Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

PsychologiesПсихология

А ты возьми и купи слона

Текст: Марина Смагина

Зазывающие рекламные слоганы, яркая упаковка, продуманное пространство торгового зала или онлайн-маркетплейса увлекают нас в мир мечты, грез и смелых желаний. Раз! – и, как по взмаху волшебной палочки, мы обнаруживаем, что расстались с энной суммой денег или купили ненужную вещь. Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Сколько раз мы ловили себя на том, что купили что-то ненужное, десятые совершенно одинаковые туфли, или начали зачем-то собирать фишки в супермаркете? Иногда кажется, что маркетологи так виртуозно управляют нашим сознанием, что противостоять им совершенно невозможно. Но это не так, уверяет когнитивно-поведенческий психолог Михаил Кузьмин и предлагает рассекретить манипуляции продавцов: «У каждого из нас есть ограниченный набор предустановленных «драйверов» мышления, на которые продавцы различных товаров с тем или иным изяществом влияют. Не стоит считать, что маркетологи каждый раз выдумывают что-то новенькое. Продажа товаров – как игра на рояле: всего семь нот, но множество различных комбинаций!»

На всякого мудреца довольно простоты

Процесс мышления у каждого из нас сопровождается когнитивными искажениями (так называемыми ошибками мышления) – ими-то и пользуются маркетологи для манипуляций нашим сознанием. Набор когнитивных искажений ограничен – его описал в 1950-е годы родоначальник рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис. И нехитрые приемы, основанные на этих искажениях, до сих пор работают, принося огромные прибыли супермаркетам и маркетплейсам. В последнее время к этим приемам добавился анализ больших данных и возможности нейросетей. Теперь стоит нам купить смартфон, как искусственный интеллект незамедлительно предложит чехол, зарядку и наушники к новенькому девайсу. Вряд ли мы сможем бороться с ИИ, зато в наших силах отточить наблюдательность и повысить бдительность, чтобы не стать легкой добычей на маркетплейсах.

Следите за руками

Что подталкивает нас к приобретению, даже если мы не собирались ничего покупать? Специалист по критическому мышлению нейропсихолог Лев Малазония перечисляет самые распространенные побуждающие приемы, основанные на наших когнитивных искажениях, и дает рекомендации, как им противостоять.

Срочность, дефицитность. «Только до 10 сентября! Закрываемся через час! Остался один экземпляр!» – приходилось вам слышать подобные призывы? Как вы думаете, о чем они говорят? Все просто – продавцы играют на страхе упущенной выгоды. Мы думаем: «Так мало времени осталось. Надо брать, пока есть». И покупаем даже то, что нам и бесплатно не нужно было. Причем продавцам гораздо проще манипулировать нашим мышлением, когда мы находимся в незнакомой обстановке и у нас нет времени для принятия решения. Например, когда мы приезжаем в другой город, нам сразу начинают приходить эсэмэски с «уникальными» предложениями (и, что немаловажно, срочными). «Для защиты от этой манипуляции вполне достаточно взять паузу и без эмоций поразмышлять пару минут. Если подумать вам не дают, значит, велик риск обмана. В этом случае лучше быстро уйти с места продажи», – предостерегает нейропсихолог.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зигзаг удачи Зигзаг удачи

Три личные и искренние истории поисков и открытий себя

Psychologies
Удаляют себе ногти на ногах! Вот на какие жертвы идут бегуны Канады ради победы Удаляют себе ногти на ногах! Вот на какие жертвы идут бегуны Канады ради победы

Профессиональные спортсмены подвергают свои тела экстремальным практикам

ТехИнсайдер
«Делай как я хочу» «Делай как я хочу»

Как не попасть под нежелательное воздействие и эмоциональные ловушки?

Psychologies
Ангелы прилетели Ангелы прилетели

Мастер-класс по самодельным ангелам, дарящим ощущение праздника и чудес

КАНТРИ Русская азбука
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать» «В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизни
Игра до раздевания Игра до раздевания

Как выявить хорошего любовника без разведки боем

VOICE
Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи

Как нетворкинг-туры помогают договариваться о выгодных контрактах и партнерствах

Forbes
Исследование: женщины должны начинать ежегодную маммографию в возрасте 40 лет Исследование: женщины должны начинать ежегодную маммографию в возрасте 40 лет

Когда женщинам следует начинать делать маммографию? Ответ есть!

ТехИнсайдер
Моя попытка номер… Моя попытка номер…

Актеры, которые поступили в театральный вуз не с первого раза

Лиза
Графомания или смерть Графомания или смерть

Что вынуждает ученых публиковать так много статей

N+1
Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости

Как заинтересовать ребенка чем-то кроме компьютерных игр?

ТехИнсайдер
Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков

Лучшие фильмы о тех, кто выбрал свободу от отношений

Правила жизни
«Тренд – опасное слово» «Тренд – опасное слово»

Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизни
Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе? Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе?

Какие важные факты об SPF важно держать в голове?

Правила жизни
Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Просто добавь воды Просто добавь воды

Как восполнить недостаток влаги в коже

Лиза
Увидимся в среде Увидимся в среде

Какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов

Правила жизни
«Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали» «Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали»

О рынке продуктов и решений в области энергетики и автоматизации

РБК
Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса

«Рокки, последний берег»: герметичный роман-размышление о постапокалипсисе

СНОБ
«Всюду одно растление и разврат» «Всюду одно растление и разврат»

Андрей Платонов о том, как он не стал советским писателем

Weekend
Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом

Джиу-джитсу: шахматы в мире единоборств

РБК
Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии

Работы школьников, обратившие на себя внимание авторитетных специалистов

Наука и Техника
Энергия на любой вкус Энергия на любой вкус

Всем по зарядке! — бросил клерк, обводя руками свою компанию. — Я угощаю!

Наука и жизнь
В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей

Талантливые женщины, которые были несправедливо забыты

Forbes
Письмена доколумбовой Америки Письмена доколумбовой Америки

Системы письма у майя, ацтеков, мештеков и инков

Знание – сила
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
Нежная бегония Нежная бегония

Хочешь, чтобы у тебя дома постоянно были живые прекрасные цветы?

Лиза
Йети — снежный человек Йети — снежный человек

Негласный символ Кузбасса — снежный человек

КАНТРИ Русская азбука
Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ

Привычки и стиль жизни, которые связывают с гениальностью

ТехИнсайдер
Открыть в приложении