Кто предупрежден, тот вооружен
Иногда мы чувствуем, что родители, дети, друзья или коллеги пытаются давить на нас в своих интересах. Как реагировать, если мы не готовы им уступить, но в то же время хотим сохранить отношения и не разжигать ссору?
«Я полгода встречаюсь с Андреем, а моей маме он не нравится, хотя прямо она об этом не говорит, – рассказывает 32-летняя Наталья. – Но если она видит, что я собираюсь на свидание, у нее обязательно случается астматический приступ, и мне приходится оставаться с ней дома». Даже догадываясь о хитростях, с помощью которых близкие влияют на наше поведение, мы порой не знаем, что им противопоставить, и проглатываем «наживку» манипулятора. Почему так происходит? «Осознание того, что нами играют, не может защитить от манипуляций, – объясняет психотерапевт Елена Новоселова. – Когда родной человек произносит «я вызываю скорую», «у меня страшная мигрень», «моя жизнь не удалась, потому что ты мне совсем не помогаешь», это похоже на стрелу, попавшую в цель, – нас изрядно встряхивает эмоционально. Мы испытываем чувство вины, ужаса, сожаления. И все эти чувства возникают спонтанно, не проходя фильтра осознанности. Больше всего в манипуляциях преуспели матери. Отцы значительно отстают. А материнская власть в отношении ребенка любого возраста почти безгранична».
Властитель уровня бог
Единственное, что поможет против манипуляций, – взросление. «В детстве мы возводим родителей на пьедестал бога, – замечает Елена Новоселова. – А в подростковом возрасте проживаем период отрицания: образ матери в нашей психике подвергается тотальной критике. Но при манипулятивных отношениях этого не происходит: подросток хлопает дверью, но окончательно сепарироваться не может, и чувство вины его не покидает. В 50 лет взрослая дочь может чувствовать себя виноватой, что в 14 лет ушла погулять и вернулась под утро. В этом случае важно понять, что мама – это не уровень бога, как мы считали в детстве,