Что позволило России вырваться в мировые лидеры по беспилотным грузовикам

РБКHi-Tech

Большие гонки

Что позволило России вырваться в мировые лидеры по внедрению беспилотных грузовиков

Автор: Султан Жанказиев, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Изучаем, когда на дорогах страны и мира появились грузовики без водителей, в чем их экономическая выгода и какие компании уже доверяют логистику своей техники и товаров многотонным роботам на колесах.

Зачем нужны автономные грузовики

На данный момент до 30% стоимости транспортировки продукции уходит на фонд оплаты труда водителей. В случае с автономными электрогрузовиками эти затраты сокращаются. Данный транспорт может быть в строю 24/7, не придерживаясь строгого регламента по времени работы и отдыха, который предусмотрен для водителей большегрузов.

Еще одно бесспорное преимущество беспилотного транспорта — он минимизирует человеческий фактор, сокращая число аварийных ситуаций как на производственных объектах, так и на дорогах. С его помощью можно повысить и безопасность самого человека: например, запустить вместо водителей автономные грузовики на опасных производствах или для транспортировки опасных грузов.

К тому же электрический автономный транспорт позволяет компаниям следовать ESG-стандартам и, таким образом, вносить свой вклад в сокращение углеродного следа, что для многих становится и идеологическим, и маркетинговым преимуществом. К примеру, реальный кейс сотрудничества Wildberries и производителя автономных электрогрузовиков «ЭвоКарго»: преодоление грузовиками дистанции 26 тыс. км на территории трех логоцентров сократило выбросы углекислого газа более чем на 7 т.

Развитие беспилотного грузового транспорта:

США И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Для этих рынков точкой отсчета можно считать концепт-трак Future Truck 2025 от MercedesBenz, презентованный в 2014 году. За ним следует анонс Tesla Semi от Илона Маска в 2017 году. Спустя пять лет грузовик ушел в серийное производство и смог проехать рекордные 800 км без подзарядки. К слову, первым заказчиком данного электрогрузовика стала компания PepsiCo.

В 2022 году стартап Kodiak Robotics совместно с транспортной компанией U.S. Xpress провел серию автономных рейсов между Далласом и Атлантой. За пять дней беспилотный грузовик прошел в общей сложности более 10 тыс. км, совершив несколько маршрутов туда и обратно. Водителю с учетом требований режима работы и отдыха понадобилось бы на подобную доставку в два раза больше времени. Впрочем, люди при проведении данного эксперимента в кабине присутствовали и были готовы взяться за руль. И хотя им приходилось вмешиваться в действия автоматики, тест продемонстрировал перспективность подобного транспорта.

Уже в июне 2024 года Kodiak Robotics провела свою первую коммерческую перевозку грузов с Atlas Energy Solutions: тягач с автопилотом преодолел около 35 км, перевозя песок в Пермском бассейне (Техас, США). В августе 2025 года Kodiak в партнерстве с поставщиком Roush запустили коммерческие беспилотные перевозки с автопилотом Kodiak Driver по модели «водитель как услуга». В рамках этого проекта заказчику услуги — Atlas — будет поставлено 100 беспилотных грузовиков.

Еще один из ключевых игроков отрасли автономных грузоперевозок — американская Aurora Innovation, основанная в 2017 году выпускниками Uber, Tesla и Waymo. В 2021 году компания тестировала беспилотные грузовики совместно с FedEx, а в 2023-м заключила стратегическое партнерство с производителем автомобильной электроники Continental. В 2025 году Aurora запустила полностью автономные грузовики в коммерческую эксплуатацию на трассе между Далласом и Хьюстоном и планирует расширять свой автономный флот, а также открыть новый маршрут к концу нынешнего года.

Помимо этого, в 2024 году модели автономных грузовиков представили Daimler и Volvo, последний — в партнерстве с Aurora.

КИТАЙ

Летом 2023 года компания TuSimple достигла революционной вехи, совершив первое в Китае полностью автономное путешествие на полуприцепе по открытым дорогам общего пользования. Также с 2023 года на нескольких магистралях КНР проводятся испытания беспилотных фур колоннами с присутствием контролирующего оператора, который располагается лишь в первом грузовике флота из трех-пяти машин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении