Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост

РБКАвто

Автокаско завелось

Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост. Однако говорить о выходе сегмента из многолетнего пике пока рано, считают страховщики: отрасль может снова потерять в сборах из-за тарифной политики компаний и ослабления рубля.

Текст Олег Юдин

Банк России в сентябре опубликовал итоги работы страхового рынка за полугодие. По его данным, страховщики собрали по автокаско 80,1 млрд руб. премий, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В структуре рынка этот вид страхования занял четвертое место (или 11%), лидерство по доле рынка автокаско утратило еще в 2015 году, который стал переломным для отрасли после начала экономического кризиса в стране годом ранее. Тогда добровольный вид автострахования не только уступил многолетнее лидерство по взносам ОСАГО (обязательный вид страхования в отличие от каско), объем премий упал на 14,6%, до 187,2 млрд руб., против роста на 3%, до 218,6 млрд руб., в 2014-м.

На сжатие рынка повлияло сокращение продаж новых автомобилей (по данным «Автостата», минус 35% к 2014 году) и повышение страховщиками тарифов: средняя премия выросла на 7,2 тыс. руб., до 49,1 тыс. руб., что на 17% больше, чем в кризисный 2014 год. Ответ автовладельцев не заставил себя долго ждать — количество проданных полисов в 2015-м сократилось на 27,2%, до 3,8 млн договоров.

С тех пор автокаско так и не удавалось вырасти, однако размер падения сборов сокращался. В 2016 году взносы по автокаско уменьшились на 8,8%, в 2017 году — на 4,8%.

Причиной нынешнего роста взносов стало в первую очередь увеличение продаж новых автомобилей, уверен управляющий директор по автострахованию группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. В январе—июне продажи новых машин действительно выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Поддержало автокаско и оживление рынка кредитования населения, считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. При покупке автомобиля в кредит оформление полиса автокаско обычно является обязательным, напоминает Евгений Шарапов, замдиректора группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Он обращает внимание на увеличивающуюся долю кредитных автомобилей в общем объеме проданных машин. Если в 2014 году на кредитные автомобили приходилось 35%, то в 2017 году этот показатель достиг 49%. Данных за текущий год пока нет, тем не менее за пять месяцев 2018 года сумма выданных банками автокредитов выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, приводит данные Национального бюро кредитных историй Евгений Шарапов. В свою очередь, вклад в поддержку автокредитования внесло правительство, продлив государственную программу льготного кредитования на покупку машин, произведенных в России, отмечает ЦБ в своем обзоре ключевых показателей страховщиков за первый квартал 2018 года.

Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев считает, что, несмотря на рост рынка автокаско по итогам полугодия, говорить о полноценном выходе сегмента из кризиса нельзя. Сборы по страхованию автокаско физических лиц снизились на 2,6%, в корпоративном блоке сборы, напротив, выросли на 3,1%. «Таким образом, можно сказать, что только каско в корпоративном сегменте выходит из кризиса, а на рынке каско физлиц продолжается ситуация предыдущих лет — число договоров растет, но средняя премия снижается», — уточняет Андрей Ковалев. По данным ЦБ, количество заключенных договоров за полгода выросло на 24,2%, до 2,175 млн, средняя премия упала на 17,1%, до 36,842 тыс. руб.

Курс на снижение

Во втором квартале размер средней премии по автокаско продолжал снижаться, достигнув минимального значения за последние шесть лет — 34,8 тыс. руб., рассказывает директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний RAEX («Эксперт РА») Ольга Скуратова. Она считает, что наметилась устойчивая тенденция к перезаключению автомобилистами более дешевых полисов каско, в большинстве своем покрывающих только часть рисков. Если раньше автовладельцы предпочитали покупать полисы с полным покрытием, то сейчас наблюдается устойчивый интерес к франшизным программам страхования, соглашается начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга дирекции развития страхования СК «МАКС» Евгений Попков. Широкое распространение полисов каско с франшизами приводит к падению средней премии, добавляет Сергей Демидов.

Франшиза в автокаско — это определенный договором размер ущерба, который автомобилист возмещает самостоятельно при наступлении убытка. В портфеле «Согласия» за последний год доля каско с франшизой выросла на 10 п.п. и сейчас приближается к трети, утверждает Андрей Ковалев. В «Ингосстрахе» уже сейчас более 50% портфеля приходится на полисы каско с франшизой, а в докризисный период доля таких полисов составляла 10–15%, добавляет Виталий Княгиничев. В группе «Ренессанс страхование» доля таких полисов автокаско также превышает 50%.

Повышенный спрос автомобилистов на полисы автокаско с франшизой объясняется скидками. По расчетам Андрея Ковалева, наличие франшизы позволяет снизить стоимость полиса каско до 50%. «Если говорить об усеченных продуктах, в которых страхуются только некоторые риски, например только угон или полная гибель транспортного средства, то здесь экономия может быть больше — до 80%, но уже нельзя говорить о полной защите имущества клиентов», — рассказывает он.

Полное классическое каско оформляют владельцы дорогих машин, для которых размер премии не столь важен, как предлагаемый набор услуг, говорит Виталий Княгиничев. Кроме того, сторонниками полного каско являются владельцы новых автомобилей, замечает Сергей Демидов.

Несмотря на сокращение размера средней премии по автокаско, размер среднего убытка не уменьшается, так как стоимость ремонта и запчастей постоянно увеличивается, рассказывает Виталий Княгиничев. Средняя выплата выросла на 8,1%, до 89,3 тыс. руб., следует из данных ЦБ.

Андрей Ковалев считает, что если в 2016–2017 годах основным фактором снижения средней премии по автокаско было распространение урезанных и франшизных продуктов, то в этом году на первый план выходит «обострение конкурентной борьбы и масштабное снижение тарифов по каско физлиц». Например, в сентябре компания «МАКС» сообщила о существенном снижении тарифов на каско: в среднем до 30% (по данным ЦБ за полугодие, компания не входит в топ-10 по сборам в каско). Один из лидеров этого сегмента — компания «РЕСО-Гарантия» — на своем сайте обещает скидку на каско до 45% при переходе к ней из другой компании.

Снижение тарифов по каско зачастую является ценовым демпингом и попыткой нарастить портфель по данному виду страхования, считает Виталий Княгиничев: «Рынок автокаско — высококонкурентный, большая его часть поделена между топ-10 страховщиков». Более 85% рынка автокаско приходится на топ-10 компаний примерно из ста страховщиков, занимающихся этим видом страхования, свидетельствуют данные ЦБ за полугодие.

«Здесь нет никакого демпинга, только внимательный актуарно-андеррайтинговый расчет», — оправдывается Евгений Попков. Он полагает, что удешевлением полиса компания помогает части клиентов вернуться к практике страхования автокаско, от которой они вынуждены были отказываться «по причине высокой нагрузки на семейный бюджет».

Зона рентабельности

Увеличение доли усеченных и франшизных полисов автокаско приводит к снижению убыточности этого сегмента, говорит Виталий Княгиничев. «К примеру, в 2008 году аварийность по нашему портфелю составляла 106%, в 2018-м — около 60%», — продолжает эксперт. Автостраховщикам в целом удалось обуздать убыточность по каско и выйти в зону положительной рентабельности, соглашается Евгений Попков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года убыточность по полисам каско без франшизы не изменилась, добавляет Сергей Демидов.

Страховщики в первом полугодии урегулировали 452,5 тыс. страховых случаев, что на 12,3% ниже аналогичного показателя прошлого года. Падение числа урегулированных убытков сказалось и на выплатах — одном из ключевых показателей рентабельности в страховании. За полгода выплаты снизились на 5,2%, до 40,4 млрд руб., приводит данные ЦБ. Наличие франшизы в договоре дисциплинирует клиентов — они реже заявляют страховщикам незначительные убытки, считает Виталий Княгиничев. Падение убыточности он также объясняет снижением аварийности на дорогах.

О рентабельности автокаско для страховщиков говорит и комиссионное вознаграждение, которое компании платят агентам за продажу своих продуктов. Сохраняется тенденция к его росту, замечает Евгений Шарапов. За шесть месяцев страховщики заплатили агентам 16 млрд руб. комиссионного вознаграждения, что на 14,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост комиссионного вознаграждения объясняется обострением конкурентной борьбы, поясняет Андрей Ковалев. «Для привлечения дополнительных клиентов компании не только снижают тарифы, но также увеличивают вознаграждение посредникам», — считает он.

Перспективы рынка

Аналитики АКРА считают, что падение сборов по автокаско по итогам 2018 года может прекратиться. По их оценке, темпы роста сегмента по году составят 9,3% с увеличением до 178 млрд руб. В пользу такого сценария свидетельствует восстановление продаж новых автомобилей. Кроме того, прогнозируют в АКРА, в этом году замедлится сокращение средней премии. Автокаско с франшизой широко представлено на рынке, автомобилисты уже сделали выбор в пользу таких полисов, поэтому существенный рост доли этих продуктов маловероятен, полагают они. В дальнейший рост рынка автокаско верит и Сергей Демидов. Он считает, что падение продаж новых автомобилей завершилось, объемы автокредитования вышли на докризисный уровень.

В агентстве RAEX прогнозируют, что по страхованию автокаско падение премий в 2018 году по сравнению с 2017 годом замедлится до 3% или даже до нуля, объем рынка составит порядка 155–160 млрд руб.

По мнению Ольги Скуратовой, внедрение франшиз и применение дополнительных тарифных опций окажет положительное влияние на динамику сегмента, с другой стороны — снижение средней стоимости полиса за счет этих факторов «будет сдерживать развитие этого рынка». Отсутствие роста реальных доходов населения также негативно отразится на темпах прироста премий по страхованию автокаско, полагает эксперт.

Остальные страховщики оптимизма коллег не разделяют. По мнению Виталия Княгиничева, преждевременно говорить о выходе из ситуации с падением сборов — полугодовой рост рынка автокаско на 3,1% не может изменить ситуацию. «Говорить о выходе из многолетнего пике пока рано», — соглашается Евгений Попков. Он отмечает, что продажи на автомобильном рынке начинают замедляться: в августе рынок вырос на 11% против 18% в январе. «Скачки курса валют вынуждают производителей поднимать цены, что тоже потянет продажи машин вниз. Поэтому не исключено, что к концу года каско перестанет расти и продолжит падение», — говорит он. Ослабление рубля негативно скажется и на сегменте: из-за роста стоимости запчастей в рублевом эквиваленте вырастут и объемы выплат, подорожает полис, «что может снизить потребительский спрос», добавляет Ольга Скуратова. Динамика сборов по автокаско будет во многом зависеть от конкурентной борьбы, уверен Андрей Ковалев. «Если продолжится дальнейшее агрессивное снижение тарифов на рынке, то сборы не будут расти», — констатирует он.

Статистика имен

Мужчины по имени Илья и женщины по имени Вера чаще других попадают в аварии — такие выводы по результатам анализа аварийности клиентов сделали специалисты «Согласия». На втором месте по частоте аварийности водители по имени Виталий и Анна, замыкают тройку аварийных имен Константин и Оксана. Мужчины чаще всего становятся участниками дорожно-транспортного происшествия в первый месяц после покупки автокаско, а женщины чаще всего попадают в ДТП на второй месяц страхования, выяснили в «АльфаСтраховании».

Дороже всего автокаско обходится жителям Пскова и Великого Новгорода, считают аналитики компании ERGO, которые проанализировали стоимость услуги в 85 регионах России. Напротив, наиболее дешевое автокаско можно купить в Саратове, Екатеринбурге, Казани и Тюмени.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сосланный в андроида Сосланный в андроида

Фантастический рассказ Александра Маркова

Наука и жизнь
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
Зимой и летом одним цветом Зимой и летом одним цветом

Какие растения из умеренных широт сохраняют зимой листья и зеленый цвет?

Наука и жизнь
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах

10 самых распространенных мифов об электронных устройствах

Maxim
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Девелоперы припрятали проекты Девелоперы припрятали проекты

Объем нового строительства у российских застройщиков жилья упал более чем на 20%

Ведомости
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
В облигациях начался «жор» В облигациях начался «жор»

Время для покупки бумаг с постоянным купоном пришло — впереди снижение ставок

Монокль
Развлекая, вовлекай Развлекая, вовлекай

Как женщины создают мир, где новое поколение раскрывает таланты

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Открыть в приложении