Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБКОбщество

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Беседовала Екатерина Кабышева

Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор физико-математических наук. С 2012 по 2016 год — министр образования и науки РФ

Почему люди тратят годы на получение высшего образования и в одночасье меняют профессию, как вузы реагируют на социально-экономические изменения и что помогает выпускникам становиться частью интеллектуальной элиты? О прошлом, настоящем и будущем российского образования «РБК Тренды» поговорили с ректором МФТИ Дмитрием Ливановым.

Когнитивное развитие и социальный статус: зачем сегодня нужно образование

РБК: Получение знаний, выбор профессии — это все задел на будущее. А что в настоящем? Для чего люди сейчас получают высшее образование?

Д. Л.: У высшего образования две основные задачи. Первая — практическая: университеты помогают осваивать новые профессии и готовиться к работе. Вторая задача более философская: вузы дают возможность интеллектуального развития, инструменты для совершенствования когнитивных способностей. С этим связана социализация: благодаря высшему образованию человек прокладывает себе путь в когорту людей, которых можно условно назвать интеллектуальной элитой.

Если бы приходилось решать только первую задачу, высшее образование было бы совсем другим. В таком случае хорошо бы работали более короткие программы профессиональной переподготовки, заточенные под конкретные рабочие места. Но на практике человек хочет не просто работать, но еще и расти как личность — а однажды, может быть, вообще сменить профессию. Именно поэтому люди и тратят годы жизни на высшее образование.

РБК: Получается, университеты помогают готовить универсальных специалистов, которые в будущем смогут быстро осваивать новые навыки. Это особенно важно в контексте активных трансформаций общества и рынка труда. Влияют ли эти перемены на образование?

Д. Л.: На самом деле и 10, и 20, и даже 100 лет назад все менялось так же быстро, как и сейчас, это касается и технологий, и социальных процессов. Люди во все времена меняли профессии: в прошлом тоже бывали ситуации, когда человек выбирал образовательный трек в подростковом возрасте, а потом взрослел и понимал, что его интересы лежат в другой области. В этом нет ничего необычного, и система образования всегда реагирует на социально-экономические изменения.

С навыками то же самое — во все времена на рынке труда были востребованы специалисты с одними и теми же чертами. Любой работодатель хочет, чтобы сотрудник был квалифицированным, работоспособным, дисциплинированным, ответственным. Так же будет и в будущем.

Запросы от государства и рыночная среда: как вузы создают программы будущего

РБК: Что делают университеты, чтобы успевать за прогрессом?

Д. Л.: Действительно, технологии, которые используются в разных отраслях, сейчас активно меняются. И университеты учитывают эти изменения при формировании образовательных программ. Это нужно, чтобы люди после вуза могли сразу приступить к работе без необходимости дополнительно проходить специальное обучение.

Университеты живут в рыночной среде и реагируют на ее колебания: отказываются от устаревших программ, формируют новые. В создании новых направлений вузы ориентируются на требования бизнеса и государства, а также на исследования рынка труда: их могут проводить Минтруд России, Роструд, частные консалтинговые и экспертные организации.

Но при этом университетам стоит подходить к запросам от бизнеса с осторожностью. Часто горизонт планирования компаний ограничен, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Поэтому вузы опираются не столько на информацию о количестве специалистов разных профессий, потребность в которых есть у компаний, сколько на желаемый уровень компетенций.

РБК: А как понять, что образовательная программа устарела?

Д. Л.: Образовательная программа теряет актуальность, если ее выпускники неконкурентоспособны на рынке труда: их зарплата ниже, чем у выпускников других вузов, которые работают в той же отрасли и на похожих позициях. Такие данные собирает Роструд — мониторинг включает в себя размер оплаты труда выпускников разных университетов, отрасль, в которой они работают через год, три и пять лет. Думаю, в ближайшее время результаты замеров станут общедоступны.

Иногда образовательная программа становится неактуальной, потому что снижается спрос на профессию. Он создается прежде всего материальным фактором, но есть еще и такие составляющие, как престиж, уважение к представителям профессии в обществе. Часто дело не в программах обучения, а в желаниях людей: они оканчивают университет и понимают, что хотят двигаться по другому профессиональному пути. И это нормально — талантливый выпускник может легко начать работать не по специальности. В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим.

РБК: И вот мы подошли к теме будущего. Какие профессии будут востребованы в России и мире в ближайшие годы?

Д. Л.: В ближайшие десятилетия в фокусе внимания точно останется все, что связано с информационными технологиями в целом и искусственным интеллектом в частности. Также востребованными будут профессии в сфере медицины и качества жизни в самом широком смысле, включая здравоохранение, производство продуктов и сельское хозяйство. Помимо этого, на первый план будут выходить вопросы, связанные с климатической повесткой.

Инвестиции в знания и новые форматы: прошлое и будущее российского образования

РБК: Какие тренды вы видите в развитии российского образования?

Д. Л.: Главный тренд — серьезное изменение ситуации с финансированием. За последние десять лет удалось уйти от ситуации тотального недофинансирования на всех уровнях, от школ до университетов. Дефицит сохраняется, но заметен значимый прогресс.

Это стало результатом работы по указам президента РФ, которые были изданы в 2012 году. В них обозначались конкретные цели по зарплатам специалистов в сфере образования: учителей, вузовских преподавателей, научных сотрудников. Это очень важно, поскольку инвестиции в образование — это вклад в людей, улучшение их социального статуса.

Еще один тренд — растущая привлекательность среднего профессионального образования. Государство реагирует на растущий спрос и предлагает программы целевой поддержки. К примеру, программа «Профессионалитет» помогает студентам колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях регионов. Программа реализуется за счет средств из федерального бюджета при поддержке регионов и ключевых индустриальных партнеров.

Также стоит отметить программы развития ведущих университетов. Среди них проект «Приоритет 2030», благодаря которому лучшие вузы страны получают дополнительные ресурсы на реализацию образовательных и научных инициатив — то есть на финансирование своих программ. Это хороший пример того, как селективная целевая поддержка со стороны государства способна серьезно продвинуть университеты и в национальном, и в международном контексте.

РБК: А как отказ от бакалавриата и магистратуры может сказаться на образовании в России?

Д. Л.: Само по себе изменение сроков обучения не приведет к кардинальным трансформациям. Но любые перемены — это окно возможностей, шанс перейти к более современному формату образовательных программ. К примеру, сейчас есть только двухлетние магистратуры — а в будущем, возможно, студент сможет выбирать, учиться в магистратуре один год или два. Пока по этому вопросу не принято определенных решений. Но, думаю, изменения будут позитивными: эксперты смогут найти оптимальный вариант, как перейти от двухуровневой системы — на самом деле довольно жесткой — к более гибкой альтернативе.

РБК: Действительно ли советское образование было лучшим в мире? В чем отличия между ним и нынешней системой в России?

Д. Л.: Оно точно было качественным. Профессия учителя в школе и преподавателя в университете была престижной и привлекательной для молодежи, образование финансировалось: расходы на него на долю ВВП были выше, чем сейчас. Но, как я уже отмечал, ситуация меняется в лучшую сторону.

Система образования в любой стране — это часть общества, она проходит через все те же исторические этапы. Поэтому логично, что российское образование выросло из советского и унаследовало его черты. Сейчас мы находимся в процессе перехода от советской системы к новому подходу, который пока не сложился окончательно. Ведущие эксперты активно думают о том, как развивать российское образование с учетом его предыстории и вызовов, которые ставит развитие страны. И эта рефлексия обязательно приведет к своим результатам.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма

Поездки на уик-энд, отдых на природе и фестивали — рецепт успешного турсезона

РБК
Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техника
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Как не выгореть на работе: 3 полезных правила Как не выгореть на работе: 3 полезных правила

Как перестать работать на износ?

Psychologies
Заменит ли нейросеть живого архитектора? Заменит ли нейросеть живого архитектора?

Архитекторы пытаются уловить контуры и сущность городов будущего

Монокль
Дело сдвинулось: новый общественный электротранспорт Калининграда Дело сдвинулось: новый общественный электротранспорт Калининграда

Любопытно, какие именно троллейбусы приедут в Калининград?

ФедералПресс
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят

Все о станциях техобслуживания: виды, какие работы проводят

РБК
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Медовый приговор Медовый приговор

«Пчеловод»: социальный боевик со Стейтемом про сладкую месть

Weekend
8 удивительных парадоксов, о которых должен знать каждый, кто увлекается психологией 8 удивительных парадоксов, о которых должен знать каждый, кто увлекается психологией

Необычные феномены, которые можно отследить в своих и чужих поступках

Psychologies
Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов» Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов»

В России с нуля создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами

ФедералПресс
Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах

Семь историй, вдохновением для которых послужили мифы и легенды разных народов

Maxim
От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов

Что такое вирусная обложка и стоит ли отдавать работу художника нейросети?

СНОБ
5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно 5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно

Точечная техника шиацу поможет за несколько минут в день стереть следы усталости

Psychologies
Почему принято пить коровье молоко? Вот что нужно знать о любимом напитке! Почему принято пить коровье молоко? Вот что нужно знать о любимом напитке!

Почему люди выбрали именно коровье молоко около 9000 лет назад?

ТехИнсайдер
Может ли развиться депрессия во время месячных Может ли развиться депрессия во время месячных

Как связаны менструации и депрессии, гормоны и психика?

Psychologies
«Один на один с жизнью»: почему человек становится жертвой. Отрывок из книги психолога «Один на один с жизнью»: почему человек становится жертвой. Отрывок из книги психолога

Почему человек чувствует себя жертвой? Можно ли этому противостоять?

СНОБ
Старик и Ворон Старик и Ворон

Билл Скарсгорд в новой адаптации культового комикса

Weekend
Улучшит пищеварение и работу мозга! Вот чем квашеная капуста полезна для здоровья Улучшит пищеварение и работу мозга! Вот чем квашеная капуста полезна для здоровья

Квашеная капуста — это не просто привычное, но и кладезь полезных веществ

ТехИнсайдер
Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн

Бизнес-проекты великого теннисиста Новака Джоковича

Forbes
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
Ловушки отношений без любви. Как выйти из неудачного брака Ловушки отношений без любви. Как выйти из неудачного брака

Катерина Мурашова: Как уйти от мужа, который не дает развод

СНОБ
Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона

Как «Эмили в Париже» приковывает нас к экрану?

Psychologies
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

География древнего мира: что греки знали о землях, странах и народах?

Знание – сила
Сербская литиевая драма Сербская литиевая драма

Руководство Сербии дало добро на разработку крупного месторождения лития

Монокль
Сатурн выбросил комету за пределы Солнечной системы Сатурн выбросил комету за пределы Солнечной системы

Комета A117uUD встретилась с Сатурном и теперь улетает из Солнечной системы

ТехИнсайдер
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении