Быть вместе
Интервью
"Желание узнать другого"
Мы привыкли думать, что только любовь оправдывает существование пары. Но не станет ли наш союз прочнее, если мы признаем противоречивость своих чувств? Именно это предлагает психоаналитик Андрей Россохин.
Psychologies: Какую роль в возникновении пары играет любовь?
Андрей Россохин: Это чувство абсолютно необходимо для возникновения именно любовной пары. Хотя часто нас объединяет не любовь, а потребности совершенно иного рода, например: в повышении своей значимости, в разрядке собственных агрессивных импульсов или даже мазохистская потребность в том, чтобы быть униженным. И в любовных отношениях тоже присутствуют в определенных дозах и агрессия, и желание утверждать себя. Но именно любовь является той силой, которая позволяет паре развиваться и выходить из тупиков совместной жизни.
Чем отличаются первые порывы влюбленности от чувства, которое длится во времени?
А. Р.: В самых первых порывах больше страсти, чем любви. Один говорит другому: «Я тебя люблю», но это скорее означает «я хочу тобой обладать», «хочу поглотить тебя, стать с тобой одним целым». В таком страстном порыве и сам влюбленный, и предмет его чувств теряют индивидуальность. По сути, страстно влюбленному другой нужен не для того, чтобы узнавать его, взаимодействовать с ним, а для того, чтобы ощутить: моя жизнь имеет смысл. Страсть постепенно может перерастать в более глубокие, любовные отношения, когда другой становится для нас не объектом, а субъектом, отдельной личностью, когда он обретает ценность сам по себе, а не для удовлетворения наших сознательных или бессознательных потребностей.