Немецкие автоконцерны намерены продолжить инвестировать в российский рынок

РБКБизнес

Без пробуксовки

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно в России и намерены продолжить инвестировать в рынок, так как видят здесь потенциал роста. Несмотря на тенденцию к снижению продаж в России новых автомобилей, спрос на немецкие легковые модели стабилен. Сбыту коммерческих автомобилей поддержку оказывает госзаказ.

Текст: Иван Некрасов

Эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидают падения спроса в целом на легковые автомобили в России по итогам 2019 года, по их прогнозам, оно составит около 2,3% к объему продаж 2018-го.

Этот прогноз не относится к большинству моделей немецких авто. Так, по статистике АЕБ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года BMW и Mercedes-Benz прибавили 19 и 15% соответственно. По данным за январь—октябрь Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz занимают соответственно пятое, 10-е и 11-е места по объемам продаж на российском рынке.

Стабильный интерес

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно на российском рынке. В мае 2019 года Mercedes-Benz открыл завод полного цикла по производству легковых автомобилей в России. В Калуге много лет работает завод Volkswagen, который выпускает широкую модельную линейку Volkswagen и Škoda. На мощностях калининградского завода «Автотор» производится отверточная сборка моделей BMW и Audi.

Не снижается также производство грузовиков. «Даймлер КамАЗ Рус» — совместное предприятие концерна Daimler AG и КамАЗа — выпускает в России более 30 модификаций грузовых автомобилей марки Mercedes-Benz, а также грузовики марки Fuso. Грузовое подразделение концерна Volkswagen Truck & Bus, в которое входят такие марки, как MAN и Scania, имеет соглашение о контрактной сборке с группой ГАЗ. Также на мощностях ГАЗа собирают легкие коммерческие автомобили Mercedes Sprinter Classic.

«За годы работы в России мы запустили два завода в Набережных Челнах: один по производству грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, второй — новый завод по производству каркасов кабин для грузовых автомобилей Mercedes-Benz и «КамАЗ», который был открыт в мае 2019 года», — рассказал РБК+ Андреас Дойшле, генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус». Грузовое подразделение MercedesBenz в России, по его словам, за все это время инвестировало порядка €300 млн. Эти средства пошли в первую очередь на строительство заводов, их оснащение высокотехнологичным инновационным оборудованием и, конечно, для вывода на рынок нового модельного ряда грузовиков Mercedes-Benz. «В дальнейшем мы продолжим инвестировать в российский рынок, у которого неплохой потенциал для развития», — добавил Андреас Дойшле.

Переменная составляющая

В июле 2019 года правительство России в очередной раз изменило порядок работы автосборочных предприятий. Теперь, чтобы претендовать на заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые гарантируют получение государственных преференций, иностранным концернам необходимо выполнить ряд условий, каждое из которых приравнено к определенному количеству баллов. Например, открытие на заводе цеха по сварке кузова оценили в 400 баллов, а организацию производства роторов — в 200. С 2019 года необходимо набрать не менее 900 баллов, с 2022-го — не менее 1200 баллов, а с 2025 года минимальный порог составит 1400 баллов.

Требования к производителям легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, претендующих на участие в госзакупках, еще жестче. С 2019 года нужно получить 2000 баллов, с 2021-го — 3200, а с 1 января 2023 года — не менее 4500 баллов.

Это уже четвертое радикальное изменение условий производства автомобилей в России с 2005 года. Чтобы ограничить отверточную сборку, когда крупноузловые компоненты доставляются в готовом виде с зарубежного завода-изготовителя, были введены первые требования к минимальному уровню локализации производства. В обмен иностранцы получали право беспошлинного ввоза ряда комплектующих. В 2011 году был расширен перечень технических операций, необходимых для сохранения льгот. В частности, инвесторов обязали организовать в России сварку и покраску кузовов и наладить выпуск основных агрегатов — коробок передач и двигателя. В 2016-м право на льготы привязали к доле российских комплектующих, которую использует производитель, и в очередной раз утвердили список подлежащих локализации узлов и работ. Тогда же в качестве дополнительного «пряника» инвесторам создали благоприятные условия для участия в государственных тендерах.

В целом политику такого стимулирования автопроизводителей эксперты признают успешной. «С момента заключения первых соглашений о промышленной сборке локализация выросла в среднем на 30–40%. Такой результат был достигнут за счет стимулирования локализации средствами государственной поддержки», — подтверждает Татьяна Кофанова, руководитель группы автомобильного сектора компании «Делойт, СНГ».

После кризиса 2014-го и резкого снижения продаж новых авто большинство производителей не стали закрывать заводы в РФ. Так, в строю остались предприятия всех немецких концернов.

«Локализация в любом случае дает удешевление, поддерживает маржинальность продаж. Концерны к тому же получают преференции и льготы по СПИК и могут претендовать на определенную долю госзаказа», — объясняет Ильгиз Баймуратов, вице-президент аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Участие в тендерах на госзаказ — значительная преференция, в первую очередь для производителей представительских и коммерческих машин. Особенно если учесть, что, по оценкам аналитической службы «ВТБ Капитала», доля госзаказа в поставках российского автопрома в сегменте легковых автомобилей невелика — 5%. Однако для микроавтобусов и автобусов этот показатель достигает уже 10–15%. У производителей строительно-дорожной техники, по подсчетам Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования, этот показатель еще выше — от 20 до 50% продаж.

Несмотря на снижение покупательной способности, остался относительно стабильным спрос на автомобили низшего и верхнего ценовых сегментов, объясняет Ильгиз Баймуратов ситуацию на российском рынке в целом: «Больше всего пострадал средний ценовой диапазон, уменьшилось число предлагаемых моделей».

Теперь многое будет зависеть от дальнейшей политики правительства по регулированию авторынка. «В настоящий момент еще не окупились все инвестиции начала 2000-х. При этом в 2018–2019 годах иностранные концерны подписали ряд СПИК, взяв на себя обязательства по дополнительным инвестициям в объеме от 10 млрд до 70 млрд руб. В то же время исходя из статистики Росстата, которая также подтверждается комментариями наших клиентов, в 2019 году производство автотранспортных средств сокращается в среднем на 10% по сравнению с 2018 годом. В следующие несколько лет мы не ожидаем существенного роста выпуска, поскольку не прогнозируем заметного увеличения продаж на внутреннем рынке и на экспорт», — делится прогнозами Татьяна Кофанова.

Впрочем, история показывает, что регуляторы рынка могут проявлять гибкость в отношениях с инвесторами. Например, в 2011 году при расчете уровня локализации был введен коэффициент, зависящий от стоимости национальной валюты. Поэтому в 2014 году из-за девальвации рубля требования к промышленным предприятиям были смягчены.

Кроме того, Минпромторг готовит очередную поощрительную меру для компаний, построивших заводы в России. С 2020 года на 70–120% может быть увеличена ставка утилизационного сбора, который используется как барьер на пути импортных автомобилей в страну.

Фото: РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Саркопения: как сохранить мышцы до старости Саркопения: как сохранить мышцы до старости

Потеря мышц неизбежна и связана с возрастными изменениями

Худеем правильно
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Предустановленные грабли. Как закон о поддержке отечественного софта навредит российским ИТ Предустановленные грабли. Как закон о поддержке отечественного софта навредит российским ИТ

Закон о предустановке отечественного программного обеспечения навредит ИТ

Forbes
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Испытывают ли животные эмоции Испытывают ли животные эмоции

Способны ли животные на эмпатию, испытывают ли они радость или горе

СНОБ
Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры Без определенного места сожительства: как коворкинги и коливинги вытесняют офисы и квартиры

Экономика шеринга развивается во всем мире с огромной скоростью

РБК
Доктор сон Доктор сон

Как бороться с мировой эпидемией недосыпа?

GQ
Межнациональный расчет Межнациональный расчет

Стоит ли безоглядно открывать страну для чужаков?

Эксперт
Самиздат: путь авторов к независимости Самиздат: путь авторов к независимости

Может ли автор взять всю ответственность за судьбу своей книги на себя

Эксперт
Тест. Хорошо ли ты знаешь своего ребенка? Тест. Хорошо ли ты знаешь своего ребенка?

Любой отец уверен, что он отлично знает желания своего ребенка, но так ли это?

Maxim
Лукашин или Ипполит? Кого бы выбрала Надя, если пошла бы к психологу Лукашин или Ипполит? Кого бы выбрала Надя, если пошла бы к психологу

С кем все-таки лучше было остаться Наде – с Женей Лукашиным или с Ипполитом

Cosmopolitan
Алия Григ: Алия Григ:

Алия Григ (Прокофьева) — о "космическом будущем" и о проектах в США

Cosmopolitan
Дорогой автопром: сколько государство потратило на поддержание рынка Дорогой автопром: сколько государство потратило на поддержание рынка

Как государство помогало автопрому последние 10 лет

РБК
К пику возможностей К пику возможностей

3 декабря мир отмечает Международный день инвалидов

Огонёк
«Сломанная лестница»: гендерные препятствия на первых ступенях карьеры «Сломанная лестница»: гендерные препятствия на первых ступенях карьеры

Считается, что женщине трудно пробиться на самый верх и стать руководителем

Psychologies
Игорь Савельев: Как тебе такое, Iron Mask? Игорь Савельев: Как тебе такое, Iron Mask?

Фрагмент из новой книги Игоря Савельева

СНОБ
Как добавить романтики в отношения: 15 советов для мужчин Как добавить романтики в отношения: 15 советов для мужчин

Простые романтические жесты и знаки внимания, которые поддержат огонь любви

Psychologies
#пронауку: что случится при глобальном потеплении на 1,5 градуса #пронауку: что случится при глобальном потеплении на 1,5 градуса

Могут ли незначительные колебания столбика термометра повлиять на жизнь планеты?

РБК
Хурма забвения Хурма забвения

Пирог с лекарством от зимней депрессии

Огонёк
Как живут израильтяне и чему у них можно научиться (а чему не стоит) Как живут израильтяне и чему у них можно научиться (а чему не стоит)

Когда израильтяне становятся самостоятельными и знают ли толк в инновациях?

РБК
Квартира холостяка, 72 м² Квартира холостяка, 72 м²

Квартира в цветовой гамме нормандских городков

AD
«Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах «Я вырос в ВТБ и восхищаюсь Костиным»: CEO Альфа-банка о трансформации в компании, слухах о переговорах с ВТБ и бессмысленных экосистемах

Владимир Верхошинский рассказал о переходе из ВТБ в крупнейший частный банк

Forbes
Начну с понедельника! Начну с понедельника!

Сейчас самое время обзавестись полезными привычками, как это делают наши звёзды

Здоровье
Семейный подряд Семейный подряд

Сериал «Любовь матери» свел на одной площадке Мурило Бенисио и его старшего сына

StarHit
«Меня зовут Грета. Голос, который вдохновил весь мир»: фрагмент книги об экоактивистке Грете Тунберг и ее идеях «Меня зовут Грета. Голос, который вдохновил весь мир»: фрагмент книги об экоактивистке Грете Тунберг и ее идеях

Кто такая Грета Тунберг

Esquire
Вопросы с подвохом и езда без баллов: как изменится экзамен на права Вопросы с подвохом и езда без баллов: как изменится экзамен на права

Что изменится при сдаче экзамена на права осенью следующего года

РБК
«Долгий '68: Радикальный протест и его враги»: как протестовала молодежь в 1968 году «Долгий '68: Радикальный протест и его враги»: как протестовала молодежь в 1968 году

Фрагмент книги Ричарда Вайнена «Долгий ’68: радикальный протест и его враги»

Esquire
20 лучших сериалов десятилетия: выбор Esquire 20 лучших сериалов десятилетия: выбор Esquire

Георгий Биргер выбрал 20 самых влиятельных сериалов эпохи

Esquire
Таисия Повалий: «Держать внука на руках – это восторг» Таисия Повалий: «Держать внука на руках – это восторг»

Певица о новой роли бабушки и обидах на мужа

StarHit
Открыть в приложении