«Раньше было лучше»: картина Вермеера после реставрации вызвала споры в Сети
Недавно Галерея старых мастеров в Дрездене наконец показала результат реставрации полотна «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Под слоем краски скрывалось огромное изображение Купидона, которое полностью изменило композицию и смысл картины. Но такие перемены пришлись по вкусу далеко не всем ценителям искусства.
Ян Вермеер — нидерландский живописец XVII века. Его творчество считается вершиной голландского искусства «золотого века». Наиболее известные его картины: «Девушка с жемчужной сережкой», «Сводница», «Молочница», «Аллегория живописи» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Последняя была написана в 1657–1659 годах и более 250 лет хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
«Cовершенно другое произведение»
Впервые о существовании «картины в картине» стало известно лишь в 1979 году благодаря рентгенографии. Оказалось, что за спиной героини скрывается изображение, сделанное Вермеером, но закрашенное кем-то через несколько десятилетий после его смерти. В 2009-м специалисты провели инфракрасную рефлексографию и подтвердили этот факт.
Спустя еще десять лет реставраторы сняли верхний слой краски и расчистили изображение Купидона. И картина заиграла совершенно другими красками. «Это самое сенсационное событие во всей моей карьере, — утверждает старший реставратор музея Ута Найдхардт. — Благодаря реставрации мы видим совершенно другое произведение». Так что теперь искусствоведы смело говорят о «новом» Вермеере.
Что привнесло в картину изображение Амура? Ранее любители искусства могли лишь догадываться о смысле письма в руках героини. На его любовное содержание намекала лишь ваза с яблоками, отсылающая к теме грехопадения Адама и Евы. Сейчас же смысл полотна стал совсем однозначным: девушка «поражена» стрелой Купидона.