Строительство портов позволит производителям конкурировать на мировом рынке

РБК

Борьба за экспортную независимость

Строительство собственных портовых мощностей позволяет российским производителям удобрений конкурировать на мировом рынке, снижая зависимость от соседних стран, которые контролируют ключевые инфраструктурные объекты.

Текст Софья Володина

На экспорт отправляется 70% производимых в России минеральных удобрений — крупнейшими их потребителями являются Бразилия, Китай, Украина, США и Индия, отмечают эксперты НИУ ВШЭ. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках удобрений, наметившегося в последние годы, российским производителям удается удержаться на плаву благодаря богатой сырьевой базе, низким ценам на энергоносители и огромным производственным мощностям, оставшимся еще со времен СССР. Сдерживающими факторами являются устаревание оборудования (эту проблему призваны решить программы модернизации, запущенные рядом крупнейших производителей) и длинное логистическое плечо до потребителей и портов отгрузки.

Действительно, возникшие в советское время заводы строились в условиях иной, единой инфраструктуры и на иных экономических основаниях. Если современные экспортно ориентированные мощности в Китае и США изначально закладываются вблизи логистических центров, то в СССР они прежде всего тяготели к источникам сырья. Кроме того, играл роль и геополитический фактор — производства, имевшие двойное назначение (например, аммиака, используемого для производства взрывчатки), должны были быть удалены от границ страны. С распадом же СССР источники грузопотоков оказались по одну сторону границы — в России, а порты и экспортные терминалы, как правило, имевшие четкую специализацию, — по другую, на территории Украины и Прибалтики.

Опасное партнерство

В условиях критической важности инфраструктуры такая зависимость от партнеров (как показывает практика — не всегда дружественно настроенных) вынуждает производителей удобрений искать альтернативные транзитные маршруты, переориентировать грузоперевозки на российские порты и строить собственные перевалочные мощности.

В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», принятой в 2010 году, стимулировалось развитие портовых терминалов и инфраструктурных объектов на подходах к ним. В результате уже к 2015 году доля российского грузооборота, переваливаемого через порты зарубежных стран, сократилась вдвое, с 17 до 8,4%, а к 2030 году, как предполагается, она не будет превышать 4%.

В последние годы российские производители удобрений также активно вкладывались в создание перевалочных мощностей. В 2013–2015 годах они приобрели или ввели в эксплуатацию значительное число активов в российских и зарубежных портах, в первую очередь на Балтике. Сейчас собственные специализированные мощности для перевалки удобрений есть у всех ключевых игроков рынка — «Уралхима», «Акрона», «Еврохима», «ФосАгро» и «Уралкалия». Например, «ФосАгро» в 2015 году запустило перевалочный терминал «Смарт балк терминал» в порту Усть-Луга, перенаправив туда грузопотоки, которые прежде шли в порты Финляндии, Эстонии и Латвии, и значительно снизив тем самым логистические расходы.

Ведущий российский производитель товарного аммиака также реализует собственный инфраструктурный проект — строительство терминала в порту Тамани.

Одной из особенностей «Тольяттиазота» является то, что он изначально строился как экспортно ориентированное предприятие: инвестором выступил американский бизнесмен Арманд Хаммер, а рассчитываться завод должен был поставками готовой продукции. Для этого в конце 1970-х годов был построен уникальный аммиакопровод Тольятти — Одесса, самый мощный в мире. Его протяженность составляет 2417 км, труба проходит по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей, а после пересечения границы Украины продолжает путь через Луганскую, Харьковскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Николаевскую, Херсонскую и Одесскую области. Российский участок обслуживает ОАО «Трансаммиак», украинский — УГП «Укрхимтрансаммиак ». Пропускная мощность аммиакопровода составляет до 2,5 млн т в год, конечным пунктом назначения выступает Одесский припортовый завод, где происходит перевалка удобрения на морские суда.

Сейчас через аммиакопровод транспортируется порядка 60% производимого «Тольяттиазотом» аммиака, однако логистический процесс осложняется регулярными конфликтами с украинской стороной. «Одной из задач строительства терминала было снижение зависимости от украинского транзита: украинцы всегда были не самыми простыми деловыми партнерами», — поясняет председатель совета директоров «Тольяттиазота» Петр Орджоникидзе. По его словам, раз в два-три года у компании возникает конфликт с «Укрхимтрансаммиаком» по поводу тарифов, причем в качестве механизма давления украинский оператор использует полное перекрытие аммиакопровода — последний раз это произошло в декабре 2016 года.

Открытое море

Решение возвести собственный терминал в порту Тамани было принято руководством предприятия еще в начале 2000-х годов, однако активная фаза строительства началась в 2015 году, после включения объекта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Проект также внесен правительством РФ в схему территориального планирования в области федерального транспорта и «дорожную карту» развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 год. Строительство осуществляется за счет собственных средств компании, общий объем инвестиций превысит $300 млн. Мощность терминала позволит осуществлять перевалку 2 млн т аммиака и 3 млн т карбамида в год. Он объединит в себе три блока: береговой перевалочный комплекс, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. т (для этого уже построена специальная эстакада, уходящая в море на 2,5 км), и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. К порту проведена железнодорожная ветка длиной 36 км, построена автомобильная дорога. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

Уникальность Тамани по сравнению с другими черноморскими портами заключается в его глубоководности и наличии естественного укрытия из-за формы бухты. Порт, способный принимать самые тяжелые суда, откроет российским экспортерам доступ ко всей акватории Черного и Средиземного морей, а его географическая близость к Керченскому проливу позволит объединить транспортную инфраструктуру с возводимым мостом в Крым.

Одной из проблем, с которой столкнулся «Тольяттиазот» при реализации проекта, стал судебный спор с администрацией Краснодарского края, тянущийся с 2014 года. Краевые власти считают часть инфраструктурных построек возведенными незаконно, в компании же заявляют, что все необходимые разрешения на строительство были получены. Арбитражный суд Краснодарского края и апелляционная инстанция встали на сторону администрации, однако в сентябре нынешнего года Арбитражный суд Северо-Кавказского ФО удовлетворил кассационную жалобу «Тольяттиазота» и направил дело на новое рассмотрение. По словам Петра Орджоникидзе, судебный процесс — вопрос важный, но не системный: «От его решения не будет зависеть, быть проекту или не быть. В администрации края не раз заявляли, что проект поддерживают, поэтому хотелось бы, чтобы их слова не расходились с делом, и они бы заняли более конструктивную позицию».

В компании рассчитывают, что после ввода терминала в эксплуатацию какую-то часть транзита через территорию Украины удастся сохранить — вероятно, украинские партнеры, утратив нынешнюю монополию, станут сговорчивее. В противном случае вся экспортная логистика «Тольяттиазота» может быть замкнута на Тамань.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 ключей, чтобы продлить любовь 6 ключей, чтобы продлить любовь

Шесть моделей поведения, которые делают любовные отношения счастливыми

Psychologies
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита

Как архаичные люди могли использовать окаменелости трилобитов?

N+1
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами

Во время аномального тепла динофлагелляты массово прорастают из цист китов

N+1
Феномен текста: человек vs ИИ Феномен текста: человек vs ИИ

Способен ли искусственный интеллект писать тексты или даже мыслить как человек?

Монокль
Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли

Расшифровка знаков на стиральной машине: какой режим для чего предназначен?

ТехИнсайдер
«Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях «Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях

Создатель «Глазами инженера» — о том, как выгодно заниматься любимым делом

Inc.
Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам

Как цифровизация сказывается на судебных процессах в России?

Forbes
Hастроение – прованс Hастроение – прованс

Создаем в квартире уютный деревенский стиль

Лиза
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Скандинавский антинуар Скандинавский антинуар

Под личиной нуара тут прячется «кино морального беспокойства»

Weekend
Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе

Книги о природе: через зарисовки, философские эссе и медленные наблюдения

Forbes
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Открыть в приложении