Мне часто бывает стыдно
Девиз стеснительных: чтобы быть счастливыми, живите скрытно! Но как определить меру скрытности? Что ввергает нас в смущение и надо ли его преодолевать?
«Я, как в плохой комедии, вывернула себе на платье миску салата и остаток вечера сидела, прикрывая салфеткой жирное пятно на коленях, – краснея, вспоминает прошлое новогоднее застолье 24-летняя Лариса. – В этот раз лучше останусь дома: не хочу повторения!» Мы стыдимся разного, но стыд всегда возникает, когда взгляду другого открывается без нашей воли то, что мы не предназначали для показа, будь то часть тела, поступок или свойство характера. Стыд усиливается, если это происходит неожиданно и мы предполагаем, что открывшееся вызовет осуждение окружающих. «И неважно, какой будет их реакция в реальности, нам хватает собственных домыслов», – замечает гештальт-терапевт Максим Пестов.
Я смотрю на себя со стороны. Способность стыдиться означает, что мы умеем увидеть себя извне. «Маленькие дети ничего не стыдятся, – продолжает гештальт-терапевт. – Впервые стыд появляется в 2–3 года, во время приучения к горшку, когда ребенок обнаруживает разницу между тем, что он делает, и тем, чего от него ждут». Умение строить предположения об отношении других к нам – необходимая часть социализации. Но если ребенок слишком часто получает от родных сердитые взгляды и окрики, то в будущем он любую свою оплошность будет воспринимать как повод для порицания.
Я боюсь осуждения. Чтобы избежать критики и насмешек, мы скрываем то, что считаем их причиной. Елена носит мешковатые свитера. Мусульманка Фируза на людях открывает лишь лицо и кисти рук. Инга старается скрыть, что плакала над романтической комедией... В религиозной традиции предписания зафиксированы, но в других случаях ясности меньше. «Может, наши проявления вызывают у других не ужас и