Каждый может стать музыкантом?
Пение караоке, несколько аккордов «К Элизе» или бренчание на гитаре – максимум того, на что мы решаемся. Взрослым часто даже не приходит в голову начать петь или играть. А между тем музицировать в зрелом возрасте нам вполне по силам. И это может оказаться приятнее и интереснее, чем в детстве.
Насколько умилителен ребенок за роялем актового зала музыкальной школы, настолько скептически мы поглядываем на взрослого мужчину, неуверенно водящего смычком по струнам, или на женщину средних лет, которая решила вдруг освоить оперное пение. Но стоит ли по этой причине отказываться от музыки тем, кто уже вырос? По счастью, нет. Потому что у нас есть все необходимые ресурсы, чтобы (заново) овладеть этим искусством. «Хотя дети учатся с большей легкостью, мозг сохраняет пластичность на протяжении жизни, – напоминает психолог и музыковед Эмманюэль Биган(1), – и у взрослого он реорганизуется, чтобы развивать музыкальные навыки. А память предоставляет место для новой информации». К тому же с возрастом растут работоспособность и мотивация. «Музыкант, который заинтересован в результате, будет учиться быстрее, чем ребенок, которому скучны занятия», – замечает Эмманюэль Биган. Страх перед трудностями, неудачей, насмешками – всегда есть причины, чтобы отложить начало уроков. «А жаль, потому что музыка задействует больше когнитивных, эмоциональных, физических и социальных способностей, чем многие другие занятия, – продолжает исследователь. – Так что это отличное средство борьбы со старением мозга». Наши герои рассказывают, как они заново открыли для себя удовольствие заниматься музыкой.
1. Эмманюэль Биган (Emmanuel Bigand), соавтор книги Музыка и мозг (Musique et Cerveau, Sauramps médical, 2012).
Елена, 48 лет, редакционный директор издательского дома “Я обнаружила в себе упорство, о котором не знала”
Вопрос о том, что я должна учиться музыке, даже не стоял – это было предопределено. Отец, по профессии инженер, обладал прекрасным слухом и голосом, играл на гитаре. Мама, педиатр, немного играла на фортепиано. Занятия в музыкальной школе я восприняла с энтузиазмом. Позже, в переходном возрасте, я хотела бросить занятия, однако выбора не было — родители настояли на том, чтобы я окончила музыкальную школу. Мне даже прочили неплохую музыкальную карьеру, но я и слышать об этом не хотела. Желание возобновить занятия возникло лет десять назад: где-то в гостях я нашла ноты