Часто разница между тем, как родители любят и как это проявляют, колоссальна

PsychologiesПсихология

В режиме ожидания

В начале жизни забота родителей – условие нашего выживания. И став взрослыми, мы не перестаем хотеть, чтобы они нас любили. Только вот получается это не всегда. Но выход есть.

Текст: Екатерина Макаркова

Казалось бы, родительская любовь должна «выдаваться» по праву рождения, но часто разница между тем, как родители чувствуют ее и как проявляют, колоссальна. Обесценивание успехов, тотальный контроль, сравнение с другими — может показаться, что все это не имеет ничего общего с любовью. Но так ли это? «В моем детстве никакой психологии не было, средством воспитания был только отцовский ремень, — говорит 64-летняя Надежда. — И ничего, как-то выросли». Под лозунгом «как-то выросли» сменяли друг друга целые поколения. В результате многие родители недодали детям заботы и принятия не потому, что не хотели, а потому, что не могли: никто языку родительской любви их не научил. Не последнюю роль в этом сыграла идеология советской власти, воспевавшей коллективный труд.

«Безопаснее было не  выделяться из общей массы и не проявлять эмоций: в СССР вообще отрицалось право человека иметь проблемы нематериального свойства, — рассказывает гештальт-терапевт Екатерина Мороз. — Поощрять и хвалить детей принято не было: чтобы «не перехвалить» и чтобы не переставали усердно трудиться. Об эмоциональной вовлеченности родителя и интересе к опыту ребенка и речи не шло».

Отсутствие родительской любви и поддержки может иметь, по словам эксперта, и другие причины: например, когда родители ставили свои интересы выше интересов детей или когда были слишком погружены в работу. Еще одна причина кроется в элементарном недостатке собственных внутренних ресурсов из-за стресса, проблем и переживаний.

Сын маминой подруги

Чтобы заслужить родительскую любовь, надо сильно постараться – с таким убеждением выросли многие из нас. Даже став взрослыми, мы ищем родительского одобрения, мимолетной похвалы или доброго слова, пытаемся что-то доказать, чтобы почувствовать свою ценность. Совсем как дети, приносящие свои рисунки из детского сада в ожидании, что их похвалят. Но мама не хвалит: «А вот у Петровых сын в твоем возрасте...»

«Ребенок показывает очередной рисунок в надежде, что что-то изменится, но каждый раз его настигает разочарование, – комментирует психотерапевт Ольга Мартынова. –  Из-за этого желание что-то доказать только усиливается. Это замкнутый круг, в котором мы можем оказаться и в пять, и в пятнадцать, и в пятьдесят лет».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении