Вещи, которые влияют на нашу судьбу

PsychologiesПсихология

Артефакт особого назначения

С некоторыми предметами мы расстаемся легко. Но есть то, что мы готовы охранять, как военную тайну, и передавать по наследству, даже если вещь давно сломана и не имеет материальной ценности. Что нами движет и так ли это безопасно, как кажется?

Текст Ольга Кочеткова-Корелова, Алла Ануфриева

Тяжелую чугунную швейную машинку с ножным управлением производства Подольского завода 46-летняя Елена вот уже много лет перевозит с квартиры на квартиру, из города в город. Последние три года «старая боевая подруга» не работает, но хозяйка в любом месте находит для нее «красный угол». «На ней шила моя бабушка во время войны, учила и меня. С помощью этой машинки появились на свет мое выпускное платье, многие другие наряды. Если я избавлюсь от нее, лишусь важной части жизни и силы, а еще предам память дорогого человека».

В наше представление о себе включены не только биография, жизненные этапы, но и то, что нас окружает: дом, одежда, семья. Об этом писал психолог Уильям Джеймс, вводя понятие эмпирического «Я»1. Причем мы допускаем в наше «Я» не все подряд, а проводим селекцию. Иногда трудно понять, почему мы «одобрили» одну вещь и не приняли другую. Попробуем разобраться, что стоит за такой привязанностью.

Знак принадлежности к роду

«Первоначально термин «привязанность» использовался только применительно к эмоциональной связи с родителями. Сейчас он включает отношение к природе, городам, районам, дому и вещам, – поясняет доктор наук, автор концепции психологического пространства личности Софья Нартова-Бочавер. – Благодаря нашей привязанности вещь начинает обладать гипертрофированной ценностью». Предмет, который долго хранится в семье, становится для нас знаком семейной идентичности. И не обязательно предмет: идентичность может быть, например, диетической, когда рецепт блюда передается и воспроизводится из поколения в поколение. «Вы можете приготовить пироги по рецепту моей бабушки, я расскажу как. Но я точно знаю, что у вас не получится тот вкус, – делится 34-летняя Ирина, – и бабушка, и мама, и я всегда готовили «на глазок». Никаких точных дозировок. А вкусно так, что пальчики оближешь». Присутствие старых вещей и историй (в том числе и рецептов) удерживает связь с прошлым, если принадлежность к семье мы считаем своим ресурсом. «Но мы охотно расстаемся с тем, что маркирует нашу прошлую идентичность, которая в настоящем неактуальна, – продолжает Софья Нартова-Бочавер. – Обручальные кольца многие спокойно снимают, если развод проходит без страстей».

У разных народов свои отношения с предметным миром. «В японской культуре предмет, который долго, более 100 лет, находится в доме, начинает жить собственной жизнью. У сибирских народностей считается, что умершая душа не сразу попадает в загробный мир – примерно год она пережидает в какой-то вещи», – рассказывает системный семейный психотерапевт, этнопсихолог Игорь Любитов. Семейная история проявляется в разных модальностях: в реликвиях, воспоминаниях, преданиях. И не важно, сколько стоит значимая для нас открытка, кукла, вязаная салфетка, настольная лампа... Обстоятельства, при которых мы их получили, или связанные с ними события придают им особый смысл, наделяют аурой, силой и энергетикой.

«У меня была традиция: как только я приезжала на дачу, включала свет и заводила старый бабушкин будильник, который тарахтел как трактор, – с улыбкой вспоминает Софья Нартова-Бочавер. – Но однажды он не завелся. Началась паника. Я бросилась искать в интернете такой же, нашла и купила. Но решила все же и старый починить. Женщина-мастер заменила ему кожух с голубого на коричневый и объяснила причину поломки – усталость пружины, но успокоила: «Сердце у него осталось прежнее». Теперь у меня два «трактора». Я, будучи психологом, стала искать какие-то параллели: усталость пружины – это усталость дома, отношений и еще бог знает чего. Сейчас подумываю купить синий кожух, какой был у будильника прежде». Нам важно, чтобы вещи сохраняли вид, были такими, какими запомнились. В этом для нас залог постоянства, неизменности мира и воспоминаний.

Пупс вместо памятника

У тех, кто вырос в СССР, особое отношение к имуществу – чрезвычайно бережное. Ведь практически вся советская эпоха сопровождалась тотальным дефицитом. Многие советские люди были одним большим кружком «Умелые руки»: ничего не выбрасывалось, а квартиры напоминали склады. Не всегда эти вещи были нужны, но – «Авось пригодится!». Даже само слово «авоська» родилось в советскую эпоху – вдруг случайно удастся что-то купить. Но далеко не все определялось потребительской востребованностью. «Во все времена в каждой семье были предметы, которые хозяева наделяли особой смысловой нагрузкой, символическим богатством, – говорит доктор исторических наук, исследователь истории игрушки Алла Сальникова. – При этом они не обязательно обладают эстетической или материальной ценностью, но с ними связаны истории, легенды, а иногда и тайны: благодаря им передается память следующим поколениям». Бывает, что мы даже не догадываемся, какие воспоминания запечатлены в доставшихся нам старинных вещах, и все-таки ощущаем их влияние. «В моей практике был случай: ко мне обратилась молодая семья. Вместе с ребенком они поселились в квартире бабушки, – рассказывает Игорь Любитов, – и младенец очень волновался, когда папа подносил его к большому пупсу: тот был размером с малыша и сидел на шкафу. Затем мы выяснили, что у отца семейства были братья и сестры, о которых он ничего не знал: они умерли до его рождения. Эта игрушка была приобретена для них. Мы стали разбираться, как происходит «контакт» куклы и младенца. Папа подносил мальчика к шкафу, и было непонятно: то ли пупса показывают ребенку, то ли ребенка пупсу». Для бабушки эта кукла была

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где проходят границы измены Где проходят границы измены

Несколько историй об изменах и комментарии психологов

Psychologies
Как полюбить зиму: секреты из Норвегии Как полюбить зиму: секреты из Норвегии

Холод и ветер, сугробы и гололед, короткий световой день и постоянный риск подхватить простуду. Казалось бы, зимой не так много поводов для радости. Однако в Норвегии, где климат еще суровее, большинство людей счастливы. Как они научились получать удовольствие от зимы?

Psychologies
Из года – в год Из года – в год

Узнай, что ждет тебя в 2019-м, и успей подготовиться!

Cosmopolitan
Собрано в России Собрано в России

Неутомимый и нестареющий Федор Бондарчук

Glamour
Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!” Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!”

Откровенное интервью со звездой артхауса и сериала «Ольга» Яной Трояновой

Psychologies
Пусть говорит Пусть говорит

Резидент Stand Up Елена Новикова про Новый год

Cosmopolitan
Как меня слышно? Как меня слышно?

Качество звучания автомобильных аудиосистем становится лучше, чем у домашних

Quattroruote
Разговор с душой Разговор с душой

Что такое практика аффирмаций и как научиться договариваться с самим собой

Yoga Journal
Porsche 718 Cayman S Porsche 718 Cayman S

Гимн удовольствию от вождения, динамика в движении и эксклюзивные технологии

Quattroruote
Родом из Голливуда Родом из Голливуда

Кейт Хадсон о том, что дает ей ощущение счастья, и о многом другом

Cosmopolitan
Обертки и фантики Обертки и фантики

Как торговец акциями из Татарстана научился продавать упаковку для еды

РБК
Как все запутано Как все запутано

«Зачем просто, если можно сложно?»

Psychologies
Тревожный ботаник. Джесси Айзенберг Тревожный ботаник. Джесси Айзенберг

Странный парень, известный по картинам "не для всех" стал новым Лексом Лютором

Караван историй
Большая и чистая Большая и чистая

Какая она, настоящая любовь?

Cosmopolitan
Как полюбить себя, приняв свое тело Как полюбить себя, приняв свое тело

Мы не можем любить и быть любимыми, пока не научимся принимать себя. Не так просто убрать фальшивые маски, принять своих близких и найти тех, кто ценит нас такими, какие мы есть. Как научиться любить себя или вернуть эту любовь, если она была потеряна?

Psychologies

Консультация с Владимиром Дашевским

Psychologies
Жили и жили Жили и жили

Век революции в портретах человека, дома, города

Русский репортер
Пират и его женщины Пират и его женщины

Вспоминаем романы актера Джонни Деппа

Лиза
Сила притяжения Сила притяжения

Почему различия – не помеха любви?

Psychologies
Лыжники с небес Лыжники с небес

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты

Популярная механика
“Страсть должна не сжигать, а питать” “Страсть должна не сжигать, а питать”

Психоаналитик Андрей Россохин предостерегает против крайностей

Psychologies
Где найти энергию зимой? Где найти энергию зимой?

Попробуйте в этом году сделать все по-другому и пережить зиму без потери энергии

Домашний Очаг
Электрошок Электрошок

Неконтролируемое развитие электротранспорта грозит безопасности городской среды

АвтоМир
Наведем порядок! Наведем порядок!

Уборка обладает целительными свойствами

Psychologies
Джулианна Мур: «Я строила дом на фундаменте своего одиночества» Джулианна Мур: «Я строила дом на фундаменте своего одиночества»

Актриса может позволить себе выбирать роли по... территориальному принципу — соглашается, только если съемки недалеко от дома. Ее жизнь размеренна и гармонична, но так было далеко не всегда. Однажды Джулианна Мур оказалась на грани отчаяния, и тогда принять самое главное решение ей помогла психотерапия. Мы встретились с актрисой на Венецианском фестивале, где прошла презентация картины Джорджа Клуни «Субурбикон». В российский прокат фильм выйдет 23 ноября 2017 года.

Psychologies
5 причин открыть семейный счет 5 причин открыть семейный счет

Деньги сами по себе не делают нас счастливыми. Но возможности, которые они дарят, а главное, умение ими грамотно распорядиться позволяют чувствовать себя независимыми и получать удовольствие от жизни. Семейный счет в банке — один из таких полезных инструментов. Управление им — ценный навык, который придает уверенности и помогает наладить отношения с близкими людьми. Как это работает?

Psychologies
25 стильных пар 25 стильных пар

GQ выбрал 25 самых стильных пар России

GQ
«Раньше был более легким на подъем» «Раньше был более легким на подъем»

Интервью с Сергеем Пускепалисом

Добрые советы
Хорошо устроились Хорошо устроились

Открытый брак — способ разделить постель без раздела имущества

Tatler
Уильям Ламберти Уильям Ламберти

Итальянский шеф готовит запеченную баранью лопатку

Esquire
Открыть в приложении