Насколько ж/д транспорт России включен в мировую ESG–повестку

РБКБизнес

Андрей Лисицын: «Наши клиенты смогут выбирать безопасный для экологии маршрут»

Беседовал Владимир Чубаров

Насколько российский железнодорожный транспорт включен в мировую ESG-повестку, зачем крупнейшему в стране работодателю проводить год экологии и как мировой тренд на устойчивое развитие способен дать вторую жизнь путешествиям на поездах, «РБК Трендам» рассказал Андрей Лисицын, начальник департамента экологии и техносферной безопасности РЖД.

РБК: Сегодня многие компании стали активно развивать ESG-направление. Почему вопросы экологии, социальной политики и корпоративного управления оказались важными и для РЖД?

А.Л.: Последние несколько лет РЖД четко и последовательно ориентировала свою деятельность в направлении ESG-принципов. В 2007 году компания стала участником Глобального договора ООН. Именно в это время была сформирована первая Экологическая стратегия ОАО «РЖД», в 2009 году она была утверждена. Присоединившись к целям устойчивого развития, мы сразу же приступили к их реализации в своих проектах и Экологической стратегии до 2020 года.

Сегодня тема устойчивого развития и ESG стала звучать более четко благодаря поддержке медиа и мирового сообщества. Мир меняется, и запрос общества к бизнесу растет: люди видят, что происходит с климатом, потреблением ресурсов, экологической обстановкой, и хотят видеть ответные действия компаний. Мы, как крупнейший работодатель и перевозчик в стране, не можем оставаться в стороне от подобных запросов и, разумеется, развиваемся в соответствии с мировыми трендами.

К 2020-му нам удалось реализовать все проекты в рамках нашей Экологической стратегии, и мы поняли, что будем ставить на будущее более амбициозные задачи, связанные с улучшением экологической обстановки и комфортом пассажиров.

РБК: Транспортному сектору сложнее или, наоборот, проще внедрять экологические проекты?

А.Л.: Возможно, для кого-то прозвучит удивительно, но железнодорожный транспорт — это самый экологичный транспорт из возможных. К примеру, выбросы от перевозки грузов авиатранспортом в 70 раз выше, чем поездом. В целом же деятельность РЖД производит менее 1% выбросов среди всей транспортной отрасли России.

Уже сегодня мы можем гордиться тем, что углеродный след от перевозки 1 т груза на 1 км составляет всего 7,8 г — это один из самых низких показателей среди крупных железнодорожных компаний мира. Однако работа в этом направлении предстоит большая и многоступенчатая. В частности, предстоит переход от дизельного топлива в пользу как электрической тяги, так и альтернативных видов топлива (газ, водород).

Железнодорожный транспорт открыт для инноваций. Сейчас ведется серьезная работа по цифровой трансформации, развиваются квантовые технологии. За примером здесь можно обратиться к совершенно бытовой ситуации. Любой клиент РЖД сегодня легко может сесть на поезд без бумажного билета, а на электронной версии будет написано, насколько меньше ваш углеродный след при выборе именно ж/д транспорта.

Если говорить о грузоперевозке, то у нас работает экологический калькулятор, где каждый может рассчитать углеродный след при перевозке своего груза. В будущем клиенты даже смогут выбирать наиболее безопасный для экологии маршрут перевозки и получать документальное подтверждение этому.

Сложность мы видим только в планируемых масштабах и тиражировании наших проектов. Они всегда проходят ряд этапов: от разработки до внедрения, и это порой занимает больше времени, чем мы можем изначально закладывать.

РБК: Ваша компания сформулировала свою Экологическую стратегию до 2030 года. Это довольно большой документ. А каким из заявленных инициатив РЖД уделяет особое внимание?

А.Л.: В фокусе у нас целый ряд мероприятий по модернизации подвижного состава. Например, меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге.

Также мы разрабатываем состав на водороде, первый опытный образец которого появится в 2024 году на Сахалине. Этот регион выбран пилотным для отработки углеродного регулирования, и мы будем рады предоставить такую разработку, которую мы делаем совместно с «Росатомом».

Отдельно хотел бы отметить наши планы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. Сюда входят грунт и ж/д пути, загрязненные нефтепродуктами, а также загрязненные емкости, резервуары и части территорий. Таких объектов в нашем реестре сейчас около 300, и мы планируем привести в порядок каждый.

И, конечно же, в приоритете изменений и совершенствований у нас инфраструктура. Состояние поездов и другой железнодорожной техники, установка шумозащитных экранов, укладка бесстыкового «бархатного» пути — лишь малая часть всего комплекса решений.

РБК: В Экологической стратегии также сказано, что РЖД стремятся поддерживать и развивать «зеленые» преимущества железнодорожного транспорта. Расскажите подробнее о них.

А.Л.: Среди всех требований к подвижному составу сегодня первое место занимают экологические. Среди экологических требований — снижение уровня шумового воздействия. Пока что эта задача еще полностью не решена в мире, но РЖД понемногу приближают тот момент, когда шум от вагонов будет снижен до санитарных норм в 55 дБ. Для этого мы ищем инновационные решения и активно привлекаем неравнодушных инженеров и компании. Считаю, что необходимо дальнейшее ужесточение требований к подвижному составу в части шума. Так, недавно мы начали устанавливать новые шумозащитные экраны на Куйбышевской железной дороге, а также начали применять композитные шины-замедлители вагонов для сортировочных горок в Люблино.

Разумеется, для нас, как крупного перевозчика, важно учиться работать с отходами. Мы планируем использовать около 90% отходов промышленного производства вторично. Работая в этом направлении, мы также закупаем биоразлагаемые пакеты и упаковку, ртутьсодержащие лампы меняем на другие типы осветительных приборов.

Среди других «зеленых» преимуществ отмечу наше развитие в сфере возобновляемой энергетики. К примеру, вокзал в Адлере оснащен солнечными панелями для выработки электричества, которое идет на обслуживание здания. Планируется, что таких вокзалов будет больше.

РБК: 2021 год РЖД объявили годом экологии. Какими результатами вы можете поделиться? Что получилось, а что еще предстоит сделать в наступающем году?

А.Л.: Во-первых, нам удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 2,7 тыс. т, или на 8%.

Во-вторых, мы реализовали 21 проект по биоразнообразию нашей природы. Например, спонсировали научную экспедицию РАН по исследованию байкальской нерпы, изготовили 12 искусственных мест гнездования для орлана-белохвоста на территории Кабанского государственного природного заказника, а также установили систему постоянного видеонаблюдения за гнездом дальневосточного аиста на территории государственного природного заповедника «Болоньский».

В-третьих, на всех железных дорогах в течение года проходили различные конкурсы (более 150) и акции по экологической тематике (более 200). Среди них были уборка берегов водоемов, парков, посадка деревьев, устройство экологических троп, конкурсы на лучшее структурное подразделение железной дороги.

Пожалуй, в качестве итога этого года экологии я могу назвать то, что РЖД одержали победу в пяти номинациях в рамках Третьего Всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — экология». Эта награда отражает нашу осознанную и ответственную позицию перед нашей страной и обществом. Поэтому год экологии — это только начало.

РБК: Вы отметили, что в РЖД работают вместе с дочерними предприятиями более 1 млн человек. Насколько активно?

А.Л.: Я могу с уверенностью сказать, что в РЖД никто не остается в стороне от важных общественных действий. У нас в компании более 85 тыс. сотрудников занимаются корпоративным волонтерством, и мы поддерживаем все их начинания и проекты. Например, многие сотрудники РЖД участвовали во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна — 2021», организованном Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и структурными подразделениями филиалов РЖД. Результаты этого мероприятия впечатляют: высажено более 110,5 тыс. деревьев, убрано 2,6 га загрязненных территорий.

РБК: Как вы думаете, каким будет мир к 2030 году, когда многие крупные российские и зарубежные компании, и РЖД в том числе, смогут достичь своих целей в рамках ESG-стратегий?

А.Л.: Уверен, что к этому времени мы сможем более эффективно использовать наши ресурсы, поддерживая здоровый баланс в стране и на планете. Предполагаю, что технологии в целом станут дружественнее к окружающей среде, а ответственное отношение бизнеса приведет к тому, что экокультура станет неотъемлемой частью нашего общества.

Благодаря экологической повестке нас ждет «зеленое» и светлое будущее, комфортное для проживания нас и наших детей.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из другого теста Из другого теста

Как шеф-повар построил бизнес с оборотом 900 млн рублей на римской пицце

Forbes
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Семь принципов счастливого брака Семь принципов счастливого брака

Или эмоциональный интеллект в любви

kiozk originals
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Инвестиционный поход Инвестиционный поход

Важен баланс между стабильностью и риском

Esquire
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Михаил Чертищев и Betsy Михаил Чертищев и Betsy

Большой разговор о большом таланте с Михаилом и Светланой Чертищевыми

Собака.ru
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Алексей Конаков Алексей Конаков

Алексей Конаков о своем романе Петербурга 2080-х

Собака.ru
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность

Что такое ожидания и почему они имеют над тобой такую власть

VOICE
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Рената Джало Рената Джало

Как устроен мир выпускницы мастерской Алексея Учителя во ВГИКе Ренаты Джало

Собака.ru
Алексей Беляев Алексей Беляев

Как в Петербурге была создана уникальная дендритно-клеточная вакцина против рака

Собака.ru
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
Константин Бронзит Константин Бронзит

Константин Бронзит о «Лунтике» — смешении одиссеи и Достоевского с цензом 0+

Собака.ru
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку

Как при установке забора или шлагбаума у дома не нарушить закон

Inc.
«Том и Джерри» vs Ленинград «Том и Джерри» vs Ленинград

Ференц Лист однажды резко поднял мои ставки в знатном московском доме...

СНОБ
Открыть в приложении