Строительство портов позволит производителям конкурировать на мировом рынке

РБК

Борьба за экспортную независимость

Строительство собственных портовых мощностей позволяет российским производителям удобрений конкурировать на мировом рынке, снижая зависимость от соседних стран, которые контролируют ключевые инфраструктурные объекты.

Текст Софья Володина

На экспорт отправляется 70% производимых в России минеральных удобрений — крупнейшими их потребителями являются Бразилия, Китай, Украина, США и Индия, отмечают эксперты НИУ ВШЭ. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках удобрений, наметившегося в последние годы, российским производителям удается удержаться на плаву благодаря богатой сырьевой базе, низким ценам на энергоносители и огромным производственным мощностям, оставшимся еще со времен СССР. Сдерживающими факторами являются устаревание оборудования (эту проблему призваны решить программы модернизации, запущенные рядом крупнейших производителей) и длинное логистическое плечо до потребителей и портов отгрузки.

Действительно, возникшие в советское время заводы строились в условиях иной, единой инфраструктуры и на иных экономических основаниях. Если современные экспортно ориентированные мощности в Китае и США изначально закладываются вблизи логистических центров, то в СССР они прежде всего тяготели к источникам сырья. Кроме того, играл роль и геополитический фактор — производства, имевшие двойное назначение (например, аммиака, используемого для производства взрывчатки), должны были быть удалены от границ страны. С распадом же СССР источники грузопотоков оказались по одну сторону границы — в России, а порты и экспортные терминалы, как правило, имевшие четкую специализацию, — по другую, на территории Украины и Прибалтики.

Опасное партнерство

В условиях критической важности инфраструктуры такая зависимость от партнеров (как показывает практика — не всегда дружественно настроенных) вынуждает производителей удобрений искать альтернативные транзитные маршруты, переориентировать грузоперевозки на российские порты и строить собственные перевалочные мощности.

В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», принятой в 2010 году, стимулировалось развитие портовых терминалов и инфраструктурных объектов на подходах к ним. В результате уже к 2015 году доля российского грузооборота, переваливаемого через порты зарубежных стран, сократилась вдвое, с 17 до 8,4%, а к 2030 году, как предполагается, она не будет превышать 4%.

В последние годы российские производители удобрений также активно вкладывались в создание перевалочных мощностей. В 2013–2015 годах они приобрели или ввели в эксплуатацию значительное число активов в российских и зарубежных портах, в первую очередь на Балтике. Сейчас собственные специализированные мощности для перевалки удобрений есть у всех ключевых игроков рынка — «Уралхима», «Акрона», «Еврохима», «ФосАгро» и «Уралкалия». Например, «ФосАгро» в 2015 году запустило перевалочный терминал «Смарт балк терминал» в порту Усть-Луга, перенаправив туда грузопотоки, которые прежде шли в порты Финляндии, Эстонии и Латвии, и значительно снизив тем самым логистические расходы.

Ведущий российский производитель товарного аммиака также реализует собственный инфраструктурный проект — строительство терминала в порту Тамани.

Одной из особенностей «Тольяттиазота» является то, что он изначально строился как экспортно ориентированное предприятие: инвестором выступил американский бизнесмен Арманд Хаммер, а рассчитываться завод должен был поставками готовой продукции. Для этого в конце 1970-х годов был построен уникальный аммиакопровод Тольятти — Одесса, самый мощный в мире. Его протяженность составляет 2417 км, труба проходит по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей, а после пересечения границы Украины продолжает путь через Луганскую, Харьковскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Николаевскую, Херсонскую и Одесскую области. Российский участок обслуживает ОАО «Трансаммиак», украинский — УГП «Укрхимтрансаммиак ». Пропускная мощность аммиакопровода составляет до 2,5 млн т в год, конечным пунктом назначения выступает Одесский припортовый завод, где происходит перевалка удобрения на морские суда.

Сейчас через аммиакопровод транспортируется порядка 60% производимого «Тольяттиазотом» аммиака, однако логистический процесс осложняется регулярными конфликтами с украинской стороной. «Одной из задач строительства терминала было снижение зависимости от украинского транзита: украинцы всегда были не самыми простыми деловыми партнерами», — поясняет председатель совета директоров «Тольяттиазота» Петр Орджоникидзе. По его словам, раз в два-три года у компании возникает конфликт с «Укрхимтрансаммиаком» по поводу тарифов, причем в качестве механизма давления украинский оператор использует полное перекрытие аммиакопровода — последний раз это произошло в декабре 2016 года.

Открытое море

Решение возвести собственный терминал в порту Тамани было принято руководством предприятия еще в начале 2000-х годов, однако активная фаза строительства началась в 2015 году, после включения объекта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Проект также внесен правительством РФ в схему территориального планирования в области федерального транспорта и «дорожную карту» развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 год. Строительство осуществляется за счет собственных средств компании, общий объем инвестиций превысит $300 млн. Мощность терминала позволит осуществлять перевалку 2 млн т аммиака и 3 млн т карбамида в год. Он объединит в себе три блока: береговой перевалочный комплекс, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. т (для этого уже построена специальная эстакада, уходящая в море на 2,5 км), и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. К порту проведена железнодорожная ветка длиной 36 км, построена автомобильная дорога. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

Уникальность Тамани по сравнению с другими черноморскими портами заключается в его глубоководности и наличии естественного укрытия из-за формы бухты. Порт, способный принимать самые тяжелые суда, откроет российским экспортерам доступ ко всей акватории Черного и Средиземного морей, а его географическая близость к Керченскому проливу позволит объединить транспортную инфраструктуру с возводимым мостом в Крым.

Одной из проблем, с которой столкнулся «Тольяттиазот» при реализации проекта, стал судебный спор с администрацией Краснодарского края, тянущийся с 2014 года. Краевые власти считают часть инфраструктурных построек возведенными незаконно, в компании же заявляют, что все необходимые разрешения на строительство были получены. Арбитражный суд Краснодарского края и апелляционная инстанция встали на сторону администрации, однако в сентябре нынешнего года Арбитражный суд Северо-Кавказского ФО удовлетворил кассационную жалобу «Тольяттиазота» и направил дело на новое рассмотрение. По словам Петра Орджоникидзе, судебный процесс — вопрос важный, но не системный: «От его решения не будет зависеть, быть проекту или не быть. В администрации края не раз заявляли, что проект поддерживают, поэтому хотелось бы, чтобы их слова не расходились с делом, и они бы заняли более конструктивную позицию».

В компании рассчитывают, что после ввода терминала в эксплуатацию какую-то часть транзита через территорию Украины удастся сохранить — вероятно, украинские партнеры, утратив нынешнюю монополию, станут сговорчивее. В противном случае вся экспортная логистика «Тольяттиазота» может быть замкнута на Тамань.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грегори Леннон: «Асана — инструмент для исследования конкретных вопросов» Грегори Леннон: «Асана — инструмент для исследования конкретных вопросов»

Грегори Леннон, преподаватель Виньяса-йоги, стаж 20 лет

Yoga Journal
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Основы мат-анализа Основы мат-анализа

Хорошая статья про нехорошие слова

Maxim
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели

Рестайлинговый Volvo S90 похвастался радикально переработанным дизайном

ТехИнсайдер
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Открыть в приложении