Падая в пропасть
Мрачные предчувствия, беспокойство по любому поводу и ожидание подвоха... Состояние тревоги сильно мешает жить: оно тормозит наши спонтанные проявления, мешает свободе и легкости. Но в нашей власти исследовать свои страхи, познакомиться с ними и попытаться их приручить.

Ощущение страха всегда где-то рядом: одному невыносимо выйти на высокий балкон, другому – выступать на конференции, третьему – остаться одному или услышать «нет» на собеседовании… Это крайне неприятное чувство, от которого внутри все обрывается, колотится сердце, подкашиваются колени и проступает холодный пот. Страх сигналит: «Сейчас случится что-то плохое, и ты этого не выдержишь!» Кого-то он вводит в оцепенение, а кого-то заставляет нападать или мчаться прочь. Это переживание бессилия и отсутствия опоры можно сравнить с падением в бездонный колодец: я лечу в пропасть, не знаю, что там внизу, и ничто не может меня удержать.
Луч фонарика
И все же, как и любая эмоция, наш страх – полезное переживание. «Здоровая тревога предостерегает от реальных угроз и требует конструктивных действий: «обрати внимание, мобилизуй свои ресурсы», – объясняет экзистенциальный психотерапевт Вита Холмогорова. – Боишься экзаменов? Подготовься лучше. Дорожишь отношениями с партнером – учись слушать и говорить о чувствах, а не обвинять». Как луч фонарика, страх указывает, что для нас по-настоящему ценно и требует защиты. Когда пандемия заперла нас по домам, многие осознали, как значимы для них были обычные прогулки по городу и встречи с друзьями. Потерять эту свободу оказалось очень страшно. Ну а самый глубокий страх – смерти – показывает нам ценность жизни. На другом полюсе – иррациональные и чрезмерные тревоги, которые основаны, как правило, на фантазиях. «Мой самолет сегодня упадет». «Начну есть сладкое и не смогу остановиться». Такой страх парализует. «Его разрушительный эффект противоречит всем законам физики, – замечает психотерапевт. – Переживание поглощает нас целиком. Часть (эмоция) становится больше целого («Я»). Мы как будто оказываемся внутри огромного ужаса маленькими и беззащитными. Справиться с этим кошмаром можно одним способом – выйти на дистанцию. И это оказывается самым трудным.
Открыть глаза
Мы всеми силами стремимся избежать встречи со страхом – не смотреть в ту сторону, обещать себе подумать про это завтра. «Поступая так, мы продолжаем лететь в пропасть и тратить силы на то, чтобы сохранить видимость благополучия, – поясняет Вита Холмогорова. – Необходимо собраться с мужеством и посмотреть на факты. Меня уволили с работы, и придется резко сократить расходы. Я потерял близкие отношения. Меня обманули мошенники… Чем именно мне это угрожает? Как я могу себя защитить?» У каждого есть потенциал выдерживать любой страх, уверена психотерапевт. Но эта работа требует честности и решимости последовательно идти вглубь. Когда мы доходим до дна страха, мы словно обретаем почву и перестаем падать. Возвращаются ресурсы, которые уходили на борьбу с ним, и мы теперь можем искать варианты.