Хроника
Все сами
Отправляясь в Южную Корею посетить исследовательский центр корпорации SK, мы не подозревали, что избитое сравнение с вершиной айсберга вдруг окажется недостаточно емким для всего, что мы узнаем. Итак, вершина – это масло ZIC на полке в магазине, а остальное – один большой сюрприз...
Логотипы SK с характерными крыльями бабочки смотрят с небоскребов Сеула и едва ли не каждой автозаправки. «Посмотрите на экраны ваших телефонов, – предлагают представители компании. – Видите логотип оператора SKT? Это тоже мы, SK. Помните, когда-то в 90-х вы покупали видеокассеты SKC? И это мы. Аккумуляторы в BMW i8 – нашего производства, а 53% рынка полупроводников занимает наша группа. Чеболь SK заменяет Южной Корее и Роснефть, и МТС, и Сколково...» Разве что банковский и страховой бизнес в стране контролирует государство. Большинство экономики и разработок сосредоточены в руках чеболей – огромных корпораций, управляемых семейными кланами.
Крупнейшие из них – Samsung, LG, Hyundai и группа SK. На долю этой «большой четверки» приходится 60% ВВП Кореи, одной из самых мощных экономик мира. Без сомнений, о первых трех все слышали (впрочем, вы даже не представляете, какие разные отрасли промышленности охватывают эти известные названия). Вероятно, вам знакомы также Lotte и Kumho... Но что такое SK, промышленный супергигант, о котором мы почти ничего не знаем? В группу SK входит 89 различных компаний, и основное (хотя и далеко не единственное) направление их бизнеса связано с нефтепереработкой. Объемы? Колоссальные. Примерно половина всего экспорта нефтехимической отрасли из Южной Кореи приходится на группу SK. В абсолютных цифрах это $60 млрд или 10% годового экспорта всей страны! И это (внимание!) при том, что нефти в Южной Корее нет. Да-да, из покупной ближневосточной нефти делают передовые нефтепродукты и экспортируют их в десятки стран.