Почему бывший американский фастфуд в России растет как на дрожжах

РБКБизнес

Эволюция бургера

Почему бывший американский фастфуд в России растет как на дрожжах

Автор: Александр Столяров

Российский фастфуд, представленный в новом рейтинге РБК 500 четырьмя компаниями, за минувшие три года показал значительный рост. Обороты и чистая прибыль компаний «Вкусно — и точка», Burger King и KFC, перешедших под управление новых владельцев, увеличились в несколько раз. Хорошо чувствовал себя и сегмент кейтеринга. РБК разбирался, в чем секрет этого стремительного роста и сколько российские предприниматели заработали на великой бургерной мечте.

Три короля

После 2022 года, когда из страны начал массово уходить западный бизнес, российские рестораны быстрого питания смогли не только удержаться на плаву, но и значительно улучшить финансовые показатели.

Так, у управляющей компании «Система ПБО» (сеть «Вкусно — и точка»; до 2022 года — «Макдоналдс»; занимает 109-е место в рейтинге РБК 500) в 2021 году выручка составляла 75 млрд руб. В 2024 году она достигла 187 млрд руб. Чистая прибыль компании за тот же период увеличилась в восемь раз — до 17 млрд руб. Похожим образом росла и «Бургер Рус» (227-е место), управляющая сетью ресторанов Burger King в России. С 2021 по 2024 год ее выручка увеличилась на 82%, до 90 млрд руб. И если до 2022 года российская часть глобальной Burger King демонстрировала убытки, теперь она стала прибыльной. В 2024 году чистая прибыль сети составила 1,6 млрд руб. Не уступает конкурентам и «Интернэшнл ресторант брэндс» (427-е место), крупнейший франчайзи KFC, работающий под брендом Rostic's. Его выручка с 2021 по 2024 год увеличилась на 68%, почти до 43 млрд руб., а чистая прибыль в прошлом году лишь немного не дотянула до 1 млрд руб.

В пресс-службе «Вкусно — и точка» РБК пояснили, что рост финансовых показателей связан с разработкой более 200 новинок меню, развитием приложения и онлайн-доставки, а также локализацией критически важного оборудования и IT-систем. Компании удалось сохранить вкус и качество оригинальной продукции. В компании подчеркнули, что «Вкусно — и точка» стала более локальным брендом, и это позволило быстрее выводить новинки на рынок, чем в те времена, когда сеть принадлежала международной корпорации.

В компании ожидают, что в следующем году финансовые показатели будут не хуже, чем в предыдущем. «Вкусно — и точка»

планирует открывать новые рестораны, в том числе в городах, где она раньше не присутствовала, а также продолжает работу над обновлением меню.

Рост в сфере российского фастфуда обусловлен удачной рыночной конъюнктурой, увеличением среднего чека и тем, что питаться в них начала значительная доля среднего класса, говорят опрошенные РБК эксперты. Большую роль сыграло и то, что российским предпринимателям удалось быстро и за низкую цену консолидировать довольно большие разрозненные активы.

По словам гендиректора компании по производству десертов «Фрикейк» Виталия Панова, компании, управляющие сетями фастфуда, перейдя под управление российскому бизнесу, получили уже готовую инфраструктуру, отлаженные процессы, узнаваемые локации. Это позволило обойтись минимальными капитальными вложениями. Сети быстро локализовали цепочки поставок и адаптировали меню под внутренний рынок. Помогли фастфуду и экономические трудности в стране: в такие турбулентные годы в ресторанной сфере, как правило, размывается средний сегмент потребителей, спрос смещается от кафе и ресторанов вниз — в сторону более дешевых заведений быстрого обслуживания.

Старший преподаватель кафедры «Инновационное предпринимательство» МГТУ им. Баумана Теймураз Кемхашвили пояснил РБК, что «Вкусно — и точка» смогла улучшить финансовые показатели за счет оптимизации затрат, это увеличило выручку примерно на 20%. Также компании помогло партнерство с «Мираторгом» в виде постройки совместного завода. Burger King рос благодаря региональной экспансии и развитию доставки. Rostic’s вырос из-за интеграции 97 точек франчайзи «Эй Кей Раша», которые «Интернэшнл ресторант брэндс» приобрела в декабре прошлого года.

Без влияния глобальных франчайзеров российский фастфуд стал гибче, резюмируют эксперты. «В структуре McDonald's раньше решения принимались долго, сложно было предложить и одобрить новую локацию, практически невозможно было стать их поставщиком», — рассказывает инвестиционный директор Atomic Capital Илья Перелешин. Сейчас можно быстрее внедрять новые продукты, учитывающие локальные особенности. Они упростили меню, стандартизировали процессы.

Помог и общерыночный тренд — рост спроса на доставку. Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Екатерина Щекина поясняет, что потребители, среди которых растет доля молодежи, стали реже готовить дома самостоятельно, в связи с этим растет популярность готовой еды как в супермаркетах, так и в сегментах общественного питания. Это повлияло на рост количества чеков.

Новые старые владельцы

Одна из главных причин успеха российского фастфуда в том, что активы достались новым владельцам необычно дешево. Западные компании передавали их, стремясь не заработать, а скорее минимизировать потери — и не только материальные. Крупнейшим франчайзи повезло: по словам Ярослава Кабакова, директора по стратегии инвестиционной компании «Финам», они были единственными легальными и управленчески подготовленными покупателями. Они могли быстро взять под контроль бизнес и снизить риск прекращения работы. Продажа им точек быстрого питания позволила головным компаниям сохранить репутацию, выполнить обязательства перед сотрудниками и уйти без потерь активов. Кроме того, такая сделка сохранила американским корпорациям шансы на возвращение, т.к. ими мог быть заложен опцион на обратный выкуп.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении