Продлить удовольствие: почему цикл жизни смартфонов в России увеличивается
Средний срок жизни мобильных устройств, которыми пользуются россияне, вырос до 2,5-3 лет, говорят опрошенные Forbes участники рынка. Ранее этот показатель составлял около двух лет. По мнению экспертов, на увеличение времени пользования, после которого смартфоны решают поменять, влияет, в частности, желание потребителей экономить, уход А-брендов с рынка и отсутствие прорывных технологий.
Замена в составе
Средний срок использования смартфона за последние несколько лет вырос, рассказали Forbes представители ретейла и сотовых операторов. Если в 2016-2017 годах россияне меняли смартфоны в среднем каждые два года, то с 2019 по 2021 год жизненный цикл смартфонов увеличился до трех с половиной лет, говорит менеджер направления «Телеком» компании diHouse Артур Пак. «Начиная с 2022 года срок жизни устройства может достигать четырех лет и более», — добавил он.
В «М.Видео-Эльдорадо» также фиксируют тренд на увеличение срока замены смартфона. Но оценка компании более консервативная — средний срок жизни смартфона они измеряют в 2,5-3 года. «Текущий срок замены смартфона составляет в среднем три года», — говорит бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Антон Фомин. По его словам, еще несколько лет назад потребитель менял устройство гораздо чаще, уже через 2-2,5 года.
Молодые абоненты меняют телефоны чаще остальных, отмечают в «Вымпелкоме». По данным компании, у пользователей до 25 лет среднее время владения аппаратом (смартфоном или кнопочным телефоном) составляет 467 дней. Абоненты в возрасте от 25 до 45 лет меняют телефон в среднем раз в 553 дня, а те, кому от 45 до 65 лет, — раз в 575 дней. В среднем же один гаджет находится в сети 565 дней, указывают в «Вымпелкоме».
Ничего нового
По словам Артура Пака, во многом жизнь смартфона в России продлевается из-за ухода ряда А-брендов с рынка. Они свернули маркетинговые активности, рассрочки, кредиты и трейд-ин, которые подстегивали продажи и приводили к более частой смене смартфона, поясняет он. Немаловажным фактором длительности срока использования гаджета является продвижение новых устройств, отмечает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков: «Если вендоры вкладываются в маркетинг, то спрос на новые модели вырастет».