Займемся любовью сексом?
Возбуждение, страсть, безудержное влечение… Есть ли рядом с ними место для любви – той самой, которую воспевали Петрарка и Шекспир? Мы говорим: «Это же просто секс, ничего серьезного». Но не обманываем ли мы себя?
Умри, но не давай поцелуя без любви!» – фразу, ставшую крылатой, многие помнят еще со школьной программы. Это говорит Вере Павловне, героине романа «Что делать?», «уличная женщина» француженка Жюли, внезапно познавшая поцелуй «чистых губ». Идея близости «только по любви» жива до сих пор, и хотя со времен Чернышевского прошло полтора века и состоялась сексуальная революция, далеко не каждый решается признать, что хочет секса. Почему?
Грязный или чистый
«Современная европейская культура, в том числе в России, несмотря на советский атеистический период, во многом опирается на религиозные догмы, согласно которым секс считался грязным и аморальным и был позволен только в браке и только ради деторождения, – размышляет психолог и преподаватель сексологии Наталья Ошемкова. – Еще несколько веков назад родители, отдавая детей под венец, не спрашивали их о чувствах вообще.
Влюбленные пытались следовать своим чувствам, а мир им не давал, – так появлялись Ромео и Джульетты. А сейчас мы можем больше заботиться о себе и совершать выбор, основываясь на чувствах».
Отношение к сексу как к занятию, которое нуждается в оправданиях, исчезло не полностью. Необходимым условием для секса, как и для брака, стала любовь. На какое-то время она превратилась в новую святыню, которая искупает и очищает желания. В новом тысячелетии в больших городах цивилизованных стран становится все больше одиночек (ведь для выживания партнер больше не требуется), многие начинают рассматривать секс как наслаждение, которое можно получать без каких-либо условий. Именно так рассуждает 42-летняя Кира: «После развода я уже пять лет нахожу мужчин на сайте знакомств. Я сразу обозначаю, что меня интересует только секс в чистом виде. Обоих это устраивает. Зачем усложнять? Я хорошо зарабатываю, квартира есть, дети выросли, есть друзья, и я не готова обременять себя новой семьей. Некоторые отношения длятся не больше недели, некоторые – несколько месяцев. Меня не интересует, есть ли у них жены, дети, собаки, работа. Мы взрослые занятые люди и четко оговариваем время встреч. Не пришел – следующий».
Для кого-то секс без привязанности – часть сложившегося образа жизни. А для кого-то – увлекательное и неожиданное приключение. 38-летняя Валентина признается, что не может себе объяснить, что на нее «тогда нашло»: «Я ехала в поезде, и в купе вместе со мной было еще трое, в том числе молодой мужчина. Мы почти не разговаривали, но я ловила его взгляды на себе. А меня притягивал он. И когда погас свет, мы в какой-то момент вдруг оказались вместе на моей нижней полке. Соседи по купе делали вид, что ничего не слышат. Утром мы как ни в чем не бывало вышли на перрон и больше никогда не виделись, я даже не знаю, как его звали. Было ли мне стыдно после этого? Ничуть. О таком ярком сексе можно только мечтать!»
В надежде на что-то большее
Во время секса вырабатываются несколько гормонов, приносящих удовлетворение, – дофамин, окситоцин, эндорфин, стимулируется иммунитет. Секс – один из мощных инструментов для эмоциональной разрядки, так же как плач и смех, и отличная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. «Но сила социальных установок, увы, велика, – сетует телесно-ориентированный терапевт Алексей Ежков. – Мы видим другого и возбуждаемся, но вдруг пугаемся порыва, блокируем его и ждем светлого чувства, чтобы разрешить себе оказаться в постели с объектом желания. Скорее всего, это «светлое чувство» будет несколько искусственное: мы придумаем себе некий образ, в который влюбимся, а после первой брачной ночи окажется, что мы с партнером не совпадаем». Поэтому, считает психолог, чем быстрее мы разрешим себе испытать партнера в действии, тем лучше. И кто знает, может быть, «просто секс» перерастет в серьезный союз.