Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО

РБКАвто

«Для страховой компании женщина менее убыточный клиент, чем мужчина»

Чего ждать автомобилистам от ценовой реформы в ОСАГО и от нового закона о страховании жилья, меняется ли отношение к страхованию, РБК+ рассказала генеральный директор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова

Рынок в этом году получил закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Станет ли такой вид страховой защиты популярным среди населения?

— В том, как будет развиваться страхование жилья от ЧС, важную роль сыграют региональные администрации. Все зависит от того, как они будут разъяснять населению, что нужно страховаться. Конечно, важна и роль страховщиков в разъяснительной работе, но роль регионов первична. Есть опасность, что в регионах, где нет природных катаклизмов, люди не осознают, зачем нужно страховаться. В таком случае возникнет антиселекция — застраховаться захотят граждане, которые наиболее подвержены риску, и такая ситуация будет невыгодной ни для страховщиков, ни для жителей регионов. В любом случае благодаря новому закону появится институт страхования жилья, и эта практика начнет распространяться по всей стране. Сейчас в России лишь около 7% жилья граждан застраховано, и большая его часть приходится на Москву. Например, в США этот показатель достигает 95%. У нас в «Согласии» годовые сборы по страхованию имущества составляют около 1 млрд руб. в год. Я не ожидаю, что благодаря закону они в 2019 году сильно вырастут.

7% жилья граждан застраховано в России, большая часть приходится на Москву

— Еще одним ключевым изменением для отрасли может стать расширение до конца года тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Вы удовлетворены этими планами ЦБ?

— Это, конечно, позитивный шаг, потому что теперь страховщики смогут предлагать своим клиентам в регионах с низкой убыточностью более привлекательные тарифы. А клиентам из регионов с повышенной убыточностью — более высокие. Такой подход к определению цены ОСАГО станет и сигналом для местных властей, что нужно подключаться к проблеме мошенничества в автостраховании и противостоять деятельности автоюристов. Но больше всего страховщики были бы рады либерализации тарифов ОСАГО (сейчас цены на ОСАГО регулирует Банк России, рынок выступает за свободные тарифы. — РБК+), которая позволит предлагать каждому клиенту индивидуальный тариф. И компании начали бы работать по рыночным правилам.

— Эксперты опасаются, что в этом случае страховщики взвинтят цены.

— По нашей оценке, в случае либерализации тарифов ОСАГО для огромного числа автомобилистов стоимость полиса будет снижена. Потому что сейчас автомобилистов, которые попадают в аварии по своей вине и из-за которых происходят выплаты, всего около 10%. Эти люди нарушают Правила дорожного движения, плохо ведут себя на дорогах, а значит, должны платить за ОСАГО больше.

— Но разве страховщики заинтересованы в низкой стоимости полиса ОСАГО, которое они считают убыточным?

— Я вас уверяю, что на каждом совете директоров, на каждом правлении или совещании обсуждается вопрос, как страховщику расширить свое присутствие в том сегменте, где низкая убыточность. И результатом конкуренции, которая возникнет на рынке ОСАГО в случае либерализации тарифов, станет падение цены полиса примерно для 90% автомобилистов, так как они добросовестно ведут себя на дорогах. По этому пути надо двигаться, его прошли многие страны, их опыт это подтверждает. Там развивалась конкуренция — и цены упали.

— После введения новых тарифов по ОСАГО в 2019 году вы намерены увеличивать свою долю в этом сегменте?

— У нас на ОСАГО сейчас приходится около 20% всего портфеля. И мы не планируем сильно расти в этом виде страхования. Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту, и мы не хотим, чтобы наши клиенты уходили страховаться в другие компании. Нам важно, чтобы каждый наш клиент имел возможность полностью застраховаться у нас.

— Какие угрозы вы видите для отрасли в 2019 году? Какие виды страхования будет развивать ваша компания?

— Страхование — отражение ситуации в экономике. Поэтому основная угроза — ожидаемые низкие темпы ее роста: 1,8% в 2018 году и 1,3% в 2019-м. Население будет реже брать потребительские кредиты, что негативно скажется на развитии страхования от несчастного случая. Снизится спрос на покупку новых машин, что повлечет уменьшение сборов по автокаско. Проблемой для рынка по-прежнему является и ОСАГО, убыточность по которому остается высокой.

Планы «Согласия» на 2019 год амбициозные. Мы намерены развивать прибыльные виды — страхование автокаско, имущество физических и юридических лиц, добровольное медицинское страхование. В корпоративном сегменте продолжим предоставлять нашим клиентам такие редкие услуги, как страхование товарных кредитов. Кстати, в этом сегменте мы единственная российская страховая компания. Продолжим развивать сельхозстрахование и страхование морских рисков. Планы компании предусматривают, что в 2019 году сборы «Согласия» составят 40 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. В последующие годы в краткосрочной перспективе мы планируем расти на 10–15% ежегодно.

— С начала года на рынке состоялось несколько крупных сделок по продаже компаний, в том числе из-за нежелания собственников заниматься этим бизнесом. Акционера «Согласия» устраивает развитие компании, он доволен вашими результатами?

— Основным мерилом успешности бизнеса является доходность на капитал. Так вот этот показатель в «Согласии» за прошлый год составил 23,7%, а за шесть месяцев 2018 года достиг 33% — это отличный результат, который не может не радовать акционера и компанию. За полгода чистая прибыль «Согласия» составила почти 1,4 млрд руб., что на 145% превышает аналогичный показатель прошлого года. Мы намерены улучшать финансовые результаты компании и дальше.

«Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту»

— В прошлом году вы провели крупномасштабный имиджевый проект под слоганом «Доверие ведет к Согласию». Сколько средств на него было потрачено и каков эффект от проекта?

— Сам факт, что вы называете проект крупномасштабным, означает, что эффект от него серьезный. При этом расходы на него были гораздо меньше, чем средний годовой бюджет на рекламу у компаний из топ-10, — 3% от наших расходов за год. А его результативность объясняется просто. Тема, которую мы взяли за основу при разработке нового позиционирования, была и остается очень актуальной. Это тема доверия. Как показывает исследование, которое мы провели в рамках PR-комитета Всероссийского союза страховщиков, проблема недоверия актуальна для всей отрасли страхования. Но мы видим, как меняется восприятие компании среди всех целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, партнеров, журналистов. Основная цель нашего проекта — имиджевая, а имидж, конечно, влияет на бизнес компании. Но оценить, сколько денег компании принес подобный проект, сложно.

— Страхование считается скорее мужской профессией. Как вы себя ощущаете в мужском мире страхования?

— С женским управлением связано много мифов. Но сегодня их легко развенчать. Вот многие считают, что женщина хуже водит автомобиль и, как следствие, является более убыточным клиентом для страховой компании. А я вам скажу с цифрами в руках, что все наоборот. По нашей статистике, мужчины попадают в аварию чаще, чем женщины. Возьмем сто мужчин-водителей. Из ста в ДТП попадает 31, а из ста водителей-женщин — 25! И выплаты клиентам-мужчинам на 12% больше. Поэтому для страховой компании женщина лучший клиент, чем мужчина. Так и в управлении большой компанией: порой у женщины куда меньше проблем в бизнесе, чем у ее коллег-мужчин. Пора перестать поддерживать стереотипы о женском управлении — и бизнесом, и автомобилем. Хочешь двигаться вперед — делай это. Я уверена, что женскому успеху в бизнесе ничто не мешает.

Фото: Тимур Иванов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дебютантки 2019 Дебютантки 2019

Тринадцать будущих героинь «Татлера»

Tatler
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Доходный кабинет Доходный кабинет

Инвесторы все чаще присматриваются к недвижимости, связанной со здравоохранением

Forbes
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы

Что вы знаете о Хидео Кодзиме?

Правила жизни
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший

Ректор МФТИ – о новых запросах работодателей к инженерам и IT-специалистам

Ведомости
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам

Каким стал новый механизм оценки доходов гражданина

Forbes
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
Топ-6 мрачных аниме про темную магию Топ-6 мрачных аниме про темную магию

6 аниме, где волшебная сила не так однозначна и зачастую может стать проклятием

Maxim
Успеть до морозов Успеть до морозов

Фильмы, настраивающие на легкий лад, даже когда говорят о серьезных вещах

Weekend
«Россия — США» на высшем уровне в XXI веке «Россия — США» на высшем уровне в XXI веке

Почему у России и США после развала СССР так и не получилось стать партнерами

Монокль
Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова о превосходстве содержания над изображением

Ведомости
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего ИИ-система создает модели для сборки из кирпичиков Лего

Как создали AI-систему, которая может по промпту собирать физические объекты

ТехИнсайдер
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162% Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162%

Категория «Уход за животными» стала самой быстрорастущей на рынке услуг

Forbes
Неуютные дни Неуютные дни

Три книги о семьях, которые несчастливы по-своему

Weekend
Анти-Баффет Анти-Баффет

Как инвестирует инфлюенсер и трейдер Мурад Агаев

Монокль
Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему

Фильмы Джеймса Ганна от инди-ужасов до супергероев Marvel и DC

Maxim
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Открыть в приложении