Средство от блок
Там, где есть сложности, всегда появляются предприимчивые люди, которые помогают клиентам преодолевать их и неплохо зарабатывают на этом. Корреспонденты «Правил жизни» поговорили с двумя такими предпринимателями и записали истории разных бизнесов, которые объединяет одно – возможность легально или полулегально обойти ограничения.

Эвакуация плейлистов, семьи с иностранцами и ценители стриминговой подписки
Весной 2022 года в России прекратил работать стриминговый сервис Spotify. Многие пользователи после этого перешли на российские аналоги – какое-то время в сети даже пользовались популярностью руководства по переносу туда плейлистов, – но смирились не все: те, у кого были иностранные банковские карты, начали искать способы вернуть себе доступ к сервису. Многим это удалось, а некоторые даже построили целый бизнес. Предприниматель из Новосибирска Кирилл рассказал, что за полгода продал тысячи подписок на Spotify и заработал на этом около шести миллионов рублей. Для этого он использовал бота в Telegram: «К боту подвязана оплата, эквайринг идет официально, через Сбер, – я зарегистрирован как ИП и плачу налоги».
После оплаты в приложении служба поддержки бота запрашивает у пользователей их логины и пароли. На этом этапе могут возникать проблемы: Spotify блокировал некоторые аккаунты, зарегистрированные в России, а не только возможность оплаты.
Телеграм-предприниматели активируют аккаунт через иностранную карту. «У пользователя остается его собственная медиатека. Некоторые из рекомендованных плейлистов – локальные, в нашем случае турецкие. Но это единственное отличие, предложения по интересам пользователя остаются такими же, как были. По моему опыту, это никому особо не мешает», – говорит Кирилл. Он поясняет, что Турцию выбрал из-за того, что там невысокая региональная цена на подписку, а аналогичная схема с Европой или США обошлась бы пользователям гораздо дороже.
На бот, который Кирилл запустил в апреле, подписано 12 тысяч пользователей Telegram, уникальных покупателей – чуть больше четырех тысяч. «При этом конверсия в постоянных пользователей – примерно 80 процентов, люди не уходят, а продлевают подписку», – говорит он. По словам Кирилла, придумал и запустил проект он в одиночку, а затем набрал команду из троих менеджеров, которые отвечают на запросы пользователей и активируют подписки. Общая выручка с апреля по ноябрь составила около десяти миллионов, а чистая прибыль – порядка шести миллионов рублей.
В боте постоянно появляются предложения о продлении по выгодной цене. При оплате сразу на год она действительно не слишком отличается от той, что была до санкций. В чате с отзывами, на который бот дает ссылку, особая атмосфера, свои завсегдатаи и даже локальные мемы. Периодически там появляются сообщения о том, что кому-то пришлось подождать, но обычно все вопросы решаются в течение суток. Время от времени слетают уже активированные подписки, но это, как правило, тоже решается быстро. Первое время бот работал через присоединение к «семейным» аккаунтам подписчиков-иностранцев, но этот способ раскрыли в Spotify.