Что ищет он в стране далекой?
Как цифровые кочевники стирают границы и совмещают работу с туризмом
Миллионы квалифицированных специалистов разъезжаются в разные стороны света, формально оставаясь на своих рабочих местах. Разбираемся в том, кто такие цифровые кочевники, как они совмещают удаленку с путешествиями, где их с радостью принимают и как этот тренд может изменить экономики регионов и целых государств.
Кто такие цифровые кочевники и сколько их в мире
Развитие технологий и глобализация — мощный ответ устаревшему стереотипу «Где родился, там и пригодился». Если для работы нужен только ноутбук и выход в интернет, а уровень дохода и иммиграционные законы позволяют выбирать для жизни любое подходящее государство или даже чередовать несколько стран, то почему бы этим не воспользоваться? Тех, кто придерживается такого подхода, называют цифровыми кочевниками.
За время пандемии их число многократно увеличилось. В 2022 году таковых было около 35 млн человек на всю планету, но показатель этот неофициальный и очень примерный. Гораздо интереснее наблюдать за более точной статистикой из страны, где это явление зародилось. По данным MBO Partners, сейчас в США насчитывается более 20 млн кочевников, тогда как в 2019 году их было 7,3 млн — прирост впечатляет. Оценка сходится с данными Nomad List — одного из самых популярных сайтов у придерживающихся этой идеологии людей, где при подсчетах учитывается активность на площадке. Примечательно, что в топ-3 стран, граждане которых «кочуют» активнее всего, входит Россия.
Число цифровых кочевников из разных стран, млн человек:

Годовой доход цифровых кочевников в долл. США

Также на Nomad List подсчитали, что цифровые кочевники — люди достаточно обеспеченные: в 34% и 35% случаев их годовой доход составляет $50–100 тыс. и $100–250 тыс. соответственно. По данным специализированного ресурса Two Tickets Anywhere, ежегодный вклад цифровых кочевников в глобальную экономику оценивается в $787 млрд. Если бы все цифровые кочевники оказались гражданами одной страны, то экономика этой страны стала бы 41-й в мире.
При этом фрилансерами являются лишь 17% кочевников, а в режиме полной занятости на удаленке работают 45%. Оценка возраста показывает, что это уже состоявшиеся специалисты: почти 75% всех кочевников Nomad List — люди, которым от 27 до 40 лет.
Самым первым цифровым кочевником планеты Земля принято считать Стивена Робертса. В 1983 году он бросил работу, сделал хитрый велосипед с лежачей посадкой, установил на него солнечную панель, ноутбук и множество других передовых на тот момент технологических решений. На велосипеде Робертс проехал более 25 тыс. км, на жизнь зарабатывал писательским трудом, а для связи использовал прообраз современного интернета ARPANET. Закончил «кочевать» Стив совсем недавно — в 2021 году, решив продать яхту, на борту которой он жил с 2015 года и которую успел оснастить огромным количеством техники для проведения самых разных научных исследований.
Плюсы и минусы жизни кочевников
Жизнь цифрового кочевника дает много интересных преимуществ.
- Свобода и гибкость во всем. Можно выбирать не только страну, но и место работы («домашний» офис, коворкинг, кафе), а также график и количество занятых часов.
- Стоимость жизни. Если со средней зарплатой гражданина Швейцарии ($6270) или США ($4635) переехать жить во Вьетнам или даже Португалию, то можно позволить себе гораздо больше приятных вещей, чем на родине. Или больше откладывать на будущую пенсию, чтобы увеличить или приблизить ее.