Стоит ли доверять внутреннему голосу и насколько?

PsychologiesПсихология

Можно ли доверять «шестому чувству»?

Интервью: Алла Ануфриева. Фотограф: Андрей Харыбин

На Серафиме: жакет, ELLASAY (Bosco di Ciliegi). На Вячеславе: кардиган, Gran Sasso (Bosco di Ciliegi); джемпер, Peserico («Кашемир и шелк»)

Выбирая спутника жизни или программу обучения, покупая машину или пальто (а порой и баночку йогурта), мы прислушиваемся к себе и ждем сигнала: как лучше поступить? Стоит ли доверять внутреннему голосу и насколько? Мы решили поговорить об этом с супругами Вячеславом и Серафимой Дубыниными. Их точки зрения не во всем схожи. Чей подход, нейрофизиолога или психолога, ближе вам?

Что происходит в мозге, когда мы интуитивно принимаем решение?

Вячеслав Дубынин: Сложные задачи, которые требуют быстрого интуитивного ответа, активируют обширные зоны мозга. Скажем, речь идет о ситуациях, когда важно сопоставить выгоду и ущерб, сформировать конкретную программу действий. Тут работают в основном наружные (латеральные) области коры больших полушарий от теменно-височной зоны до лобной доли. Это так называемая сеть исполнительного контроля (executive control network, ECN). На противоположном полюсе интуиции – задачи морального выбора. Здесь первую скрипку играют внутренние (медиальные) области коры, включая поясную извилину. Это нейронная сеть по умолчанию (default mode network, DMN). Методы функциональной магнитной томографии, фМРТ, позволяют увидеть переключение с одной сети на другую – ведь ECN и DMN обычно конкурируют. Например, кто-то совершает добрые дела, следуя за своими эмоциями и эмпатией; а кто-то – исходя из решения более привлекательно и достойно выглядеть в глазах окружающих.

Серафима Дубынина: Я более романтична в подходе к интуиции. Для меня интуиция – это про контакт с бессознательным…. Думаю, у каждого было такое: столкнувшись с некой ситуацией впервые, вы вдруг обнаруживаете, что знаете, как действовать, – будто кто-то подсказал. Здесь подключается и опыт, и анализ сигналов, которые мы не в состоянии прямо сейчас осмыслить. Плюс ощущается воля провидения, что-то непостижимое. И логически объяснить наши интуитивные решения не всегда получается. Девушка может считать, что хочет чего-то одного, например защитить диссертацию. Но вдруг обнаруживает себя замужем и ожидающей ребенка.

Можно предположить, что делать карьеру ей сейчас не очень-то и хотелось?

Вячеслав: На этот вопрос нейрофизиология может ответить. Ведь наш мозг – это сеть конкурирующих компьютеров. За желания и потребности (хочу учиться, хочу жениться, хочу свободы) отвечают подкорковые центры. Они воздействуют как на процессы осознанного мышления (которые вербализуют, переводят в слова), так и на интуитивное принятие решений. Может оказаться, что на центр осознанного мышления сильнее «давит» та область, которая связана с карьерой (нейросети амигдалы), а блок интуитивный более явно откликается на потребность создать семью (область переднего гипоталамуса).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении