Мы уже пережили бум метавселенных или все только начинается?

РБКHi-Tech

Эхо Большого взрыва

Мы уже пережили бум метавселенных или все только начинается?

Автор: Мария Решетникова

Roblox

О метавселенных широко заговорили еще в 2021 году, в 2022-м вопросов было больше, чем ответов, но к 2023 году шумиха, похоже, утихла. Надолго ли? РБК выяснил, что сегодня происходит с виртуальными мирами и куда движутся разработки для VR.

Гонки метавселенных по кривой хайпа

Идея метавселенных стала популярной в 2021 году, когда глава Meta* Марк Цукерберг объявил о запуске проекта VR-пространства, где участники с помощью специальных гарнитур смогут общаться, работать и переживать иммерсивный опыт. Эту идею поддержала Microsoft. Компания презентовала пространство Mesh, где люди в виде голограмм взаимодействуют с цифровыми объектами. Вскоре в гонку метавселенных включились и другие игроки.

Год прошел, но прорыва так и не случилось. Крупные IT-компании показывали свои наработки, но по большей части они касались гарнитур. В июне 2022 года Цукерберг лично продемонстрировал журналистам Project Cambria— прототипы гарнитур смешанной реальности (XR—смесь дополненной и виртуальной реальностей). Но и этот проект еще находится в стадии разработки.

В итоге первоначальный интерес к технологическому явлению оказался выше, чем его прогресс. Аналитики Gartner в 2022 году представили «кривую хайпа». Она показывает, что тренд на метавселенные набирает обороты, но им потребуется пройти путь длиной в десятилетие, чтобы стать по-настоящему полезными и широко применимыми. Пока же как таковых метавселенных не существует, но развиваются их отдельные компоненты—цифровые двойники, AR- и VR-гарнитуры, Web3 (новое поколение децентрализованного интернета на блокчейне), которые обещают новый уровень взаимодействия в виртуальном и физическом мирах.

В 2023 году крупные компании, занимающиеся метавселенными, сворачивают разработки. Microsoft закрыла социальную VR-платформу AltspaceVR и свернула проект метавселенной для промышленности. Основной «двигатель» технологии, Meta*, сокращает разработчиков и урезает расходы, но пока сохраняет проект метавселенной. Те компании, для которых метавселенные были побочными проектами, например китайские Tencent и ByteDance, просто прекращают разработки.

В 2023 году метавселенными можно назвать разнообразные среды и активы, которые существуют в виртуальном пространстве. Именно поэтому скепсис критиков идей Цукерберга набирает обороты.

Но продукты для VR успешно развиваются и входят в нашу жизнь. Так, VR-гарнитура Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest 2 стала самой популярной на рынке (более 15 млн продаж). А приложение для гарнитуры Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest к 2023 году было установлено более 21 млн раз. Так что же происходит в отрасли виртуальной реальности и каковы ее перспективы?

Реальные ожидания от виртуальных миров

Согласно исследованию платформы продуктов для метавселенных METAV.RS «Рынок метавселенных 2022–2023» (Metaverse market— statistics for 2022–2023), в первом квартале нынешнего года рынок оценивался более чем в $47 млрд. Аналитики из McKinsey, Bloomberg и других экспертных компаний ожидают, что ежегодно он будет расти на 13,1%. По их мнению, стоимость метавселенных к 2024 году превысит $800 млрд, а к 2030 году— $5 трлн. Эксперты подсчитали, что к началу 2023 года число ежемесячных пользователей VR превысило 400 млн человек. Самым крупным считается сообщество виртуальной игровой платформы Roblox (230 млн человек).

Уровень развития метавселенных определяется и распространением AR- и VR-технологий. В 2022 году по всему миру было продано 8,8 млн гаджетов AR и VR, а в 2023-м продажи, по данным аналитиков IDC, вырастут на 31,5%, достигнув 12,8 млн единиц. В 2026 году продажи могут составить уже до 35,1 млн устройств.

Horizon Worlds

Пока суд да дело

Компании используют виртуальную реальность для улучшения своей работы, создания нового имиджа бренда или укрепления связи с потребителями.

В 2023 году более 160 компаний разрабатывают технологии метавселенных. Microsoft, Nvidia и еще более 30 IT-компаний развивают платформы для совместной работы, а консалтинговый гигант Accenture создал среду Nth Floor, в которой представлены копии реальных офисов.

Пока же самыми многочисленными виртуальными мирами остаются игровые пространства: Roblox (400 млн человек), Minecraft (165 млн) и Fortnite (85 млн). В этих мирах работают крупные мировые бренды. Например, у Gucci в Roblox развивается сообщество Gucci Garden (более 19 млн человек). Это виртуальный бутик, в котором можно выбирать и покупать цифровые предметы одежды.

Некоторые открывают магазины прямо на виртуальных платформах. Так, автопроизводитель Acura создал VR-автосалон на децентрализованной платформе Decentraland. А российский оператор связи МТС инвестировал $100 млн в создание метавселенной, где будут продвигать цифровые продукты компании и ее партнеров, а также оказывать услуги пользователям.

Организации проводят в метавселенных мероприятия, а правительства создают в них цифровые копии городов и открывают посольства. Так, в начале 2023 года в столице Южной Кореи Сеуле запустили проект Metaverse Seoul, который представляет собой виртуальную копию города. Посетители Сеула в метавселенной смогут получать различные госуслуги. В VR-среде теперь даже можно судиться—в феврале 2023 года в Колумбии прошло первое судебное заседание, все участники которого были представлены аватарами.

«Кривая хайпа» для новых технологий

Источник: Gartner

Тренды метавселенных в 2023 году

Если говорить о трендах года, то в 2023-м компании начнут использовать метавселенные значительно шире, а также появятся технологии, которые выведут работу в них на новый уровень. Отметим некоторые из них.

1Компании будут создавать больше рабочих пространств в метавселенных

Этот сценарий предсказывают аналитики McKinsey & Co. Важным трендом станет развитие промышленных метавселенных, где можно будет моделировать реальные процессы производства и проектировать новое оборудование. По прогнозам ABI Research, к 2030 году этот рынок достигнет оценки в $100 млрд.

Производство, транспорт и жилищное хозяйство уже используют VR. Первым этапом реализации промышленных метавселенных стали цифровые двойники: виртуальные копии физического объекта или среды, где можно тестировать процессы. Так, финско-американский исследовательский центр в области электронных систем Nokia Bell Labs сотрудничает с AeroFarms, развивающей технологии устойчивого сельского хозяйства, чтобы собирать данные с полей дронами и передавать их в цифровой двойник. Это позволяет оптимизировать полив, а также энергозатраты фермеров.

Развитие технологий позволит создавать более сложных двойников для разных задач. Российская сталелитейная и горнодобывающая компания «Северсталь» развивает метавселенную с рабочими пространствами, площадками для презентаций, аватарами и т.п. В перспективе в ней можно будет проектировать 3D-модели реального оборудования.

Но создание метавселенной доступно не каждой компании. Стоимость ее разработки колеблется в пределах от $10 тыс. до $400 тыс., поэтому в условиях нестабильности рынка владельцы предприятий скорее направят эти средства на другие нужды.

2Компании начнут применять технологии метавселенных для повышения ценности своего бизнеса

С такими ожиданиями выступили эксперты иммерсивной платформы для работы Virbela. Компании станут проводить VR-тренинги, где лидеры будут презентовать сценарии развития или запускать маркетинговые тестирования. Первые компании — последователи метавселенных, вероятно, к концу года начнут создавать виртуальные корпоративные кампусы для обмена опытом и тестирования решений для бизнеса.

По данным опроса диджитал-агентства UneeQ, к началу 2023 года 56% брендов либо уже имели стратегию метавселенной, либо работали над ней. Однако у 44% такой стратегии пока нет. При этом большая часть «отстающих» — 26% компаний — пока не уверены, нужно ли им вообще внедрять такие технологии.

3Разработчики станут уделять внимание приватности в метавселенных

Так, Meta* в 2023 году начала тестировать приватные виртуальные миры для своей социальной VR-платформы Horizon Worlds. Они позволят пользователям создавать пространства для общения с друзьями или для проведения тематических встреч.

4Будут развиваться и открытые метавселенные

В начале 2023 года некоммерческая организация Linux Foundation запустила проект Open Metaverse Foundation (OMF), чтобы предоставить пользователям платформу метавселенной с открытым исходным кодом. В ней любой желающий сможет создавать софт и стандарты для инклюзивной, независимой и масштабируемой метавселенной, которая в итоге не будет принадлежать никому.

В связи с этим встает вопрос безопасности данных в открытых метавселенных и соблюдения прав ее участников. Пока неясно, потребуется ли от них раскрывать свою личность, кто и как будет агрегировать данные и защищать их. Также непонятно, будет ли наступать ответственность за противоправное поведение в метавселенной (домогательства, оскорбления и т.д.). Пока эти проблемы решаются только на уровне компаний. Например, когда в рамках тестирования метавселенной Horizon Worlds пользовательница пожаловалась на домогательства, Meta* ввела дистанцию 120 см между аватарами.

Mesh

5Можно ожидать появления более продвинутых технологий аватаров

Уже в 2023 году аватары станут максимально реалистичными. Meta* в феврале уже выпустила улучшенные 3D-аватары для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Messenger, Instagram (принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и VRсред. А Microsoft в марте 2023 года внедрила поддержку 3D-аватаров в свою VR-платформу Mesh. Пользователь может кастомизировать их вплоть до подбора деталей (очки, слуховой аппарат).

Будут развиваться и автономные аватары с поддержкой искусственного интеллекта, которые могут действовать от имени человека в любой метавселенной. Их разрабатывает калифорнийская ИИ-компания DeepMotion, которая с помощью технологий захвата движений «оживляет» аватары. Чтобы создать их, требуется загрузить на устройство софт компании с встроенными алгоритмами и обработать с помощью него видео.

6Расширятся возможности для работы и развлечений

По мере развития технологий посетители метавселенных смогут взаимодействовать с виртуальными 3D-объектами даже без гарнитуры. Disney разрабатывает AR-приложения для своих парков развлечений, для которых не требуются 3D-очки. В сентябре 2022 года компания запатентовала технологию, которая использует компьютерное зрение для отслеживания движений глаз пользователей и проецирует виртуальную сцену, выглядящую как трехмерная под конкретным углом.

Но многие пользователи не могут участвовать в работе метавселенных, так как они подвержены «симуляторной болезни»—форме укачивания при использовании VR-гарнитуры. С подобными проблемами сталкиваются и люди с нарушениями слуха и зрения. Последние версии популярных VR-решений—HTC Vive, Oculus Quest 2 и PlayStation VR—получили более чувствительные сенсоры, чтобы пользователь мог лучше контролировать ситуацию в виртуале. Однако и сам контент для метавселенных должен улучшаться—получать сверхвысокое разрешение, быстро адаптироваться к движениям головы и тела и т.д.

Отдельной проблемой стала высокая стоимость гарнитур (от $400 до $3500). Самые дорогие версии предназначены для промышленности. Например, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest Pro VR стоит около $1500, а Microsoft Hololens 2—$3500.

7Будут развиваться децентрализованные площадки для покупки/продажи вычислительных мощностей

В рамках таких площадок каждый пользователь сможет за вознаграждение делиться мощностями своих устройств вплоть до смартфонов. Так уже работает SETI—международный проект распределенных вычислений, в котором добровольцы жертвуют время бездействия своих компьютеров для анализа радиосигналов из космоса с целью найти признаки внеземного разума. Подобный подход может дать огромный объем ресурсов и для развития метавселенных.


Аналитики исследовательских компаний Boston Consulting Group, Forrester, а также поставщика оборудования для центров обработки данных Vertiv выделили тенденции, которые будут определять курс развития метавселенных в 2023 году.

  • Шумиха утихнет. Слово «метавселенная» будет использоваться реже, а многие компании откажутся от него, чтобы четче позиционировать новые продукты. Так уже поступила Apple.
  • Метавселенные будут развиваться как функция, а не продукт. Компании будут добавлять 3D-компоненты в технологии для совместной работы, в том числе в сервисы Zoom, Slack, Webex или Google Apps.
  • Начнется расцвет корпоративных метавселенных. Самыми популярными станут два варианта их использования—цифровые двойники и обучающие приложения для сотрудников.
  • Метавселенные будут развиваться вместе с сетями 5G. Для нормальной работы VR-сред требуются сети с малой задержкой и высокими скоростями. Уже в 2023 году метавселенные будут использовать 5G для внедрения нового функционала.
  • Наберут популярность платежи в метавселенных. На рынок выйдут финтех-компании и платежные системы, которые предложат стандарты для безопасных и надежных операций с криптоактивами, а также более низкие комиссии за такие услуги.
  • Метавселенные станут маркетинговым каналом. Рекламные агентства уже обращаются к VR как к самостоятельному инструменту. Так, развивается новое направление рекламы—gamevertising. Компании встраивают рекламу в игры, создают брендированные пространства или спонсируют события в VR.

* Корпорация Meta признана экстремистской и запрещена в России.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как птицы учатся использовать звёздный компас Как птицы учатся использовать звёздный компас

Биологи связали популяции птиц, зимующих в одном районе, а гнездящихся в другом

Наука и жизнь
Их невозможно убить! 5 человек, которым удалось пережить смертную казнь Их невозможно убить! 5 человек, которым удалось пережить смертную казнь

Казалось бы, приговор к смертной казни — это всё, неминуемый конец жизни

ТехИнсайдер
Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику» Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику»

Заглядываем в будущее вместе с экономистом и прогнозистом Александром Чулоком

РБК
Высокая аквакультура. Как проходит цифровизация рыбоводческих хозяйств Высокая аквакультура. Как проходит цифровизация рыбоводческих хозяйств

Шутки о «настоящей белорусской форели» могут быть не так уж далеки от реальности

Цифровой океан
«Мы расширяем границы кредитования для предпринимателей» «Мы расширяем границы кредитования для предпринимателей»

Как выстоять в жесткой конкуренции за клиентов

Деньги
Ждули: почему российские женщины выходят замуж за заключенных Ждули: почему российские женщины выходят замуж за заключенных

Ждули: разбираемся в истоках феномена и объясняем, при чем тут стереотипы

Forbes
Чего не может Zoom Чего не может Zoom

Незаметные, но полезные функции систем видео-конференц-связи

Цифровой океан
Как работает градусник: почему не меняет показания после измерения и что содержится внутри, если не ртуть? Как работает градусник: почему не меняет показания после измерения и что содержится внутри, если не ртуть?

Что содержится внутри градусника, если не ртуть?

ТехИнсайдер
Глухота как бесстрашие Глухота как бесстрашие

Что такое абсурд по Дэвиду Линчу

Weekend
Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость

Как существовать в эти смутные времена полноценно, не теряя ни дня своей жизни?

Psychologies
Страшно интересно Страшно интересно

Чем ИИ напугал сильнейшие умы человечества

Цифровой океан
«Я умен, зол и завистлив»: почему пьесы Александра Островского востребованы сегодня «Я умен, зол и завистлив»: почему пьесы Александра Островского востребованы сегодня

Нина Шалимова рассказывает о феномене драматурга Островского

Forbes
Музыкальная пауза: история хита Everybody (Backstreet’s Back) группы Backstreet Boys Музыкальная пауза: история хита Everybody (Backstreet’s Back) группы Backstreet Boys

Почему судьба Backstreet’s Back изменилась после хита Everybody?

Правила жизни
Кишечную микробиоту назвали фактором развития нервной анорексии Кишечную микробиоту назвали фактором развития нервной анорексии

От чего зависит развитие нервной анорексии у человека?

N+1
Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог? Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог?

Не нарушают ли рассказы о случаях из психотерапии границы конфиденциальности?

Psychologies
5 самых захватывающих фэнтези-детективов 5 самых захватывающих фэнтези-детективов

Существуют ли увлекательные истории на стыке фэнтези и детективов?

Maxim
Норвежский ключ к счастливой жизни: почему человеку важно соединяться с природой Норвежский ключ к счастливой жизни: почему человеку важно соединяться с природой

Отрывок из книги «Friluftsliv: Норвежский ключ к счастливой жизни»

Forbes
Правда ли, что астероид-убийца динозавров вызвал на Земле тысячелетнюю вулканическую зиму? Правда ли, что астероид-убийца динозавров вызвал на Земле тысячелетнюю вулканическую зиму?

Открытие, которое поднимает новые вопросы об астероиде-убийце динозавров

ТехИнсайдер
Стильно, комфортно Стильно, комфортно

Современный интерьер с классическими декоративными приёмами

SALON-Interior
Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства

Что же это за смертоносные тренинги и почему люди идут туда за помощью

Psychologies
Если бы не цена... Пятое поколение Toyota RAV4 Если бы не цена... Пятое поколение Toyota RAV4

Ездить на Toyota RAV4 — это управлять мечтой

4x4 Club
Пустота, игры с огнем и дзюдо: каким был художник Ив Кляйн Пустота, игры с огнем и дзюдо: каким был художник Ив Кляйн

Вы могли не знать его имени, но вы видели этот цвет — гипнотизирующий синий

Правила жизни
Как выбрать сковороду и почему готовить всё только на одной посуде — плохая идея Как выбрать сковороду и почему готовить всё только на одной посуде — плохая идея

Ориентируясь на эти подсказки, вы сможете выбрать идеальную сковородку

ТехИнсайдер
Во сколько обходится замена аккумуляторной батареи электромобиля Во сколько обходится замена аккумуляторной батареи электромобиля

Замена батареи – крайне редкая, но довольно дорогая процедура

4x4 Club
​«Да, плохо, но зато — стабильность»: стоит ли терпеть неврозы на нелюбимой работе и как понять, когда пора уходить ​«Да, плохо, но зато — стабильность»: стоит ли терпеть неврозы на нелюбимой работе и как понять, когда пора уходить

Почему увольнение из ненавистной компании не всегда становится облегчением

VC.RU
День рождения Рунета. Посмотрите, как выглядели первые сайты на домене .ru День рождения Рунета. Посмотрите, как выглядели первые сайты на домене .ru

Погружаемся в ностальгию и вспоминаем, как выглядели первые сайты Рунета

Правила жизни
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Новая Карди Би: как российская исполнительница стала звездой турецкого рэпа и героиней Forbes Новая Карди Би: как российская исполнительница стала звездой турецкого рэпа и героиней Forbes

Ася Ализаде — историй звезды турецкого рэпа

VOICE
Потерянная энергия: почему мы теряем силы и что поможет их восстановить Потерянная энергия: почему мы теряем силы и что поможет их восстановить

Ты замечала, как днем становится все труднее сосредоточиться?

VOICE
Что есть, чтобы похудеть Что есть, чтобы похудеть

Как стоит питаться, чтобы тренировки приносили наибольший эффект фигуре

Лиза
Открыть в приложении