Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО

РБКАвто

«Для страховой компании женщина менее убыточный клиент, чем мужчина»

Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО и от нового закона о страховании жилья, меняется ли отношение к страхованию, РБК+ рассказала генеральный директор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова

Рынок в этом году получил закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Станет ли такой вид страховой защиты популярным среди населения?

— В том, как будет развиваться страхование жилья от ЧС, важную роль сыграют региональные администрации. Все зависит от того, как они будут разъяснять населению, что нужно страховаться. Конечно, важна и роль страховщиков в разъяснительной работе, но роль регионов первична. Есть опасность, что в регионах, где нет природных катаклизмов, люди не осознают, зачем нужно страховаться. В таком случае возникнет антиселекция — застраховаться захотят граждане, которые наиболее подвержены риску, и такая ситуация будет невыгодной ни для страховщиков, ни для жителей регионов. В любом случае благодаря новому закону появится институт страхования жилья, и эта практика начнет распространяться по всей стране. Сейчас в России лишь около 7% жилья граждан застраховано, и большая его часть приходится на Москву. Например, в США этот показатель достигает 95%. У нас в «Согласии» годовые сборы по страхованию имущества составляют около 1 млрд руб. в год. Я не ожидаю, что благодаря закону они в 2019 году сильно вырастут.

7% жилья граждан застраховано в России, большая часть приходится на Москву

— Еще одним ключевым изменением для отрасли может стать расширение до конца года тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Вы удовлетворены этими планами ЦБ?

— Это, конечно, позитивный шаг, потому что теперь страховщики смогут предлагать своим клиентам в регионах с низкой убыточностью более привлекательные тарифы. А клиентам из регионов с повышенной убыточностью — более высокие. Такой подход к определению цены ОСАГО станет и сигналом для местных властей, что нужно подключаться к проблеме мошенничества в автостраховании и противостоять деятельности автоюристов. Но больше всего страховщики были бы рады либерализации тарифов ОСАГО (сейчас цены на ОСАГО регулирует Банк России, рынок выступает за свободные тарифы. — РБК+), которая позволит предлагать каждому клиенту индивидуальный тариф. И компании начали бы работать по рыночным правилам.

— Эксперты опасаются, что в этом случае страховщики взвинтят цены.

— По нашей оценке, в случае либерализации тарифов ОСАГО для огромного числа автомобилистов стоимость полиса будет снижена. Потому что сейчас автомобилистов, которые попадают в аварии по своей вине и из-за которых происходят выплаты, всего около 10%. Эти люди нарушают Правила дорожного движения, плохо ведут себя на дорогах, а значит, должны платить за ОСАГО больше.

— Но разве страховщики заинтересованы в низкой стоимости полиса ОСАГО, которое они считают убыточным?

— Я вас уверяю, что на каждом совете директоров, на каждом правлении или совещании обсуждается вопрос, как страховщику расширить свое присутствие в том сегменте, где низкая убыточность. И результатом конкуренции, которая возникнет на рынке ОСАГО в случае либерализации тарифов, станет падение цены полиса примерно для 90% автомобилистов, так как они добросовестно ведут себя на дорогах. По этому пути надо двигаться, его прошли многие страны, их опыт это подтверждает. Там развивалась конкуренция — и цены упали.

— После введения новых тарифов по ОСАГО в 2019 году вы намерены увеличивать свою долю в этом сегменте?

— У нас на ОСАГО сейчас приходится около 20% всего портфеля. И мы не планируем сильно расти в этом виде страхования. Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту, и мы не хотим, чтобы наши клиенты уходили страховаться в другие компании. Нам важно, чтобы каждый наш клиент имел возможность полностью застраховаться у нас.

— Какие угрозы вы видите для отрасли в 2019 году? Какие виды страхования будет развивать ваша компания?

— Страхование — отражение ситуации в экономике. Поэтому основная угроза — ожидаемые низкие темпы ее роста: 1,8% в 2018 году и 1,3% в 2019-м. Население будет реже брать потребительские кредиты, что негативно скажется на развитии страхования от несчастного случая. Снизится спрос на покупку новых машин, что повлечет уменьшение сборов по автокаско. Проблемой для рынка по-прежнему является и ОСАГО, убыточность по которому остается высокой.

Планы «Согласия» на 2019 год амбициозные. Мы намерены развивать прибыльные виды — страхование автокаско, имущество физических и юридических лиц, добровольное медицинское страхование. В корпоративном сегменте продолжим предоставлять нашим клиентам такие редкие услуги, как страхование товарных кредитов. Кстати, в этом сегменте мы единственная российская страховая компания. Продолжим развивать сельхозстрахование и страхование морских рисков. Планы компании предусматривают, что в 2019 году сборы «Согласия» составят 40 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. В последующие годы в краткосрочной перспективе мы планируем расти на 10–15% ежегодно.

— С начала года на рынке состоялось несколько крупных сделок по продаже компаний, в том числе из-за нежелания собственников заниматься этим бизнесом. Акционера «Согласия» устраивает развитие компании, он доволен вашими результатами?

— Основным мерилом успешности бизнеса является доходность на капитал. Так вот этот показатель в «Согласии» за прошлый год составил 23,7%, а за шесть месяцев 2018 года достиг 33% — это отличный результат, который не может не радовать акционера и компанию. За полгода чистая прибыль «Согласия» составила почти 1,4 млрд руб., что на 145% превышает аналогичный показатель прошлого года. Мы намерены улучшать финансовые результаты компании и дальше.

«Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту»

— В прошлом году вы провели крупномасштабный имиджевый проект под слоганом «Доверие ведет к Согласию». Сколько средств на него было потрачено и каков эффект от проекта?

— Сам факт, что вы называете проект крупномасштабным, означает, что эффект от него серьезный. При этом расходы на него были гораздо меньше, чем средний годовой бюджет на рекламу у компаний из топ-10, — 3% от наших расходов за год. А его результативность объясняется просто. Тема, которую мы взяли за основу при разработке нового позиционирования, была и остается очень актуальной. Это тема доверия. Как показывает исследование, которое мы провели в рамках PR-комитета Всероссийского союза страховщиков, проблема недоверия актуальна для всей отрасли страхования. Но мы видим, как меняется восприятие компании среди всех целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, партнеров, журналистов. Основная цель нашего проекта — имиджевая, а имидж, конечно, влияет на бизнес компании. Но оценить, сколько денег компании принес подобный проект, сложно.

— Страхование считается скорее мужской профессией. Как вы себя ощущаете в мужском мире страхования?

— С женским управлением связано много мифов. Но сегодня их легко развенчать. Вот многие считают, что женщина хуже водит автомобиль и, как следствие, является более убыточным клиентом для страховой компании. А я вам скажу с цифрами в руках, что все наоборот. По нашей статистике, мужчины попадают в аварию чаще, чем женщины. Возьмем сто мужчин-водителей. Из ста в ДТП попадает 31, а из ста водителей-женщин — 25! И выплаты клиентам-мужчинам на 12% больше. Поэтому для страховой компании женщина лучший клиент, чем мужчина. Так и в управлении большой компанией: порой у женщины куда меньше проблем в бизнесе, чем у ее коллег-мужчин. Пора перестать поддерживать стереотипы о женском управлении — и бизнесом, и автомобилем. Хочешь двигаться вперед — делай это. Я уверена, что женскому успеху в бизнесе ничто не мешает.

Фото: Тимур Иванов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Николя Деженн: Николя Деженн:

Арт-директор Givenchy по макияжу Николя Деженн

Караван историй
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Аллергия на весну Аллергия на весну

Медицина пересматривает представления о механизмах развития аллергии

Ведомости
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Открыть в приложении