«Дыр бул щыл убеш щур», – до сих пор одно из самых глубоких русских высказываний

Правила жизниИстория

Литература

«Дыр бул щыл убеш щур», – написал Алексей Крученых, и эта фраза до сих пор остается одним из самых глубоких русских высказываний. «Правила жизни» не претендуют на полное понимание, но достаточно к нему приблизились. Первая версия этого текста, целиком написанная на будетлянском заумном языке, была, к сожалению, отвергнута.

Записал Максим Мамлыга

Душным июньским днем 1968 года в Донском крематории прощались с восьмидесятидвухлетним стариком. Несколько молодых людей, зрелый мужчина и старуха. Никаких речей, никаких траурных венков и государственных мужей. Гроб тихо опустили, и все разъехались.

Среди молодых людей были Эдуард Лимонов и Андрей Вознесенский. Зрелый мужчина – поэт Борис Слуцкий. А старуха, пришедшая к концу прощания, – Лиля Брик, угасающая муза авангарда. Она пришла оплакать последнего футуриста в тот же зал, где прощались с Маяковским и Осипом Бриком. В тот же крематорий, где сожгли тела Мейерхольда и Бабеля. Хоронили человека, который на глазах немногочисленных присутствующих, по словам Лимонова, превратился из живой легенды в «просто легенду».

Алексей Крученых

В год, когда весь мир будут сотрясать радикальные протесты, в год, когда новое искусство будет менять мир, умер Алексей Крученых, поэт, издатель, теоретик, подаривший миру заумь – абстрактный, беспредметный язык.

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз.

Это нужно произнести. А потом произнести еще раз. И в третий раз. Прислушаться. Все дело в «фактуре слова» – расположении составных частей стиха, здесь – звука:

звуковая фактура (легкие звуки, легкая, нежная фактура) –

«неголи легких дум»;

тяжелая –

«табун шагов,
чугун слонов»;

тяжелая и грубая –

«дыр бул щыл…»;

резкая (на «з», «щ», «ц»…);

глухая – «дым за дымом, бездна дыма»;

сухая, дуплистая, дубовая – «промолвил дуб ей тут»;

влажная (на «ю» – «плюенье», «слюни», «юняне»).

Это чистый звуковой эксперимент, вызывающий, эксцентричный. Стихотворение было написано в 1913 году – еще господствует гладкий язык изысканных символистов Блока и Гиппиус, акмеисты Гумилев, Ахматова, Мандельштам еще только поднимают голову, Европа еще не оглушена громом пушек Первой мировой войны, еще не разгорелись революции, которые сокрушат великие империи. Но Крученых и другие футуристы словно предугадывают грубое звучание остатка столетия.

Без чего невозможен авангард?

Без манифеста.

Из Декларации заумного языка и «слова как такового»: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), зауми. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее».

В том же 1913 году в парижском журнале «Материалы сегодня» архитектор Адольф Лоос печатает революционную статью «Орнамент и преступление». Он вырос в душной Вене, столице осыпающейся Австро-Венгерской империи, которой император Франц Иосиф правил уже как 65 лет. Это был город сложных церемоний, модерна-югендстиля, кофеен с деревянными панелями, живописи Густава Климта и построек Отто Вагнера. В этом до одурения пышном городе, где жизнь была неотличима от декорации, Лоос объявляет войну всякой бутафории – архитектура должна быть функциональной, облик строений – определяться целью постройки, поверхности – чистыми. Читая эту книгу сейчас, удивляешься, какой живой ненавистью она напитана. В такой атмосфере сложно не научиться ненавидеть все старое и отжившее. Отсюда – поиск альтернативы, прямой противоположности существующему, а результатов этого поиска хватит до конца столетия.

Алексей Крученых – это Адольф Лоос русскоязычной поэзии начала века, живший в не менее душной Москве. Все многочисленные манифесты, которые он написал и к которым приложил руку, кричат именно об этом. Язык нужно очистить, избавиться от гладкости, вернуться к самим его основам, возвратить себе и читателям живое восприятие слова. Его теория сдвига, напоминающая «остранение» Шкловского, – его ответ и предложение. Смещая звуки, слова, смыслы, отвергнув канон и деформировав формы, превратив ошибку в прием, можно наконец-то шагнуть вперед.

«Сдвиг – яд, очень опасный в неопытных руках глухачей, но его же можно использовать как хороший прием. Например, желая придать слову «цикута» еще большую увлажненность, я искал такой фразы, в которой бы «цикута» помещалась в середине строчки и перед ней союз, и, для получения посредством стыка сдвигового слова «ицикута», так получился стих:

Паюсный корморан и цикута,
сестра милосердья».

Именно поэтому к уже пожилому Крученых во времена оттепели часто приходили молодые поэты – официальные и неофициальные. Оттепель – время Маяковского, о нем все говорят и пишут, но, если присмотреться, в каждом стихотворении Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной слышен Крученых. А он, живший на деньги от продажи редких книг, был рад дать им совет и протянуть руку новому времени из 1913 года – поэт для поэтов, культовая фигура для немногих, чья работа стала частью языка.

Крученых ушел в тень еще до начала публичной кампании, известной как «борьба с формализмом», после которой художественный и литературный авангард был официально разгромлен, осужден и уничтожен. Он растворился, исчез из публичного поля, избежал репрессий и насильственной смерти, стал стариком и чудаком – после самоубийства Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Ранним утром 14 апреля 1930 года в квартире дома 3/6 по Лубянскому проезду прозвучал выстрел. Актриса Елизавета Полонская, не успев выйти из подъезда, услышала его. Она взбежала по лестнице, увидела окровавленного поэта, как он бледнеет, и все спрашивала его: «Что вы сделали?» Ей пришлось спуститься по лестнице еще раз – встретить скорую помощь, а затем еще раз подняться – чтобы узнать, что спасать его поздно.

Предсмертную записку Маяковский начал так: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Слепые лучше зрячих почувствовали удары собственного сердца Слепые лучше зрячих почувствовали удары собственного сердца

У слепых людей порог интерорецепции ниже, чем у зрячих

N+1
Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
Как мы мешаем сами себе Как мы мешаем сами себе

На дефицит личного пространства в последнее время не жалуется только ленивый

4x4 Club
Ипотека от нуля Ипотека от нуля

Как и почему ЦБ борется с нулевыми процентами по ипотеке

Деньги
Текстовое сообщество Текстовое сообщество

Тима Радя: поэзия на улице

Weekend
Аква инкогнита Аква инкогнита

Как вода нарушает правила жидкостей

Вокруг света
Магический Лондон: 5 киносказок о британской столице Магический Лондон: 5 киносказок о британской столице

Кинокритик Юрий Берсенев вспомнил несколько волшебных историй про Лондон

СНОБ
Великий пост: кто, почему и зачем отказывается от еды — истории читательниц и комментарии психологов Великий пост: кто, почему и зачем отказывается от еды — истории читательниц и комментарии психологов

В чем смысл длительного физического и духовного воздержания?

Psychologies
Состав черной краски на керамике связали с влиянием империи Уари Состав черной краски на керамике связали с влиянием империи Уари

Империя Уари оказывала влияние на перуанские долины Хекетепеке, Наска и Мокегуа

N+1
Нюрнбергские расовые законы Нюрнбергские расовые законы

Антисемитизм лежал в основе нацистской идеологии

Дилетант
Почему дети учатся быстрее взрослых Почему дети учатся быстрее взрослых

Бывают моменты, когда юный возраст дает преимущество

ТехИнсайдер
Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США

В нашей стране было много такого, о чем граждане США долго не могли и мечтать

Maxim
Стоп, не снято: 5 звезд, которые умерли в разгар съемок фильма Стоп, не снято: 5 звезд, которые умерли в разгар съемок фильма

Трагические случаи, в которых звезды внезапно умирали в разгар съемок

VOICE
Может ли человек распознать текст ИИ? Вот к чему надо готовиться в будущем! Может ли человек распознать текст ИИ? Вот к чему надо готовиться в будущем!

Как скоро роботы начнут лишать людей работы?

ТехИнсайдер
Сколиоз у взрослых Сколиоз у взрослых

Что делать, чтобы не довести сколиоз до операции

Лиза
Чему нам стоит научиться у детей: 7 принципов счастливой жизни — рекомендации психолога Чему нам стоит научиться у детей: 7 принципов счастливой жизни — рекомендации психолога

Нельзя вернуться в детство, но можно сохранить тот невероятный душевный настрой

Psychologies
Двигаться вперед Двигаться вперед

Suzuki Vitara в городе пушек, пряников и самоваров

Автопилот
7 лучших современных комедийных медицинских сериалов 7 лучших современных комедийных медицинских сериалов

Зрелища, от которых сердце начинает биться без помощи дефибриллятора

Maxim
7 книг, которые помогут лучше понимать Тарантино 7 книг, которые помогут лучше понимать Тарантино

Книжный гид по творческой вселенной Квентина Тарантино

Правила жизни
«Кувшин здоровья»: как питаться, чтобы сохранить молодость, — план врача «Кувшин здоровья»: как питаться, чтобы сохранить молодость, — план врача

Что подразумевает план питания «Кувшин здоровья»?

Psychologies
Кем была первая девушка Брэда Питта Кем была первая девушка Брэда Питта

С кем же голливудский красавчик Брэд Питт был до своей славы?

VOICE
Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое Мозг со временем признал в трансплантированном лице свое

Через сколько человек начнет узнавать свое лицо после серьезной травмы?

N+1
ELSEA: «Не хочу быстрой популярности» ELSEA: «Не хочу быстрой популярности»

ELSEA рассказала о себе и своих первых шагах в музыке

ЖАРА Magazine
Анна и черная воронка Анна и черная воронка

Иногда лучший выход из тяжелой ситуации — дать ей поглотить себя

СНОБ
Как соблазнять голосом: 3 упражнения Как соблазнять голосом: 3 упражнения

Голос — неотъемлемая часть сексуального образа

Psychologies
Велимир Хлебников Велимир Хлебников

Велимир Хлебников: поэт, умер в 1922 году

Правила жизни
Иконы стиля. Как менялся идеал красоты в России Иконы стиля. Как менялся идеал красоты в России

Женские типажи, которые ярко воплощали свое время и понятие «русская красавица»

Лиза
Юлия Немчина Юлия Немчина

Интервью с управляющим директором ГК «Рики» Юлией Немчиной

Собака.ru
Советский православный Ватикан Советский православный Ватикан

На заре Холодной войны в СССР пытались создать церковный «Варшавский договор»

Weekend
Открыть в приложении