Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизниРепортаж

Сказка – это будущее

Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов собрал создателей успешных киносказок, чтобы поговорить с ними об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью.

Трифон: Начнем с главного вопроса: что такое детское кино? Что такое детский контент, можно ли четко это определить? Сказочное кино – это контент в первую очередь для детей или это все-таки семейный контент? Или вообще контент для всех?

Илья: Хороший вопрос, потому что это ведь не дети решают, что им смотреть. Решают родители. Так что это больше такая семейная история, наверное.

Михаил: Мне кажется, что хорошая сказка всегда обращается к чему-то детскому, в том числе и в душе взрослого человека. Хорошая сказка проста и за счет этой своей простоты универсальна.

Илья: Я с сыном пошел на премьеру фильма «Огниво». Сыну шесть лет. Мы пришли, сели, вышел режиссер, группа, представили фильм. И дальше мы оба смотрели не отрываясь. Разница между нами 34 года. Он хихикал над одним, мы вместе хихикали над другим, третьему я удивлялся. Но без ребенка как-то… Ты же на «Чебурашку» все равно идешь с детьми.

Александр: И без детей тоже идешь, судя по количеству людей, которые ходили на «Чебурашку». Дело в том, что все взрослые – это бывшие дети.

Михаил: Я бы сказал, что не обязательно бывшие.

Игорь: Исторически же не было этого разделения на детский и недетский контент. Были крутые истории. Вот мифы – ну это просто круто написано. Ты их читаешь и не думаешь о своем возрасте. Другой вопрос – а почему сказок в последнее время стало так много?

Трифон: А это как раз повод нашей сегодняшней встречи.

Игорь: У меня однажды была премьера на Берлинале. Все спрашивают: «А чего ж вы такое жесткое кино делаете, такое мрачное, такое чудовищное? Есть же светлые истории, ну дайте нам свет, доброту!»

Трифон: Мне кажется, время сейчас тревожное, и людям просто нужен эскапизм – в хорошем смысле.

Александр: Смотрите. По отношению к сказке детьми действительно становятся все – и взрослые тоже. Это нам убедительно показал Голливуд. Все становятся детьми. Чем отличается ребенок? Он чего-то не знает. Есть дом, он на многих этажах не был. А что там? Ему все что угодно скажи, он поверит, потому что он там пока не побывал. «Там живут драконы!» А взрослый – это тот, кто исходил все эти этажи. «Слушай, а нет там никаких драконов-то!» И когда мы начинаем новое что-то придумывать, мы надстраиваем еще этажи, на которых и взрослые тоже не были.

И это не эскапизм. Я с точки зрения биологии на это смотрю. У человека есть потребность в том, чтобы видеть героев, видеть сверхлюдей, сверхчеловеков. Быстрее, выше, сильнее – к этому любой стремится. Эту потребность долго удовлетворял великий американский кинематограф. Но он кончился, ушел. Оставил после себя пустоту, вакуум. Его, собственно, и заняли сказки. Потребность у рынка огромная, а индустрия просто следует за ней. Все хотят сказку. Можно, в принципе, сказать, что, например, «Лед» – это тоже сказка, и очень успешная.

Трифон: И она зашла зрителю, но и американские образы – все эти люди в трико – все-таки у российского зрителя тоже отзывались.

Михаил: Они очень серьезно к себе относятся. Российский зритель хочет, чтобы была некоторая степень иронии. Ему больше «Железный человек» нравится – он по-другому себя ведет, он ироничный. На чистом героизме тут выехать не получится.

Трифон: Насколько вы как создатели и производители такого контента уделяете внимание ценностным аспектам внутри этих сказок? Потому что если говорить про американских супергероев, например, то у них вполне понятный политический посыл. Да и не только политический.

Михаил: У меня несколько тезисов. Я никогда не встречал ситуации, когда мы бы все сидели и думали, как нам вставить в сюжет какую-нибудь моральную мысль для детей. Не встречал. Мне кажется, что это предполагается всегда, по умолчанию всегда есть некая моральная идея. Но так не только в кино. Это как разговор с ребенком – он учится не на твоих нотациях, а на твоем примере, смотрит, как ты себя вел. Второй момент смежный. Американские супергерои патриотичные, потому что у зрителя именно это очень востребовано. Да и кинематографисты – ну что-то должно откликаться у команды, искусственно ничего такого вставить не получится.

Игорь: Что такое вкус? Вкус – это чувство меры. Мы стараемся при написании первого синопсиса закладывать какие-то ценности, мировоззрение, сверхзадачу даже, нечто базовое. И это именно то, что делает старую сказку современной. Не когда ты вставляешь в нее «ТикТок», подкасты и другие временные вещи, а когда она говорит о базовых вещах. Уверен, что любой фильм выходного дня через годы неизбежно проиграет фильму, который будет говорить о самом главном: о любви, прощении, самопожертвовании. О базовых вещах.

Трифон: Да, но ведь базовые ценности сейчас тоже по всему миру пытаются переосмыслять, по-другому расставлять акценты. Например, в детских мультфильмах стала подниматься тема экологии.

Илья: Это скорее инкрустация дополнительной темы. А основная ценность та же – человеческая жизнь, семья, рождение детей. По-прежнему все то же самое.

Михаил: Слово «повестка» меня угнетает. Все-таки люди, которые создают картину, это субъекты, а не объекты. Нет же такого, что к ним кто-то пришел и говорит: давай по пунктам, вот у тебя экология, вот глобальное потепление. Если они про это говорят, значит, таково их искреннее желание.

Игорь: В хорошей истории никогда не будет торчать на виду шляпка гвоздя, на которой написано: «Ценности сегодняшнего дня, умершие в 2025-м». Пушкин-то недавно жил. Вот сказки были!

Александр: У меня в этом плане жестче подход. Выбираю конкретную мораль и начинаю ее проводить. Вот сейчас я снимаю фильм о родителях, которые редко бывают с детьми. Это мое личное, меня настигла печаль, о которой многие родители говорят. В 16 лет мой сын уехал учиться, и я не уверен, что он вообще вернется, он хочет уже в Кембридж поступать, уже на испанском говорит. Родители, которые пропускают детство своих детей, пропускают его навсегда, оно больше не повторится. Ты ни с кем не будешь играть в смешные игры, некому читать сказку на ночь, стирать пеленки. Раз – и твоего сына с тобой больше нет, а есть какой-то мужик, который где-то там чем-то занимается. Ты ему, в общем-то, и не особо-то нужен, он не хочет ничего вспоминать. И в фильме у меня отец, который вдруг это понимает. Я сам это прожил. Значит, на эту мысль и работаем. Другое – это должно быть сделано не тупо. Ты должен не мораль людям читать, а дать это зрителям прожить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть

Как смотреть каннский фильм «Арман», чтобы не упустить самое важное?

Psychologies
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Старинный русский напиток сбитень появился XV—XVI веках

Наука и жизнь
Вопрос/Ответ Вопрос/Ответ

Почему взрываются сверхновые и бывают ли у животных свои домашние животные?

Вокруг света
Самому популярному галлюциногенному грибу нашли ближайшего родственника в Африке Самому популярному галлюциногенному грибу нашли ближайшего родственника в Африке

Находка ученых позволила реконструировать происхождение Psilocybe cubensis

N+1
Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок

Как не утонуть в предновогоднем хаосе и встретить праздник с улыбкой

VOICE
Как перестать жить «на автопилоте» Как перестать жить «на автопилоте»

Будьте настоящими пилотами, не позволяйте автопилоту стоять у руля вашей жизни!

Здоровье
Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах

«Новая Анапа» и выборы Совета: как сегодня развивается город-курорт

ФедералПресс
«У человечества сейчас сказочный период» «У человечества сейчас сказочный период»

Юрий Колокольников о моде на сказки, глобализации, инопланетянах и котах

Правила жизни
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого

Почему человек может маскировать свое депрессивное состояние?

Psychologies
«Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Что нужно сделать, чтобы в 2025 году вам сопутствовала удача в делах

Добрые советы
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики! Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики!

Болезни принцесс Disney: от болезней легких у Золушки до травм у Покахонтас

ТехИнсайдер
Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко

Кристина Сасонко руководит междисциплинарным арт-хабом Arts Square Production

Собака.ru
«Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить «Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить

Как восполнить свой энергетический заряд, чтобы «быть в ресурсе»?

Psychologies
Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова

Какие компоненты красного вина вызывают у нас головную боль?

ТехИнсайдер
Как мужчины с Ближнего Востока используют подводку для глаз из сурьмы и портят себе глаза Как мужчины с Ближнего Востока используют подводку для глаз из сурьмы и портят себе глаза

Кохль — не просто косметическое средство, а символ культурной идентичности

ТехИнсайдер
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
El Copitas. 10 лет выдержки! El Copitas. 10 лет выдержки!

Верховые барные деятели Петербурга раскачали питейную индустрию всей страны

Собака.ru
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью

Минеральная пыль делает его фекалии планктона более плотными

N+1
Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера

Почему на самом деле важен телесный контакт? Какую роль в отношениях он играет?

Psychologies
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Как в сказке Как в сказке

Блюда к праздничному столу персонажей Линдгрен, Диккенса, Шмелева и Туве Янссон

Seasons of life
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Открыть в приложении