Кино
У каждого из представленных в подборке режиссеров свой подход – использование в съемках новейших технологий, акцент на костюмах или цветовом решении декораций, подражание живописи старых мастеров или выстраивание симметричных кадров, работа с современными художниками. Но всех этих авторов объединяет одно: они создали шедевры, а видеоряд затмевает, а порой и заменяет сюжет.
1«2001 год: Космическая одиссея», 1968
США, Режиссер: Стэнли Кубрик
В середине 1960-х в разгар космических свершений Стэнли Кубрик заинтересовался природой взаимоотношений человека и Вселенной. Порассуждать на эту тему он пригласил писателя-фантаста Артура Кларка. Вместе они создали сценарий космического путешествия.
К съемкам «Одиссеи» Кубрик подошел с большой серьезностью. Его команда пристально следила за обновлением дизайна транспортных средств, чтобы декорации смотрелись современно. Для съемок сцены внутри корабля инженеры сконструировали гигантскую центрифугу– она имитировала движение астронавтов в невесомости. В финальной сцене полета «за бесконечность» режиссер использовал метод межщелевой фотографии и макросъемку растекающейся по воде краски. В итоге фильм стал каноном для научно-фантастических съемок и до сих пор смотрится современно.
2«Кабинет доктора Калигари», 1920
Германия, Режиссер: Роберт Вине
«Кабинет доктора Калигари» считается вершиной немецкого экспрессионизма. В центре сюжета – врач психиатрической клиники. Днем он выступает на городской ярмарке с управляемой сомнамбулой Чезаре, а по ночам заставляет Чезаре совершать убийства. Помимо сюжета фильм выделяется уникальным подходом к созданию декораций: режиссер пригласил немецких художников-экспрессионистов Вальтера Реймана, Германа Варма и Вальтера Рерига нарисовать задники к картине. Изломанные линии, острые углы и перекошенные интерьеры стали визитной карточкой фильма.
3«Время развлечений», 1967
Франция. Режиссер: Жак Тати
Наиболее известный образ Жака Тати в кино – господин Юло. Из фильмов «Каникулы господина Юло» и «Мой дядюшка» этот персонаж перекочевал в самый амбициозный и дорогостоящий проект Тати «Время развлечений». Главный герой приезжает в Париж на важную встречу, но за весь фильм так и не видит ни одной достопримечательности. Задумка Тати состояла именно в этом: показать стерильность современного обезличенного города с типовой архитектурой. Чтобы воплотить свою идею, режиссер потратил колоссальный бюджет на декорации. Он построил целый город из гигантских небоскребов и по несколько дней ждал необходимого для кадра освещения. Картина сделана в серых тонах с обилием стекла, металла и прямых линий, на фоне которых человек выглядит потерянным.
4«Цвет граната», 1968
СССР. Режиссер: Сергей Параджанов
Сергей Параджанов известен как создатель поэтического кинематографа. Но в первую очередь он художник. «Из красок и ароматов мира детство мое сотворило лиру поэта и вручило мне», – говорит Саят-Нова в «Цвете граната». Эту же мысль можно отнести и к Параджанову. Его творческий подход – это создание из детских воспоминаний и традиций произведения искусства. На этом приеме и построена картина «Цвет граната» – поэтическое полотно о жизни великого армянского поэта Саят-Новы. В фильме история рассказана исключительно визуальным языком: цветами режиссер обозначает два сталкивающихся начала – красное светское и черное духовное. На этом противопоставлении строится главный конфликт фильма.