Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБКОбщество

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Беседовала Екатерина Кабышева

Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор физико-математических наук. С 2012 по 2016 год — министр образования и науки РФ

Почему люди тратят годы на получение высшего образования и в одночасье меняют профессию, как вузы реагируют на социально-экономические изменения и что помогает выпускникам становиться частью интеллектуальной элиты? О прошлом, настоящем и будущем российского образования «РБК Тренды» поговорили с ректором МФТИ Дмитрием Ливановым.

Когнитивное развитие и социальный статус: зачем сегодня нужно образование

РБК: Получение знаний, выбор профессии — это все задел на будущее. А что в настоящем? Для чего люди сейчас получают высшее образование?

Д. Л.: У высшего образования две основные задачи. Первая — практическая: университеты помогают осваивать новые профессии и готовиться к работе. Вторая задача более философская: вузы дают возможность интеллектуального развития, инструменты для совершенствования когнитивных способностей. С этим связана социализация: благодаря высшему образованию человек прокладывает себе путь в когорту людей, которых можно условно назвать интеллектуальной элитой.

Если бы приходилось решать только первую задачу, высшее образование было бы совсем другим. В таком случае хорошо бы работали более короткие программы профессиональной переподготовки, заточенные под конкретные рабочие места. Но на практике человек хочет не просто работать, но еще и расти как личность — а однажды, может быть, вообще сменить профессию. Именно поэтому люди и тратят годы жизни на высшее образование.

РБК: Получается, университеты помогают готовить универсальных специалистов, которые в будущем смогут быстро осваивать новые навыки. Это особенно важно в контексте активных трансформаций общества и рынка труда. Влияют ли эти перемены на образование?

Д. Л.: На самом деле и 10, и 20, и даже 100 лет назад все менялось так же быстро, как и сейчас, это касается и технологий, и социальных процессов. Люди во все времена меняли профессии: в прошлом тоже бывали ситуации, когда человек выбирал образовательный трек в подростковом возрасте, а потом взрослел и понимал, что его интересы лежат в другой области. В этом нет ничего необычного, и система образования всегда реагирует на социально-экономические изменения.

С навыками то же самое — во все времена на рынке труда были востребованы специалисты с одними и теми же чертами. Любой работодатель хочет, чтобы сотрудник был квалифицированным, работоспособным, дисциплинированным, ответственным. Так же будет и в будущем.

Запросы от государства и рыночная среда: как вузы создают программы будущего

РБК: Что делают университеты, чтобы успевать за прогрессом?

Д. Л.: Действительно, технологии, которые используются в разных отраслях, сейчас активно меняются. И университеты учитывают эти изменения при формировании образовательных программ. Это нужно, чтобы люди после вуза могли сразу приступить к работе без необходимости дополнительно проходить специальное обучение.

Университеты живут в рыночной среде и реагируют на ее колебания: отказываются от устаревших программ, формируют новые. В создании новых направлений вузы ориентируются на требования бизнеса и государства, а также на исследования рынка труда: их могут проводить Минтруд России, Роструд, частные консалтинговые и экспертные организации.

Но при этом университетам стоит подходить к запросам от бизнеса с осторожностью. Часто горизонт планирования компаний ограничен, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Поэтому вузы опираются не столько на информацию о количестве специалистов разных профессий, потребность в которых есть у компаний, сколько на желаемый уровень компетенций.

РБК: А как понять, что образовательная программа устарела?

Д. Л.: Образовательная программа теряет актуальность, если ее выпускники неконкурентоспособны на рынке труда: их зарплата ниже, чем у выпускников других вузов, которые работают в той же отрасли и на похожих позициях. Такие данные собирает Роструд — мониторинг включает в себя размер оплаты труда выпускников разных университетов, отрасль, в которой они работают через год, три и пять лет. Думаю, в ближайшее время результаты замеров станут общедоступны.

Иногда образовательная программа становится неактуальной, потому что снижается спрос на профессию. Он создается прежде всего материальным фактором, но есть еще и такие составляющие, как престиж, уважение к представителям профессии в обществе. Часто дело не в программах обучения, а в желаниях людей: они оканчивают университет и понимают, что хотят двигаться по другому профессиональному пути. И это нормально — талантливый выпускник может легко начать работать не по специальности. В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим.

РБК: И вот мы подошли к теме будущего. Какие профессии будут востребованы в России и мире в ближайшие годы?

Д. Л.: В ближайшие десятилетия в фокусе внимания точно останется все, что связано с информационными технологиями в целом и искусственным интеллектом в частности. Также востребованными будут профессии в сфере медицины и качества жизни в самом широком смысле, включая здравоохранение, производство продуктов и сельское хозяйство. Помимо этого, на первый план будут выходить вопросы, связанные с климатической повесткой.

Инвестиции в знания и новые форматы: прошлое и будущее российского образования

РБК: Какие тренды вы видите в развитии российского образования?

Д. Л.: Главный тренд — серьезное изменение ситуации с финансированием. За последние десять лет удалось уйти от ситуации тотального недофинансирования на всех уровнях, от школ до университетов. Дефицит сохраняется, но заметен значимый прогресс.

Это стало результатом работы по указам президента РФ, которые были изданы в 2012 году. В них обозначались конкретные цели по зарплатам специалистов в сфере образования: учителей, вузовских преподавателей, научных сотрудников. Это очень важно, поскольку инвестиции в образование — это вклад в людей, улучшение их социального статуса.

Еще один тренд — растущая привлекательность среднего профессионального образования. Государство реагирует на растущий спрос и предлагает программы целевой поддержки. К примеру, программа «Профессионалитет» помогает студентам колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях регионов. Программа реализуется за счет средств из федерального бюджета при поддержке регионов и ключевых индустриальных партнеров.

Также стоит отметить программы развития ведущих университетов. Среди них проект «Приоритет 2030», благодаря которому лучшие вузы страны получают дополнительные ресурсы на реализацию образовательных и научных инициатив — то есть на финансирование своих программ. Это хороший пример того, как селективная целевая поддержка со стороны государства способна серьезно продвинуть университеты и в национальном, и в международном контексте.

РБК: А как отказ от бакалавриата и магистратуры может сказаться на образовании в России?

Д. Л.: Само по себе изменение сроков обучения не приведет к кардинальным трансформациям. Но любые перемены — это окно возможностей, шанс перейти к более современному формату образовательных программ. К примеру, сейчас есть только двухлетние магистратуры — а в будущем, возможно, студент сможет выбирать, учиться в магистратуре один год или два. Пока по этому вопросу не принято определенных решений. Но, думаю, изменения будут позитивными: эксперты смогут найти оптимальный вариант, как перейти от двухуровневой системы — на самом деле довольно жесткой — к более гибкой альтернативе.

РБК: Действительно ли советское образование было лучшим в мире? В чем отличия между ним и нынешней системой в России?

Д. Л.: Оно точно было качественным. Профессия учителя в школе и преподавателя в университете была престижной и привлекательной для молодежи, образование финансировалось: расходы на него на долю ВВП были выше, чем сейчас. Но, как я уже отмечал, ситуация меняется в лучшую сторону.

Система образования в любой стране — это часть общества, она проходит через все те же исторические этапы. Поэтому логично, что российское образование выросло из советского и унаследовало его черты. Сейчас мы находимся в процессе перехода от советской системы к новому подходу, который пока не сложился окончательно. Ведущие эксперты активно думают о том, как развивать российское образование с учетом его предыстории и вызовов, которые ставит развитие страны. И эта рефлексия обязательно приведет к своим результатам.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Что нужно знать о бензопилах: 16 самых популярных вопросов Что нужно знать о бензопилах: 16 самых популярных вопросов

Как выбрать цепь для бензиновой пилы, можно ли заливать в нее моторное масло

CHIP
Как растет взаимодействие с Китаем Как растет взаимодействие с Китаем

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными

РБК
Все дороги ведут к пирамидам Все дороги ведут к пирамидам

Почему «все боится времени, но время боится пирамид»

Вокруг света
Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Как США создали «город грехов» и мировую столицу азартных игр? Интересные факты о Лас-Вегасе! Как США создали «город грехов» и мировую столицу азартных игр? Интересные факты о Лас-Вегасе!

Как менее чем за сто лет Лас-Вегас превратился в «мировую столицу развлечений»?

ТехИнсайдер
Алексей Володин: «Страхование киберрисков займет до 50% рынка» Алексей Володин: «Страхование киберрисков займет до 50% рынка»

Алексей Володин о том, почему тарифы неизбежно будут повышаться

РБК
«Главный вызов — создание нового уровня жизни» «Главный вызов — создание нового уровня жизни»

Алексей Чекунков о том, как решается кадровый дефицит на Востоке

РБК
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Главное — сохранять спокойствие: каковы действия пилота, если перед посадкой отказали шасси Главное — сохранять спокойствие: каковы действия пилота, если перед посадкой отказали шасси

Что может произойти в случае, если шасси перед посадкой самолета не выпускаются

ТехИнсайдер
«В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим» «В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим»

О драйверах рынка БАДов рассказала Марина Камаева

РБК
Бензин подорожал на 16,5%: поможет ли запрет экспорта остановить рост цен Бензин подорожал на 16,5%: поможет ли запрет экспорта остановить рост цен

С чем связано подорожание бензина и выправит ли ситуацию ручное управление

Forbes
Новая смена Новая смена

Как помочь детям адаптироваться в незнакомом классе и не нажить проблем

Лиза
Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей

Дофамин и леводопа индуцируют деградацию бета-амилоида в мозге мышей

N+1
Гжель: сине-бело-голубые Гжель: сине-бело-голубые

Особенности производства гжельской посуды

КАНТРИ Русская азбука
Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками

В чем загадка «хичкоковских блондинок»

СНОБ
10 вредных советов, которые помогут не дожить до старости 10 вредных советов, которые помогут не дожить до старости

Халатное отношение к собственному здоровью способно сильно укоротить вашу жизнь

Psychologies
Цепляет с первого дня Цепляет с первого дня

Кавказ: как окружить себя принципиально другой реальностью

2Xplore
«Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа» «Еда – сердце ресторана, а музыка – его душа»

Звезда мировой гастрономической сферы Гагган Ананд – о дизайне впечатлений

Правила жизни
Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему

9 фильмов загадочного французского режиссера, которые шокируют всех зрителей

Maxim
Польза стручковой фасоли для организма: советы врача и рецепты Польза стручковой фасоли для организма: советы врача и рецепты

Стручковая фасоль не только разнообразит рацион, но и поддерживает здоровье

РБК
Играть по правилам и без Играть по правилам и без

Где та грань в хитрости, которую не стоит переступать?

Psychologies
Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах

Семь историй, вдохновением для которых послужили мифы и легенды разных народов

Maxim
Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко

О творческом пути Михаила Зощенко, его популярности и травле

СНОБ
Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез

Ученые составили карту нижней стороны шельфового ледника Дотсон в Антарктиде

ТехИнсайдер
6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить 6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить

Почему так трудно забыть негативные уроки детства

Psychologies
«Швабе» о человеческом капитале: «От нашей работы с людьми зависит успех компании» «Швабе» о человеческом капитале: «От нашей работы с людьми зависит успех компании»

О том, как с непростой ситуацией кадрового голода справляется холдинг «Швабе»

ФедералПресс
Наличники (или шоу «Окна») Наличники (или шоу «Окна»)

Почему резные наличники получили распространение именно в России?

КАНТРИ Русская азбука
Господин хороший: 10 главных ошибок мягкого руководителя Господин хороший: 10 главных ошибок мягкого руководителя

Почему чрезмерная мягкость руководства может оказаться не лучшим выбором

Forbes
Правила жизни Энди Уорхола Правила жизни Энди Уорхола

Энди Уорхол: художник, умер 22 февраля 1987 года в возрасте 58 лет

Правила жизни
Открыть в приложении