В режиме ожидания
В начале жизни забота родителей – условие нашего выживания. И став взрослыми, мы не перестаем хотеть, чтобы они нас любили. Только вот получается это не всегда. Но выход есть.
![](https://cs.kiozk.ru/content/5ul/c7b/jx7/mw4wttmbbjdbwbeeypifaeh/art/84759/jdt9oppy.jpg?v=1&temp_url_sig=IOTme9LaamqNb7MogxVbaw&temp_url_expires=1739804972)
Казалось бы, родительская любовь должна «выдаваться» по праву рождения, но часто разница между тем, как родители чувствуют ее и как проявляют, колоссальна. Обесценивание успехов, тотальный контроль, сравнение с другими — может показаться, что все это не имеет ничего общего с любовью. Но так ли это? «В моем детстве никакой психологии не было, средством воспитания был только отцовский ремень, — говорит 64-летняя Надежда. — И ничего, как-то выросли». Под лозунгом «как-то выросли» сменяли друг друга целые поколения. В результате многие родители недодали детям заботы и принятия не потому, что не хотели, а потому, что не могли: никто языку родительской любви их не научил. Не последнюю роль в этом сыграла идеология советской власти, воспевавшей коллективный труд.
«Безопаснее было не выделяться из общей массы и не проявлять эмоций: в СССР вообще отрицалось право человека иметь проблемы нематериального свойства, — рассказывает гештальт-терапевт Екатерина Мороз. — Поощрять и хвалить детей принято не было: чтобы «не перехвалить» и чтобы не переставали усердно трудиться. Об эмоциональной вовлеченности родителя и интересе к опыту ребенка и речи не шло».
Отсутствие родительской любви и поддержки может иметь, по словам эксперта, и другие причины: например, когда родители ставили свои интересы выше интересов детей или когда были слишком погружены в работу. Еще одна причина кроется в элементарном недостатке собственных внутренних ресурсов из-за стресса, проблем и переживаний.
Сын маминой подруги
Чтобы заслужить родительскую любовь, надо сильно постараться – с таким убеждением выросли многие из нас. Даже став взрослыми, мы ищем родительского одобрения, мимолетной похвалы или доброго слова, пытаемся что-то доказать, чтобы почувствовать свою ценность. Совсем как дети, приносящие свои рисунки из детского сада в ожидании, что их похвалят. Но мама не хвалит: «А вот у Петровых сын в твоем возрасте...»
«Ребенок показывает очередной рисунок в надежде, что что-то изменится, но каждый раз его настигает разочарование, – комментирует психотерапевт Ольга Мартынова. – Из-за этого желание что-то доказать только усиливается. Это замкнутый круг, в котором мы можем оказаться и в пять, и в пятнадцать, и в пятьдесят лет».