Делать то, что нравится
Раскрыть внутренний потенциал, найти призвание, обнаружить ту область, в которой нам захочется совершенствоваться, где не нужно будет себя заставлять и подгонять. Наверное, никто не отказался бы от такого! Что же нам мешает и как обойтись с этими препятствиями?
«Я преподаю в школе и хожу туда как на каторгу, срываюсь на всех подряд, – рассказывает 28-летняя Юлия. – Вроде бы занимаюсь полезным делом, учу детей, зарплата хорошая, все говорят: потерпи, лучше места сейчас не найдешь, а мне не верится, реву каждый день». У 35-летней Анны похожая ситуация: она уволилась с ненавистной офисной работы, но не знает, чем заниматься: «У меня нет никаких способностей, никаких сил и стремлений. И даже не помню, кем хотела быть в детстве».
Многие из нас, так же как Юлия и Анна, ощущали бы себя глубоко несчастными в подобных обстоятельствах. Переживать усталость, раздражение и даже ненависть вполне закономерно, когда мы долго занимаемся тем, что нам не подходит, и не находим способа реализовать свой внутренний потенциал. Куда интереснее жить, когда появляется какая-то важная цель. Какая? Воспитание детей, строительство загородного дома или повышение по службе... Не только наличие цели, но и выбор ее имеет значение. С большей вероятностью у нас вызовут чувство удовлетворения занятия, которые способствуют личностному росту (связанные, например, с креативностью, компетентностью, служением общему благу), чем те, что связаны со статусом (большая зарплата, власть, известность)1. Но даже самое благородное дело, будь то уход за больными людьми или участие в просветительском проекте, не сделает нас по-настоящему счастливыми, если глубоко не затронет душу.
Внутреннее движение
«Я много лет не понимала, в чем могу себя реализовать, – рассказывает 46-летняя Ольга. – В юности мечталось о чем-то захватывающем, но складывалось иначе: историческое образование «для галочки», несколько скучных и бессмысленных лет на госслужбе, воспитание ребенка, плита, уборка… Когда сын поступал в школу, пришлось в графе «место работы» написать «домохозяйка», и это слово меня больно резануло: к тому ли я стремилась? Была страшная растерянность, неверие в свои силы, тревога за будущее. А потом ребенку на уроке истории задали составить свое генеалогическое древо, я стала помогать, и меня это увлекло: захотелось искать своих предков и дальше. Я пошла учиться, обрела единомышленников… Сразу столько энергии появилось – я отчетливо увидела, как себя применить. Теперь я подолгу засиживаюсь в архивах, ко мне стали обращаться за помощью другие, у меня много заказов, и эта работа доставляет невероятную радость. Я горжусь тем, что у меня хорошо получается раскрывать тайны прошлого. Я всегда любила ребусы!»
К занятию, которое нам нравится, мы чувствуем тягу, внутри нас поднимается сила, и мы пробуждаемся к жизни. И наоборот, время, потраченное на то, что не нравится, мы воспринимаем как украденное, испытываем скуку и недовольство.