedia. «Раньше люди, которые любили мемы и разбирались в них, были фриками на задворках. Но пару лет назад произошел культурный сдвиг, появилась потребность понимать, что тот или иной мем значит, правильно его использовать. Такой сервис нужен и в b2b-секторе: редакторам пабликов, сайтов»,— объясняет Калашников. Под руководством FunCubator у проекта получилось нарастить аудиторию в 1,5 раза, до 750 тыс. пользователей в месяц. Теперь основатели нацелены на получение рекламных интеграций. Есть и другие пути монетизации: например, подписка и расширение функций пользовательского сообщества.

Оживляя Носферату

Команды FunCubator пристально следят за видеосервисами, в портфеле акселератора уже два проекта из этой сферы. Первый — производитель контента Brand and Story, который специализируется на съемках коротко- и полнометражного кино. При поддержке FunCubator продюсеры проекта Илья Аксенов и Влад Малышев в феврале 2018 года выпустили первый фильм «КВНщики».

Второй «видеоактив» акселератора — студия web-сериалов «Дикий Digital» Виктории и Виктора Кравченко (подробнее читайте на с. 18–19). Основатели студии ранее снимали коммерческие видео, а осенью 2017 года создали web-сериал «Дикий Digital» и загорелись идеей наладить производство таких проектов. В поисках способов монетизации Кравченко обратились к FunCubator. «До нас все web-сериалы изначально были брендированы и снимались под заказ, мы же попытались сделать наоборот», — объясняет Виктор.

Сначала студия хотела продать акселератору исключительно preroll (рекламу перед началом ролика) примерно за 50 тыс. руб. «Мы искали любые деньги, чтобы снять пилот», — объясняет Виктория. На встрече представители FunCubator заинтересовались проектом и предложили основателям подумать об инвестициях. «Они произнесли красивую мантру о желании стать Netflix для веб-сериалов, от которой у нас загорелись глаза, как у Рокфора от сыра», — вспоминает Захарченко.

Калашников замечает, что, несмотря на кураторство молодых компаний, FunCubator остается «тоже в каком-то смысле стартапом». Акселератор пережил цикл, после которого изначально планировалось его закрытие, и превратился в «постоянное инвестиционное подразделение FunCorp», говорит Михаил. KPI от материнской компании все же существуют: по словам Абулхаирова, стоит задача не только окупить вложения, но и получить тройную отдачу от инвестиций по всем активам за пять лет.

Захарченко заверяет, что, если KPI не будут выполнены, это не станет «смертельной точкой и показателем того, что не получилось». «Мы играем в высокорисковой зоне. И все проекты, как Носферату, пока не мертвые, но и не до конца ожившие. Вот в этом мы и видим главную возможность и главный риск — помочь или не помочь им ожить», — заключает управляющий партнер FunCubator.

Топ-10 инвестиций в медиа в 2017 году

Объем инвестиций, $ млн

Источник: TNW

Фото: Юрий Чичков для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайная кнопка Тайная кнопка

Чем ближе мы друг к другу, тем больше влияем на поведение и восприятие близких

Psychologies
Just Love Just Love

Сати Казанова о творчестве, собственном выборе и о том, кто ее вдохновляет

OK!
Как одеться в японском стиле: 3 идеи от Кати Клэп Как одеться в японском стиле: 3 идеи от Кати Клэп

Катя Клэп выпустила видео по мотивам путешествия в Японию

Cosmopolitan
Утилитарность – не порок Утилитарность – не порок

Обновившийся Hyundai H-1 с июня продается в России

АвтоМир
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
Ксения Новикова: Ксения Новикова:

Ксения Новикова из «Блестящих»: какие мужчины встречались на ее пути

Караван историй
Без кормовой базы Без кормовой базы

Из-за санкций западные инвестбанки лишились бизнеса в России

Forbes
Второй Сталинград: последний бой офицерских штурмовых батальонов Второй Сталинград: последний бой офицерских штурмовых батальонов

Кто во время атаки ляжет на землю, после боя будет расстрелян как трус и паникер

Maxim
Максим Скулачев: «Похоже, что мы взломали механизм старения!» Максим Скулачев: «Похоже, что мы взломали механизм старения!»

О том, когда настанет вечная молодость, рассказывает биохимик Максим Скулачев

Maxim
3 открытия, которые облегчают жизнь 3 открытия, которые облегчают жизнь

Что делать со своими негативными чувствами

Psychologies
Дарья Донцова: «Могу полетать на метле» Дарья Донцова: «Могу полетать на метле»

Писательница раскрыла «СтарХиту» секреты крепкого брака

StarHit
Ты этого ждала: 10 идей пляжных образов в стиле героев Disney Ты этого ждала: 10 идей пляжных образов в стиле героев Disney

Подборка идеальных пляжных образов, вдохновленных героями любимых мультфильмов

Cosmopolitan
Я люблю тебя, лошадка: что такое пони-плей Я люблю тебя, лошадка: что такое пони-плей

Рассказываем об одном из направлений БДСМ, которое получило название «пони-плей»

Cosmopolitan
Сериалы Netflix, которые выйдут в 2018 году Сериалы Netflix, которые выйдут в 2018 году

Новый сезон «Карточного домика», мрачный перезапуск «Сабрины, маленькой ведьмы»

Esquire
Глубина свободы Глубина свободы

Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы

Вокруг света
5 вещей, которые должны быть в сумочке, если ты собралась на летний фестиваль 5 вещей, которые должны быть в сумочке, если ты собралась на летний фестиваль

Проверь, взяла ли ты всё необходимое, чтобы ничто не испортило тебе отдых

Cosmopolitan
Голодные игры Голодные игры

Действительно ли модное сегодня лечебное голодание — панацея от всех недугов?

Добрые советы
Новая «Миссия невыполнима»: вечный Круз, крутой Кавилл и много-много экшна Новая «Миссия невыполнима»: вечный Круз, крутой Кавилл и много-много экшна

Стартовала шестая часть франшизы с Томом Крузом «Миссия невыполнима»

Playboy
10 лучших альбомов июня 10 лучших альбомов июня

Важнейшие альбомы, вышедшие за последний месяц

Esquire
Топ-10 мемов Чемпионата мира по футболу! Топ-10 мемов Чемпионата мира по футболу!

Все самые яркие моменты, которыми запомнился нам ЧМ

Maxim
История Грузинских 90-х на показе Vetements История Грузинских 90-х на показе Vetements

Не самая сенсационная, зато точно самая личная коллекция дизайнера

Esquire
Слабоумие и отвары Слабоумие и отвары

Чем лечились от всяких холер наши мудрые предки до изобретения прозака

Maxim
Буря в стакане: как американский бизнесмен совершил алкогольную революцию Буря в стакане: как американский бизнесмен совершил алкогольную революцию

Житель Нью-Йорка Джо Мальокко воскресил бренд виски и возродил моду на бурбон

Forbes
Стейки и морепродукты в одной тарелке: необычные рецепты от шефа Moregrill Стейки и морепродукты в одной тарелке: необычные рецепты от шефа Moregrill

Surf&Turf — гастрономический жанр, объединяющий на тарелке дары земли и моря

Cosmopolitan
Андрей Родионов Андрей Родионов

Андрей Родионов: Дачный царь

Esquire
Флойд Мейвезер и Джордж Клуни стали самыми высокооплачиваемыми звездами Флойд Мейвезер и Джордж Клуни стали самыми высокооплачиваемыми звездами

Иногда некоторым звездам удается вернуться под свет софитов

Forbes
Citroën Jumpy Citroën Jumpy

Самая длинная и грузоподъемная версия Citroën Jumpy

Quattroruote
Как парусники ходят против ветра? Как парусники ходят против ветра?

В книге о приключениях капитана Блада есть несколько очень крутых сцен

Популярная механика
Экскурсия по уникальной студии «Матч ТВ» специально для «Популярной механики» Экскурсия по уникальной студии «Матч ТВ» специально для «Популярной механики»

Уникальная студия национального спортивного телеканала «Матч ТВ»

Популярная механика
Крылатая технократия Крылатая технократия

В чем машины, созданные людьми, уступают обычным голубям

Вокруг света
Открыть в приложении