«Дыр бул щыл убеш щур», – до сих пор одно из самых глубоких русских высказываний

Правила жизниИстория

Литература

«Дыр бул щыл убеш щур», – написал Алексей Крученых, и эта фраза до сих пор остается одним из самых глубоких русских высказываний. «Правила жизни» не претендуют на полное понимание, но достаточно к нему приблизились. Первая версия этого текста, целиком написанная на будетлянском заумном языке, была, к сожалению, отвергнута.

Записал Максим Мамлыга

Душным июньским днем 1968 года в Донском крематории прощались с восьмидесятидвухлетним стариком. Несколько молодых людей, зрелый мужчина и старуха. Никаких речей, никаких траурных венков и государственных мужей. Гроб тихо опустили, и все разъехались.

Среди молодых людей были Эдуард Лимонов и Андрей Вознесенский. Зрелый мужчина – поэт Борис Слуцкий. А старуха, пришедшая к концу прощания, – Лиля Брик, угасающая муза авангарда. Она пришла оплакать последнего футуриста в тот же зал, где прощались с Маяковским и Осипом Бриком. В тот же крематорий, где сожгли тела Мейерхольда и Бабеля. Хоронили человека, который на глазах немногочисленных присутствующих, по словам Лимонова, превратился из живой легенды в «просто легенду».

Алексей Крученых

В год, когда весь мир будут сотрясать радикальные протесты, в год, когда новое искусство будет менять мир, умер Алексей Крученых, поэт, издатель, теоретик, подаривший миру заумь – абстрактный, беспредметный язык.

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз.

Это нужно произнести. А потом произнести еще раз. И в третий раз. Прислушаться. Все дело в «фактуре слова» – расположении составных частей стиха, здесь – звука:

звуковая фактура (легкие звуки, легкая, нежная фактура) –

«неголи легких дум»;

тяжелая –

«табун шагов,
чугун слонов»;

тяжелая и грубая –

«дыр бул щыл…»;

резкая (на «з», «щ», «ц»…);

глухая – «дым за дымом, бездна дыма»;

сухая, дуплистая, дубовая – «промолвил дуб ей тут»;

влажная (на «ю» – «плюенье», «слюни», «юняне»).

Это чистый звуковой эксперимент, вызывающий, эксцентричный. Стихотворение было написано в 1913 году – еще господствует гладкий язык изысканных символистов Блока и Гиппиус, акмеисты Гумилев, Ахматова, Мандельштам еще только поднимают голову, Европа еще не оглушена громом пушек Первой мировой войны, еще не разгорелись революции, которые сокрушат великие империи. Но Крученых и другие футуристы словно предугадывают грубое звучание остатка столетия.

Без чего невозможен авангард?

Без манифеста.

Из Декларации заумного языка и «слова как такового»: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), зауми. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее».

В том же 1913 году в парижском журнале «Материалы сегодня» архитектор Адольф Лоос печатает революционную статью «Орнамент и преступление». Он вырос в душной Вене, столице осыпающейся Австро-Венгерской империи, которой император Франц Иосиф правил уже как 65 лет. Это был город сложных церемоний, модерна-югендстиля, кофеен с деревянными панелями, живописи Густава Климта и построек Отто Вагнера. В этом до одурения пышном городе, где жизнь была неотличима от декорации, Лоос объявляет войну всякой бутафории – архитектура должна быть функциональной, облик строений – определяться целью постройки, поверхности – чистыми. Читая эту книгу сейчас, удивляешься, какой живой ненавистью она напитана. В такой атмосфере сложно не научиться ненавидеть все старое и отжившее. Отсюда – поиск альтернативы, прямой противоположности существующему, а результатов этого поиска хватит до конца столетия.

Алексей Крученых – это Адольф Лоос русскоязычной поэзии начала века, живший в не менее душной Москве. Все многочисленные манифесты, которые он написал и к которым приложил руку, кричат именно об этом. Язык нужно очистить, избавиться от гладкости, вернуться к самим его основам, возвратить себе и читателям живое восприятие слова. Его теория сдвига, напоминающая «остранение» Шкловского, – его ответ и предложение. Смещая звуки, слова, смыслы, отвергнув канон и деформировав формы, превратив ошибку в прием, можно наконец-то шагнуть вперед.

«Сдвиг – яд, очень опасный в неопытных руках глухачей, но его же можно использовать как хороший прием. Например, желая придать слову «цикута» еще большую увлажненность, я искал такой фразы, в которой бы «цикута» помещалась в середине строчки и перед ней союз, и, для получения посредством стыка сдвигового слова «ицикута», так получился стих:

Паюсный корморан и цикута,
сестра милосердья».

Именно поэтому к уже пожилому Крученых во времена оттепели часто приходили молодые поэты – официальные и неофициальные. Оттепель – время Маяковского, о нем все говорят и пишут, но, если присмотреться, в каждом стихотворении Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной слышен Крученых. А он, живший на деньги от продажи редких книг, был рад дать им совет и протянуть руку новому времени из 1913 года – поэт для поэтов, культовая фигура для немногих, чья работа стала частью языка.

Крученых ушел в тень еще до начала публичной кампании, известной как «борьба с формализмом», после которой художественный и литературный авангард был официально разгромлен, осужден и уничтожен. Он растворился, исчез из публичного поля, избежал репрессий и насильственной смерти, стал стариком и чудаком – после самоубийства Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Ранним утром 14 апреля 1930 года в квартире дома 3/6 по Лубянскому проезду прозвучал выстрел. Актриса Елизавета Полонская, не успев выйти из подъезда, услышала его. Она взбежала по лестнице, увидела окровавленного поэта, как он бледнеет, и все спрашивала его: «Что вы сделали?» Ей пришлось спуститься по лестнице еще раз – встретить скорую помощь, а затем еще раз подняться – чтобы узнать, что спасать его поздно.

Предсмертную записку Маяковский начал так: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
Брюс всемогущий: как Брюс Уиллис стал «своим парнем» с экрана и постепенно исчез с него Брюс всемогущий: как Брюс Уиллис стал «своим парнем» с экрана и постепенно исчез с него

Вспоминаем яркую карьеру Уиллиса и рассказываем, как Джон Макклейн сдал пост

Правила жизни
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Любовь пространства Любовь пространства

Янина Болдырева: медиум как метафора

Weekend
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу

Что делать, если в жизни перестало хватать огонька?

Psychologies
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
Целительный лайк. Как приложения для знакомств помогают пережить расставания Целительный лайк. Как приложения для знакомств помогают пережить расставания

Зачем регистрироваться в приложениях для дейтинга сразу после расставания?

СНОБ
Маховик эволюции Маховик эволюции

Эволюция жизни на Земле непрерывна и в этом смысле сравнима с вечным двигателем

Наука и жизнь
Как в мире борются с незаконным выловом кальмара Как в мире борются с незаконным выловом кальмара

Чем незаконный вылов грозит кальмарам?

СНОБ
Европейские диктаторы, средневековые ученые и универсальные люди: 6 книг, которые помогут погрузиться в историю Европейские диктаторы, средневековые ученые и универсальные люди: 6 книг, которые помогут погрузиться в историю

Как обычно заканчиваются диктаторские режимы?

ТехИнсайдер
«Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться «Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться

Что делать, если вы обнаружили у себя симптомы ипохондрии?

Psychologies
Свобода и булочка Свобода и булочка

Солистка группы «АлоэВера» Вера Мусаелян и фотограф Катя Алагич встретились

Seasons of life
Сапоги для сапожника Сапоги для сапожника

Вим Ван дер Валк на протяжении многих лет пытается построить себе семейную яхту

Y Magazine
Александр Сокуров: «Власть не от Бога» Александр Сокуров: «Власть не от Бога»

Фильм «Молох» — не о Гитлере и не о немецком нацизме

Дилетант
Нейросеть Chat GPT отвечает на самые страшные женские вопросы Нейросеть Chat GPT отвечает на самые страшные женские вопросы

Мы решили заставить компьютеры решить действительно сложные задачи

Maxim
Чечевица Чечевица

Блюда из чечевицы заново обретают популярность, а мы разбираемся в их пользе

Здоровье
Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора

Все родственники Гитлера живут под другими именами

ТехИнсайдер
«Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх «Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх

Какой сильной бывает любовь

Psychologies
Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии

Зачем нужны сны и как побороть бессонницу?

Psychologies
Интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашевым о его новом, остросоциальном фильме «Айта» Интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашевым о его новом, остросоциальном фильме «Айта»

Якутский режиссер Степан Бурнашев — о проблеме шовинизма

СНОБ
Ученые создали пластик, не требующий нефти для производства и полностью подверженный переработке Ученые создали пластик, не требующий нефти для производства и полностью подверженный переработке

Новый тип пластика может заменить полистирол

ТехИнсайдер
Яркие краски Калмыкии Яркие краски Калмыкии

Чем удивляет Калмыкия своих гостей и ради чего сюда стоит приехать?

Отдых в России
Главный секрет идеального блюда из мяса раскрыла Ляйсан Утяшева Главный секрет идеального блюда из мяса раскрыла Ляйсан Утяшева

Ляйсан Утяшева рассказала о семейном рецепте идеальных мантов

VOICE
Обратный отсчет Обратный отсчет

Похудеть на 5 кг за неделю: 7 работающих способов

Лиза
Беннифер навсегда: история любви Дженнифер Лопес и Бена Аффлека — 20 лет назад и сейчас Беннифер навсегда: история любви Дженнифер Лопес и Бена Аффлека — 20 лет назад и сейчас

Как Дженнифер Лопес и Бен Аффлек прошли через роман расставание и воссоединение

Правила жизни
Как понять, хороший ли коньяк Как понять, хороший ли коньяк

Мир коньяка велик и многообразен

Maxim
Почему человечество так боится новых технологий? Почему человечество так боится новых технологий?

Краткий экскурс в историю развития человечества и его технологических страхов

Правила жизни
Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины

Предотвратить боль в спине может регулярное выполнение упражнений для растяжки

Лиза
Героиня Татлина Героиня Татлина

Как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век

Правила жизни
Открыть в приложении