“Любые эмоции ценны, если мы умеем их использовать”
Психолог Дэвид Карузо считает, что умение понимать свое и чужое настроение и управлять им облегчает нам жизнь на работе и просто жизнь. Мы спросили его, как извлечь практическую пользу из эмоций. Наглядная демонстрация.
Распознавание эмоций помогает общаться или вычислить преступника, как мы знаем из сериала «Обмани меня!». Но ведь главное – не просто считывать эмоции, а понимать, что с этой информацией делать дальше, ведь так? К примеру, я вижу, что коллега расстроен или не сфокусирован на работе, как мне действовать?
Дэвид Карузо: Начинать все-таки нужно с надежных данных. Например, я думаю, что коллега на меня злится, и стараюсь разобраться с его гневом. Но что, если я неправильно определил его эмоцию, что, если это не гнев? Может, он просто устал или ему грустно? Чтобы получить качественные исходные данные, мы спрашиваем: «Где вы сейчас находитесь на шкале энергии от 1 до 10 и на шкале удовольствия от 1 до 10?» Получается «измеритель настроения». Вот вы где сейчас находитесь?
Думаю, примерно 3 по шкале энергии и 8 по шкале удовольствия.
Д. К.: Прекрасно, это первый шаг. Дальше, как вы заметили, нужны следующие. Сразу скажу, что низкий уровень энергии и высокий уровень удовольствия хорошо подходят для интервью. В этом настроении мы склонны к рефлексии и интроспекции, восприимчивы к тому, что нам говорят. Мы учим клиентов, что каждое настроение ценно, его можно адаптировать к ситуации. Состояние «много энергии, мало удовольствия», где расположены тревога и гнев, тоже может быть полезным. Итак, первый шаг – узнать, где вы находитесь.
И что дальше? Какое это имеет значение?