Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБКHi-Tech

Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

Автор: Алексей Ведерников

Одним из главных технотрендов на ближайшую перспективу российские и зарубежные эксперты называют метавселенные. Полноценных виртуальных миров пока не существует, но серьезных базовых метапроектов уже предостаточно. Они открывают очень интересные возможности и, как черные дыры, притягивают к себе внимание сотен тысяч людей и многомиллиардные капиталы.

От метапроектов к метавселенным

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге речь шла о виртуальном мире, в который заходят реальные люди. В нем они могут взаимодействовать со всем, что их окружает, а также друг с другом.

На ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено.

Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021). Матрица из одноименного фильма — это, кстати, тоже метавселенная. Просто там она не дает обычным людям новый опыт, а имитирует знакомый мир, чтобы скрыть пугающую реальность.

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях.

Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика. Кстати, в январе этого года магазин H&M запустил продажи виртуальной одежды в похожем на упомянутые выше решения метапроекте Ceek City. Виртуальные концерты и даже открытия виртуальных посольств тоже были.

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на слишком близкое приближение аватаров пользователей друг к другу.

Но дело не в функции, а в том, что даже в цифровом месте нашлось место насилию. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно

конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но что уже точно понятно, так это то, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет.

«Большой взрыв» 2022

Наиболее заметные метавселенные года

Decentraland

  • Разработчик: Decentraland Foundation (США)
  • Год создания: 2017
  • Статус: открыта для всех с 2020 года
  • Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками
  • Число пользователей: > 500 000

Sensorium Galaxy

  • Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту Россия)
  • Год создания: 2019
  • Статус: закрытый бета-тест
  • Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами
  • Число пользователей: неизвестно

The Sandbox

  • Разработчик: Animoca Brands (Китай)
  • Год создания: 2018
  • Статус: альфа-версия
  • Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать
  • Число пользователей: > 500 000

Omniverse

  • Разработчик: NVIDIA (США)
  • Год создания: 10 ноября 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: совместно работать над сложными проектами
  • Число пользователей: неизвестно

Mesh

  • Разработчик: Microsoft (США)
  • Год создания: апрель 2021-го
  • Статус: предварительная версия
  • Что можно делать: общаться и совместно работать
  • Число пользователей: неизвестно

Xi Rang

  • Разработчик: Baidu (Китай)
  • Год создания: декабрь 2021-го
  • Статус: прототип
  • Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет
  • Число пользователей: предположительно, 100 000

Horizon Worlds

  • Разработчик: Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms (США)
  • Год создания: 9 декабря 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир
  • Число пользователей: 300 000

Фото: Decentraland, Sensorium Galaxy, пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этика wow-опыта Этика wow-опыта

Приоткрываем дверь в мир закрытых секс-вечеринок

Playboy
«Проще сделать самой»: как такая установка вредит женщинам «Проще сделать самой»: как такая установка вредит женщинам

«Лучше сама сделаю, чем буду объснять» — звучит знакомо?

Psychologies
Ценные гектары Ценные гектары

Стоимость земель 20 крупнейших латифундистов России приблизилась к 1 трлн рублей

Forbes
Как будет работать интернет на Луне: готовимся к масштабной эмиграции в космос Как будет работать интернет на Луне: готовимся к масштабной эмиграции в космос

Andromeda обеспечит связью абонентов, которые будут жить и работать на Луне

Популярная механика
Плащ-невидимка и пластмассовое золото Плащ-невидимка и пластмассовое золото

10 необычных материалов «из будущего»

РБК
Как говорить с близкими, если они в тревоге и панике Как говорить с близкими, если они в тревоге и панике

Как подобрать нужные слова и поддержать близких?

Cosmopolitan
Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная» Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная»

Киберфилософ Александр Бард — как стать нетократом сегодня?

РБК
Как бороться с депрессией? Как бороться с депрессией?

Как сдвинуться с мертвой точки и преодолеть депрессию?

Psychologies
Грязь под крышей мира Грязь под крышей мира

Что ждет Катманду в ближайшем будущем?

Вокруг света
Много лет без бед: история отношений Анны Курниковой и Энрике Иглесиаса Много лет без бед: история отношений Анны Курниковой и Энрике Иглесиаса

Анна Курникова и Энрике Иглесиас являются одной из самых крепких пар среди звезд

VOICE
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
Что чувствует адвокат, защищая виновного? Рассказ юриста Что чувствует адвокат, защищая виновного? Рассказ юриста

Вокруг адвокатской деятельности немало мифов

Psychologies
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Как выдерживать эмоции окружающих: 9 советов Как выдерживать эмоции окружающих: 9 советов

Как быть с эмоциями других людей, ведь их мы не в силах контролировать?

Psychologies
Молекулярное распознавание ускорилось под действием электронов Молекулярное распознавание ускорилось под действием электронов

Химики нашли первый общий метод катализа молекулярного распознавания

N+1
Чистка лица по типу кожи: какую лучше выбрать Чистка лица по типу кожи: какую лучше выбрать

Подробный гид о том, какую чистку лица лучше выбрать

VOICE
Сыр в масле: какие профессии в СССР были самыми денежными Сыр в масле: какие профессии в СССР были самыми денежными

Чье благосостояние в СССР было лучше, чем у остальных?

Cosmopolitan
Генетики обнаружили преемственность между жителями Франции бронзового и железного веков Генетики обнаружили преемственность между жителями Франции бронзового и железного веков

Палеогенетики прочитали геномы людей, живших около 1200–80 годов до нашей эры

N+1
Как спасти сгоревшую кастрюлю и сохранить овощи свежими? 15 полезных лайфхаков для кухни: экономим время и деньги Как спасти сгоревшую кастрюлю и сохранить овощи свежими? 15 полезных лайфхаков для кухни: экономим время и деньги

Простые советы и рекомендации помогут вам сэкономить время, продукты и деньги

ТехИнсайдер
История худи: утилитарность, протест, модное высказывание — и не только История худи: утилитарность, протест, модное высказывание — и не только

Полная история предмета, который есть практически в каждом гардеробе

Esquire
Как достойно завершить отношения? Мужской взгляд и мнение психолога Как достойно завершить отношения? Мужской взгляд и мнение психолога

Наш герой прошел через расставание и делится своим опытом

Psychologies
Веселые и грустные фильмы о зомбирующей силе телевидения Веселые и грустные фильмы о зомбирующей силе телевидения

Фильмы о том, что человек может стать рабом телеящика

Maxim
Palantir: как американские спецслужбы следят за населением Palantir: как американские спецслужбы следят за населением

Мы все под колпаком!

Популярная механика
В поисках винтажа: семь самых известных блошиных рынков мира В поисках винтажа: семь самых известных блошиных рынков мира

Потому что шопинг — это не только торговые центры

Playboy
«Мне приходится дома скрывать, что встречаюсь с парнем» «Мне приходится дома скрывать, что встречаюсь с парнем»

Сепарация — это в первую очередь задача ребенка

Psychologies
Почему еноты любят все полоскать Почему еноты любят все полоскать

Как еноты с помощью лап узнают об окружающем мире?

Популярная механика
14 вредных привычек, которые стоят вам денег 14 вредных привычек, которые стоят вам денег

Львиная доля наших денег уходит на мелочи. Нам стоит пересмотреть свои привычки

Psychologies
Свинцовый сезон Свинцовый сезон

«Моя гениальная подруга»: дневник дружбы как способа выживания

Weekend
5 фантастических книг о том, как человечество оказалось на грани катастрофы, но сумело спастись 5 фантастических книг о том, как человечество оказалось на грани катастрофы, но сумело спастись

Книги, в которых человечество справилось со страшными вызовами

Популярная механика
Все на булочке с кунжутом: 5 рецептов бургеров, которые можно приготовить дома Все на булочке с кунжутом: 5 рецептов бургеров, которые можно приготовить дома

Рецепты бургеров от шефов ресторанов

Esquire
Открыть в приложении