Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

PsychologiesПсихология

А ты возьми и купи слона

Текст: Марина Смагина

Зазывающие рекламные слоганы, яркая упаковка, продуманное пространство торгового зала или онлайн-маркетплейса увлекают нас в мир мечты, грез и смелых желаний. Раз! – и, как по взмаху волшебной палочки, мы обнаруживаем, что расстались с энной суммой денег или купили ненужную вещь. Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Сколько раз мы ловили себя на том, что купили что-то ненужное, десятые совершенно одинаковые туфли, или начали зачем-то собирать фишки в супермаркете? Иногда кажется, что маркетологи так виртуозно управляют нашим сознанием, что противостоять им совершенно невозможно. Но это не так, уверяет когнитивно-поведенческий психолог Михаил Кузьмин и предлагает рассекретить манипуляции продавцов: «У каждого из нас есть ограниченный набор предустановленных «драйверов» мышления, на которые продавцы различных товаров с тем или иным изяществом влияют. Не стоит считать, что маркетологи каждый раз выдумывают что-то новенькое. Продажа товаров – как игра на рояле: всего семь нот, но множество различных комбинаций!»

На всякого мудреца довольно простоты

Процесс мышления у каждого из нас сопровождается когнитивными искажениями (так называемыми ошибками мышления) – ими-то и пользуются маркетологи для манипуляций нашим сознанием. Набор когнитивных искажений ограничен – его описал в 1950-е годы родоначальник рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис. И нехитрые приемы, основанные на этих искажениях, до сих пор работают, принося огромные прибыли супермаркетам и маркетплейсам. В последнее время к этим приемам добавился анализ больших данных и возможности нейросетей. Теперь стоит нам купить смартфон, как искусственный интеллект незамедлительно предложит чехол, зарядку и наушники к новенькому девайсу. Вряд ли мы сможем бороться с ИИ, зато в наших силах отточить наблюдательность и повысить бдительность, чтобы не стать легкой добычей на маркетплейсах.

Следите за руками

Что подталкивает нас к приобретению, даже если мы не собирались ничего покупать? Специалист по критическому мышлению нейропсихолог Лев Малазония перечисляет самые распространенные побуждающие приемы, основанные на наших когнитивных искажениях, и дает рекомендации, как им противостоять.

Срочность, дефицитность. «Только до 10 сентября! Закрываемся через час! Остался один экземпляр!» – приходилось вам слышать подобные призывы? Как вы думаете, о чем они говорят? Все просто – продавцы играют на страхе упущенной выгоды. Мы думаем: «Так мало времени осталось. Надо брать, пока есть». И покупаем даже то, что нам и бесплатно не нужно было. Причем продавцам гораздо проще манипулировать нашим мышлением, когда мы находимся в незнакомой обстановке и у нас нет времени для принятия решения. Например, когда мы приезжаем в другой город, нам сразу начинают приходить эсэмэски с «уникальными» предложениями (и, что немаловажно, срочными). «Для защиты от этой манипуляции вполне достаточно взять паузу и без эмоций поразмышлять пару минут. Если подумать вам не дают, значит, велик риск обмана. В этом случае лучше быстро уйти с места продажи», – предостерегает нейропсихолог.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все оттенки мании Все оттенки мании

Откуда берется страстное желание что-то сделать или чем-то обладать?

Psychologies
Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов

Как быстро и аккуратно проделать новое отверстие в кожаном ремне

ТехИнсайдер
Бархатная кибитка. Роман о детстве Бархатная кибитка. Роман о детстве

Глава из новой книги Павла Пепперштейна — романа-воспоминания

СНОБ
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
Переводим с манипулятивного Переводим с манипулятивного

Какие скрытые смыслы засекречены во фразах манипуляторов и как не попасться?

Psychologies
Прогресс не остановить: почему важно развивать искусственный интеллект в смартфонах Прогресс не остановить: почему важно развивать искусственный интеллект в смартфонах

Что предстоит сделать разработчикам, чтобы ИИ совершил рывок в развитии?

Forbes
Играть по правилам и без Играть по правилам и без

Где та грань в хитрости, которую не стоит переступать?

Psychologies
Как проверить видеокарту на работоспособность: несколько надежных способов Как проверить видеокарту на работоспособность: несколько надежных способов

Какой программой проверить работоспособность видеокарты?

CHIP
Построить свое королевство Построить свое королевство

Есть у каждой семьи давняя история, о которой мы знаем или догадываемся

Psychologies
Шерстяное овцеводство: быть или не быть Шерстяное овцеводство: быть или не быть

Что может способствовать возрождению сектора производства шерсти?

Агроинвестор
«Мы стремимся сделать „Манжерок“ одним из лучших курортов в мире» «Мы стремимся сделать „Манжерок“ одним из лучших курортов в мире»

Какие перспективы развития появились у курорта «Манжерок»

Деньги
6 форматов дружбы между мужчиной и женщиной: мнения сторон 6 форматов дружбы между мужчиной и женщиной: мнения сторон

Дружба между мужчиной и женщиной: не фасад ли это для подтекстов?

Psychologies
Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя

О том, как любовная драма превратила наивную девушку Фанни Каплан в террористку

СНОБ
Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны Из кожуры арбуза сделали ион-селективные мембраны

Китайские материаловеды изготовили ион-селективные мембраны из кожуры арбуза

N+1
Туристы хотят на Трансмонгольскую железную дорогу! И вот почему это интересно Туристы хотят на Трансмонгольскую железную дорогу! И вот почему это интересно

Чем примечательна Трансмонгольская железная дорога?

ТехИнсайдер
Стрит-арт полушепотом Стрит-арт полушепотом

Артем Филатов: ботаническая философия

Weekend
«Никто не идеален»: 5 шагов, чтобы избавиться от недостатков «Никто не идеален»: 5 шагов, чтобы избавиться от недостатков

Признание своих недостатков — первый шаг к изменениям

Psychologies
Возраст независимости: как современные медиа рассказывают о жизни женщин после 40 лет Возраст независимости: как современные медиа рассказывают о жизни женщин после 40 лет

Как начать свое дело после долгих лет в найме и не сойти с ума на пенсии?

Forbes
Факторы, определяющие вызовы и угрозы национальной безопасности России в Северо-Восточной Азии Факторы, определяющие вызовы и угрозы национальной безопасности России в Северо-Восточной Азии

Региональная нестабильность России может быть выгодна отдельным государствам

Обозрение армии и флота
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Можно ли мыть фрукты и овощи в посудомоечной машине Можно ли мыть фрукты и овощи в посудомоечной машине

Стоит ли следовать лайфхакам из интернета и мыть фрукты в посудомоечной машине?

ТехИнсайдер
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Ёлки зелёные Ёлки зелёные

Украшения к Новому году из еловых веток

КАНТРИ Русская азбука
Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты Кто такой Тим Уолц и как учитель с военным прошлым стал кандидатом в вице-президенты

Как губернатор штата Миннесота Тим Уолц смог сколотить состояние

Forbes
Изменение вектора: как политика отразится на новом поколении Изменение вектора: как политика отразится на новом поколении

Почему власти стали уделять такое внимание развитию подрастающего поколения?

ФедералПресс
9 привычек бестактных свекровей, которые портят жизнь молодым 9 привычек бестактных свекровей, которые портят жизнь молодым

Что раздражает молодых супругов в поведение их родителей?

Psychologies
Почему мы не умеем просить и как этому научиться: 4 стратегии Почему мы не умеем просить и как этому научиться: 4 стратегии

Как проявляется нежелание просить о помощи и как его преодолеть

Psychologies
Логотип личности Логотип личности

Как дизайн трех знаменитых российских логотипов менялся вместе со страной

Правила жизни
FIgure представила робота-гуманоида второго поколения FIgure представила робота-гуманоида второго поколения

У нового робота FIgure  кисти рук с шестнадцатью степенями свободы

N+1
Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки» Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»

О работе в условиях санкций и выстраивании новых логистических цепочек

ФедералПресс
Открыть в приложении