Есть ли в Школе будущего место для развития soft skills?

Позитивные измененияМать и дитя

Школа будущего

Есть ли в ней место для развития soft skills?

0:00 /
1185.28

Личные и социальные качества и навыки, так называемые soft skills, все чаще звучат в публичном поле и становятся предметом исследований. Однако в школьном и вузовском образовании фокус все еще остается на знаниях. Будет ли в Школе будущего развитию «мягких навыков» придаваться не меньше значения, чем предметному обучению? Мы начинаем цикл публикаций, посвященных моделям Школы будущего. И наш первый разговор — о роли школы в развитии «мягких навыков» у детей.

От исследований среди инженеров до сотрудников Google

Уже довольно давно ученые выяснили, что глубокие знания и тем более хорошие оценки в школе и университете совсем не обязательно трансформируются в жизненный и карьерный успех человека. Например, Американская Ассоциация Софт Скиллс (National Soft Skills Association) рассказывает о результатах исследования среди нескольких тысяч американских инженеров, проведенного более ста лет назад — в 1918 году. Уже тогда около 85% инженеров назвали персональные (личные) качества самым важным фактором, влияющим на успех в карьере инженера — по сравнению с 15%, которые указали на технические знания и навыки (Mann, 1918).

Среди гораздо более свежих результатов — информация от компании Google, которая проанализировала данные о найме, карьерном росте и увольнении своих сотрудников с 1998 по 2013 годы. Результат анализа показал, что знания и навыки в технической области стоят на последнем месте среди восьми самых важных качеств лучших сотрудников Google. А семь более важных характеристик успеха представлены социальными навыками: быть хорошим наставником; хорошо общаться и уметь слушать; уметь понимать других людей (включая другие ценности и точки зрения); сочувствовать и поддерживать своих коллег; уметь критически мыслить и решать проблемы; а также способность устанавливать связи между сложными идеями (Strauss, 2017).

Что относится к навыкам soft skills?

У термина soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) нет четкого определения не только в русском, но и в английском языке. Собственно, и сам термин может звучать по-разному: и как сommon skills (общие навыки), и как core skills (ключевые навыки), хотя soft skills используется чаще. Это навыки, умения и черты характера, которые важны и нужны в любой профессии, а также в целом в жизни любого человека. К ним обычно относят критическое мышление, способность решать проблемы, умение выступать на публике, работать в команде, быть лидером, уметь творчески мыслить и так далее. Такие навыки сложно измерить, в отличие от hard skills — знаний и навыков в конкретных областях и профессиях.

Джеймс Хекман, Нобелевский лауреат по экономике, посвятил довольно много времени исследованиям образования и профессионального обучения в том числе, он показал, что высокий IQ увеличивает шансы человека на финансовый успех лишь на 1–2%. А вместо этого к финансовому успеху приводят такие «мягкие» навыки как «добросовестность» (conscientiousness) и «усердие, настойчивость и самодисциплина» (diligence, perseverance and self-discipline) (Faye, 2016).

В своих работах, исследующих soft skills, Хекман предлагает опираться на таксономию персональных характеристик (черт характера), которую используют психологи, занимающиеся вопросами развития личности (Heckman, Kautz, 2012). Это так называемая «большая пятерка» качеств, которая включает в себя: Openness to Experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, and Neuroticism. Перевод на русский язык, определения и описания этих терминов находятся в Таблице 1. Данная таблица полезна наличием описаний и пояснений всех терминов, поскольку далеко не все они однозначно и просто переводятся на русский язык, а в русскоязычных источниках по теме soft skills нередко бывают искажены их смыслы или неточно переданы важные нюансы.

Если «большая пятерка» персональных характеристик кажется слишком сложной для операционализации, на помощь приходят политики. Так, в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были представлены десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии (Gray, 2016):

  1. Умение решать комплексные (сложные) задачи.
  2. Критическое мышление.
  3. Креативность.
  4. Умение управлять людьми.
  5. Умение координироваться с другими людьми.
  6. Эмоциональный интеллект.
  7. Умение формировать суждения и принимать решения.
  8. Ориентированность на сервис/ услуги.
  9. Ведение переговоров.
  10. Когнитивная гибкость.

В России часто используют еще более простую и понятную модель «4К». Предполагается, что есть четыре ключевых компетенции на букву «К», которые необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда (Фоксфорд.Медиа, 2019):

  1. критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
  2. креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
  3. коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
  4. координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.

Можно ли обучать этим навыкам и оценивать их?

Поскольку soft skills могут пониматься не только как навыки, но и как черты характера, в науке и образовании проходит много обсуждений на тему того, насколько можно влиять на развитие или формирование черт характера, а также каким образом изменения в этих навыках и персональных характеристиках могут быть измерены.

Здесь можно опереться на специализированный аналитический отчет, опубликованный Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, 2015). Этот отчет посвящен роли социальных и эмоциональных навыков и представляет результаты широкомасштабных лонгитюдных исследований в девяти странах. Среди основных выводов в отчете перечисляются следующие:

Детям необходим сбалансированный набор когнитивных, социальных и эмоциональных навыков для достижения положительных результатов в жизни.

Как когнитивные, так и социальные и эмоциональные навыки играют важную роль в улучшении экономических и социальных результатов в жизни людей. При этом социальные и эмоциональные навыки взаимодействуют с когнитивными навыками, взаимно оплодотворяются и таким образом еще больше повышают вероятность достижения детьми положительных результатов во взрослом возрасте.

Учителя и родители могут помочь улучшить социальные и эмоциональные навыки детей, укрепляя отношения с детьми и используя методы практического обучения.

Вопреки распространенному заблуждению, дети не рождаются с фиксированным набором способностей. Учителя и родители могут сыграть определенную роль в развитии детей. Прочные отношения между родителями, учителями и детьми, использование примеров из реальной жизни и практического опыта во время учебы входят в число эффективных подходов к повышению у детей чувства самостоятельности, ответственности, умения работать в команде и уверенности в себе.

Поскольку «навыки порождают навыки», более раннее воздействие на социальные и эмоциональные навыки может иметь больший эффект.

Социальные и эмоциональные навыки более пластичны в период между ранним детством и юностью. Ранние «вложения» в развитие у ребенка социальных и эмоциональных навыков особенно важны, поскольку эти навыки постепенно развиваются на основе прошлых «вложений» в эти навыки. Кроме того, люди с более высоким уровнем социальных и эмоциональных навыков (например, уверенность в себе и настойчивость), скорее всего, получат больше пользы от дальнейших вложений в когнитивные навыки (например, уроков математики и естественных наук).

Социальные и эмоциональные навыки могут быть надежно измерены в пределах культурных или языковых границ.

Существуют надежные способы измерения социальных и эмоциональных навыков для разных возрастных групп в пределах культурных и языковых границ. Они включают самооценку личности, поведенческие характеристики и объективные психологические оценки. Некоторые из этих показателей позволяют прогнозировать разнообразные показатели успеха в образовании, на рынке труда и в обществе в целом.

Soft skills в российском образовании: Начало разговора

Определив круг навыков и черт характера, которые можно отнести к soft skills, а также удостоверившись, что на развитие этих навыков у детей можно влиять и измерять эти изменения, предлагаем кратко взглянуть на то, каким образом российские школы видят обучение таким навыкам. Здесь надо начать с упоминания того, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не обходят гибкие навыки своим вниманием. Так, например, ФГОС основного общего образования (5–9 класс) сообщает, что в ходе обучения должны обеспечиваться:

  • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
  • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.

Но при этом эксперты в сфере образования соглашаются, что и ФГОС, и школы, работающие по традиционной образовательной модели, ограничиваются лишь декларированием важности обучения вышеперечисленным качествам. Поэтому для разговора о soft skills мы пригласили представителей альтернативных школ и специалистов в альтернативном образовании.

Ярослава Кабанова, директор школы ИлИ (Санкт-Петербург) рассказала, что необходимость «мягких навыков» уже сейчас повсеместно признана в российском образовании, включая Министерство просвещения; этим навыкам стараются уделять внимание все современные школы. Термин «софт скиллс» звучит на каждой конференции, посвященной образованию: «Все об этом говорят бесконечно и внедряют как могут. Проблемы в основном с внедрением. Все понимают важность «софт скиллс», но как это реализовывать, как им обучать — понимают не все».

Остановимся сейчас на нескольких концептуальных вопросах в теме soft skills, о которых рассказали эксперты.

Почему о soft skills сейчас так много говорят?

Алексей Семёнычев, администратор самой большой русскоязычной группы в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)1 по альтернативному образованию (44,5 тыс. участников), основатель проекта «Альтернативное образование в России» и автор книг по методикам семейного образования, рассказал, что soft skills описывают «определенный тип мышления, который стал сильно актуальным последнее время. Почему это произошло? Потому что мир очень сильно меняется, он становится глобальным, более сложным, он переходит из вертикальных связей в горизонтальные. Интернет — пример горизонтальных связей, когда вы, проживая в США, легко можете пообщаться с кем-нибудь из Непала, Москвы или Антарктиды. Язык в данном случае никакого значения не имеет, имеет — только ваше желание пообщаться. Это и есть «софт скиллс», это те навыки, которые нам дают возможность налаживать горизонтальные и продуктивные связи друг с другом».

1Принадлежат Meta, признана экстремистской организацией, запрещена в РФ.

По мнению Семёнычева, горизонтальные связи между людьми — это новый тип отношений, который стал активно развиваться в XXI веке. Это довольно хорошо известные вещи. Например, как договориться друг с другом? Как ненасильственно общаться? Как понимать эмоции человека?

Почему в традиционных школах не находится места обучению soft skills?

Светлана Марзеева, автор проекта «А’бразование», руководитель «Ассоциации семейных школ», член Правления Союза просветителей «Лига образования», считает, что разговор о soft skills — это «способ на современном языке обозначить образовательные потребности и показать направление, в котором нужно менять обучение». Светлана говорит, что главная проблема состоит в том, что «школа умерла как институт обучения, она эффективна лишь как детская камера хранения. Государственные школы в России успешно справляются только с задачей детской передержки. Когда родители уходят на работу, детей надо куда-то девать. А в местах передержки их надо как-то занять. Поэтому каждый предмет изучается предельно теоретически и предельно глубоко. Например, мы все в русском языке изучали отличие союзов от союзных слов. Вы помните сейчас, что это такое? Или в биологии — мельчайшие подробности функционирования организма, со всеми медицинским названиями, типа три вида капилляров, пригодилось вам это? И так в каждом предмете. Школьники перегружены бессмысленным запоминанием, и ни на что другое времени просто нет».

Алексей Семёнычев дополняет обсуждение с другой стороны. Он считает, что научить soft skills в рамках современной (традиционной) школы нельзя, потому что школа исключительно вертикальна: «Зачем нам «софт скиллс», если у нас вертикальные связи как между начальником и подчиненными? Традиционная школа — это вертикальная система. Никакого «софт скиллса» там быть не может, потому что «софт скиллс» строится на уважении друг к другу».

По мнению эксперта, традиционная школа — это система, в которой все, что можно убить в системе soft skills, убито. «Какая там может быть коммуникация, когда учитель сидит и разговаривает с тобой сверху вниз. Умение выбирать — что выбирает ученик в школе? Ничего не выбирает. Умение понимать эмоции — кто его научит там понимать эмоции? Учитель, у которого 30 человек в классе?»

Система оценивания знаний в школе так же не говорит о soft skills. В то же время критическое мышление построено на том, что ребенок должен критически оценивать то, что происходит, то есть иметь собственное мнение. «Я боюсь, что с этим в школе еще хуже. Иметь собственное мнение в школе опасно для здоровья», — говорит эксперт.

Вся окружающая реальность ребенка в обычной школе противоречит многим принципам soft skills. «Прежде чем вводить «софт скиллс», нужно изменить школу», — резюмирует Алексей Семёнычев. После школы, когда люди становятся взрослее и на них перестают давить учителя и школьное окружение, они могут развивать «мягкие навыки» более успешно.

Скрытое содержание образования

Говоря про обучение гибким навыкам в школах, эксперты затронули связь образования и воспитания. Ярослава Кабанова обращает внимание на то, что мы часто забываем, что ребенок находится в школе огромное количество времени, он здесь формируется как личность. Образование — это и обучение, и воспитание. Если мы не ставим воспитание в учебный план, то это все равно делают те взрослые, которые находятся с ребенком в школе: педагоги, тьюторы, все в школе.

«Очень важно, какие люди находятся рядом с ребенком. Функции школы — сформировать круг общения ребенка, заложить основные ценности, понятия, принципы, растить в ребенке личность, чтобы он искал свой путь, помогать ему в поиске пути, помогать ему в развитии, в коммуникации. Потому что это наше общество, которое будет через пять лет; это будет то окружение, в котором мы все будем жить. Мы это будущее и формируем», — говорит Ярослава Кабанова.

Здесь полезно рассмотреть педагогический и методологический термин «скрытое содержание образования».

Алексей Семёнычев прокомментировал связь скрытого содержания образования с обучением гибким навыкам следующим образом: «Ребенку кроме знаний в школе даются другие навыки, которых он не замечает. Когда учитель входит в класс, все должны встать. Ученики общаются с учителями исключительно на вы, называют их по имени и отчеству, а они с ними — на ты и называют исключительно по имени. Ученик обязан слушаться учителя, что бы тот ни сказал. Приходя в класс, ученик не имеет права высказать свое мнение. Так воспитывается в ребенке подчинение, что «мое мнение подождет», а договариваться ни о чем не обязательно, потому что учитель всё решит; что креативить во время урока нельзя, за это могут поставить двойку, надо выполнять тесты, больше ничего, творчества быть не должно».

Скрытое содержание образования

«Специфическая атмосфера, дух школы не в меньшей степени определяют образование, чем набор учебных предметов, предметные специализации, объем изученного материала и т. п. Сущность данного феномена выявляет термин «скрытое учебное содержание» (hidden curriculum), которым пользуются многие западные исследователи. Мне представляется вполне приемлемым термин «скрытое содержание образования». Его можно принять в качестве рабочего определения именно потому, что сама работа по его раскрытию — как теоретическому, так и практическому — будет явно и целенаправленно выводить нас на поиск ответа на вопрос, чему же все-таки учат или чему надо учить в школе. Вместе с исследователями такого скрытого содержания я полагаю, что к нему следует отнести следующие феномены школьной организации:

  • различного рода дифференциацию школьников по способностям, включая наше отечественное изобретение последних лет — классы коррекции и специальные классы для одаренных детей (классы «дураков» и классы «ботанов», как их называют сами дети);
  • структуру реальной власти в школе (тоталитарную или иерархическую, демократическую или либеральную);
  • язык класса или школы (разумеется, не по формальному признаку, а по реально действующим семантике, тону, стилю и объему лексикона);
  • сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик;
  • умение действовать в ситуации контрольной работы или экзамена (не культурные формы поведения в ситуации испытания, а сложившиеся правила списывания, подглядывания, угадывания и т. п.);
  • реальное распределение учебного времени (не по учебному плану или расписанию, а фактически используемого учеником времени — у одних учебное время составляет реально 12 часов в день, у других не наберется и получаса)».

Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни—скрытое содержание образования //Вопросы образования. — 2007. — №. 4. — С. 177–181.

В школе будущего обучение soft skills будет не нужно?

Можно сказать, что эксперты сходятся во мнении, что если в школе будет правильно настроено «скрытое содержание образования», то обучение детей гибким навыкам будет происходить само собой, фактически станет частью школьной жизни.

Светлана Марзеева считает, что не нужно навязывать детям ни «твердые», ни «мягкие» навыки: «Любая школа, которая хочет отвечать веяниям времени, должна избавиться от контролирования и оценивания и помогать ученикам ставить и осваивать их личные образовательные цели, то есть детей в современной школе надо перестать делать объектами образовательной деятельности. Как только они станут субъектами, вопрос про «твердые» и «мягкие» навыки отпадёт сам собой. Не важно, чему учить, важно — кого учить. И от этого зависит — как».

Алексей Семёнычев объясняет, что если на практике будут реализованы принципы, которые разрабатывает альтернативное образование, то фактически это будет означать, что отдельное, специальное обучение в школе гибким навыкам не понадобится. «Софт скиллс», демократическое образование, свободное образование — это часть единой демократической концепции. Если изменить школу так, как это мы планируем в альтернативном, неформальном образовании, никакое обучение «софт скиллс» будет не нужно. Сама система школы, сам метод преподавания каждого учителя, система организации школы — все это уже будет изначально направлено на то, чтобы ребенок рос свободным и независимым. А свобода и независимость сама по себе рождает все «софт скиллс», какие вы можете вспомнить», — говорит эксперт.

Что способно изменить школу, сделать ее лучше? Три лозунга французской революции — свобода, равенство, братство — тут актуальны как никогда. «Школа будущего должна быть как минимум свободной школой, где будут уважать людей, которые туда приходят, которая построена не на насилии. Насилие — это неумение договариваться. А умение договариваться — это «софтскиллсовский» навык. Школа в будущем не должна быть построена ни на насилии над ребенком, ни на насилии над занятиями», — резюмирует Алексей Семёнычев.

Представляем вам 12 российских школ, в которых обучение soft skills уже встроено в образовательную программу.

Об отборе школ и формате их представления

При выборе типов школ для обзора использованы результаты, полученные в ходе проведения исследования «Школа будущего», проведенного аналитическим отделом Фабрики позитивных изменений в первом полугодии 2022 года. В ходе исследования были выявлены ключевые модели школьного образования в России и предложены критерии для их классификации и оценки. Одним из критериев является «ориентация на мягкие навыки».

При выборе конкретных кейсов для данного обзора мы руководствовались рекомендациями экспертов, опрошенных в ходе исследования «Школа будущего».

Получившаяся выборка школ не претендует на репрезентативность, она призвана служить как иллюстрация разнообразных подходов российских школ к обучению мягким навыкам.

Большинство представленных в обзоре школ находятся в Москве и Санкт-Петербурге, так как здесь такие школы появились раньше, чем в других регионах. Кроме того, московские и петербургские школы, как правило, размещают более подробную и свежую информацию на своих сайтах.

Информация о годе открытия, обучении и учебных программах школ дается на основании сведений, размещенных на сайтах школ в интернете и других открытых источниках, максимально близко к формулировкам источника информации.

Информация о включении мягких навыков в учебную программу дается на основании сведений на сайте школы. Чтобы не перегружать материал обзора, здесь приведены только отдельные выдержки и цитаты, которые показывают, какое внимание школа уделяет мягким навыкам. За полной информацией о миссиях, подходах, учебных программах и т.д. нужно обращаться непосредственно на сайты школ.

Обращаем внимание читателей на то, что в ряде случаев из информации на сайте школы невозможно точно понять, работает ли школа в соответствии с ФГОС или нет. Альтернативные школы могут не следовать ФГОС. Также иногда на сайте школы непонятно, какие классы открыты в школе. Часто на сайте школ нет информации о дате открытия школы. Авторы данного обзора и журнал не несут ответственности за неполноту информации на сайтах школ.

Новая школа

Год открытия — 2017.

Обучение

1–11 классы

Учебная программа

Общеобразовательная школа. Стремится как гарантировать своим ученикам достижение определённых академических результатов (например, успешную сдачу экзаменов), так и сохранить гуманистический вектор на самоопределение, развитие личности, внимание к каждому ребёнку, его персональное движение.

О мягких навыках

Миссия школы: дать возможность детям из разных социальных слоев в процессе непрерывного роста, обучения и воспитания проявить и развить свои познавательные, творческие и человеческие способности и в дальнейшем найти наилучшие пути для достижения счастья и полной самореализации в современном обществе, и тем самым внести свой вклад в его развитие. Наша цель — научить детей жить самостоятельно, из авторской позиции, принимать осознанные решения и делать самостоятельный выбор.

Ценности школы: любознательность и развитие; открытость и самоопределение; ответственность и выбор; non nobis solum («не только для себя»); товарищество.

Ссылка

Хорошкола

Год открытия — 2013.

Обучение

Детский сад, прогимназия (1–4 класс), гимназия (5-11 класс).

Учебная программа

Обучение включает в себя как стандартные учебные дисциплины (ФГОС НОО), так и активности, направленные на развитие креативного мышления, эмоционального интеллекта, коммуникативной компетенции, сотрудничества и работы в команде, системного мышления, информационной грамотности. На первый план в учебной программе выходит не только формирование предметной грамотности, но и жизненных навыков (soft skills). Есть опция обучения по программе Международного бакалавриата.

О мягких навыках

Ценности Хорошколы отображаются в портрете хорошкольника. Его вершина — это четыре базовых ценности: осознанность, уважение, ответственность и забота.

Школа компетенций 21 века. «Учусь учиться» на протяжении всей жизни — ключевая компетенция, формируемая в Хорошколе. Развивая критическое и системное мышление, эмоциональный интеллект, формируя информационную грамотность и дизайн-мышление, обеспечивая коммуникацию и кооперацию, мы даем возможность нашим ученикам быстро адаптироваться в стремительно
меняющемся мире.

Ссылка

Смарт скул. Сеть школ и франшиза

Год открытия — 2016.

Обучение

Детский сад, начальная школа, средняя школа. 20 филиалов.

Учебная программа

Образование по стандартам ФГОС, дополненное разнообразными факультативными занятиями. Дети получают комплекс знаний, направленных на развитие жестких и мягких навыков и личностных качеств. В своей работе мы ориентируемся на финскую образовательную модель.

О мягких навыках

В наших школах применяется авторская Smart-методология:

S — Social-emotional intellect — Социально-эмоциональный интеллект

M — Motivation — Мотивация

A — Agile –Адаптивность

R — Responsibility — Ответственность

T — Track — Траектория развития

Мы стремимся научить детей понимать себя, взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения в стремительно меняющемся мире и не отступать перед трудностями.

Ссылка

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Год открытия — 1998.

Обучение

Детский сад, 1–11 классы.

Учебная программа

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

О мягких навыках

Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир — вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.

Почему Вальдорф? Вальдорфская школа интересна тем родителям, которые хотят целостного развития для своего ребенка. За годы школы в человеке важно развивать не только мышление, но и чувства, и волю. В учебном плане вальдорфской школы представлены все предметы: математика, родной язык, литература, история, география, физика, химия, биология, иностранные языки, информатика. Однако, часть предметов имеет целью развитие чувств и воли.

Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, — креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий — толерантность, открытость.

Ссылка

Монтессори-школа Михайловой

Год открытия — 1997.

Обучение

Детский сад (3–6 лет), школа (6–15 лет).

Учебная программа

Развивающий центр — Детский сад — Школа.

О мягких навыках

Миссия школы. C любовью и радостью, в сотрудничестве с родителями, мы помогаем ребенку в его саморазвитии и образовании, тем самым способствуя созиданию общества самостоятельных и ответственных людей.

МшМ — это место, где дети обретают независимость и самостоятельность, родители — сообщество таких же осознанных родителей, спокойствие и уверенность в будущем своих детей, а педагоги, относясь к каждому ребенку с уважением и любовью, становятся проводниками детей в мир счастливых взрослых.

Наши ценности:

  • Особые роли учителя и ученика. Дети и взрослые работают вместе, в атмосфере взаимопомощи и с уважением друг к другу.
  • Непрерывное самообразование и самостоятельность. Воспитание ответственности и независимости как ключ к жизни.
  • Забота о мире, в котором мы живем и который оставим после себя.

В обучении учитываются два полюса развития ребенка: обретение независимости и осознание себя частью коллектива. Дети учатся осуществлять выбор и договариваться с другими.

Ссылка

Школа «Апельсин»

Год открытия — 2008 (?).

Обучение

С 4 лет до 11 класса.

Учебная программа

Программа школы учитывает государственные стандарты и дает возможность сдать все необходимые экзамены. «Апельсин» — школа неформального образования, в которой все решают дети. Школа управляется детским парламентом, который обладает абсолютной властью. Ни одно решение взрослого (директор с учителями не исключение) не имеет силы, если оно не было принято и утверждено учениками. В том числе ученики могут попросить добавить новый предмет в расписание1.

1Что случится, если в школе все будут решать дети. Отрывок из книги А. Мурашева «Другая школа», посвященный школе «Апельсин». https://www.marieclaire.ru/psychology/chto-sluchitsya-esli-v-shkolevse-budut-reshat-deti/

О мягких навыках

Стремление к новому, любознательность, творчество, изобретательность, способность созидать — черты присущие каждому, вне зависимости от возраста. Наша задача состоит в создании условий, в которых эти качества могут проявиться и развиться. Одно из главных умений человека — способность взаимодействовать с другими людьми, с миром, со знаниями, с собой. Этому мы тоже учимся все вместе в «Апельсине».

Мы стремимся к тому, чтобы человек чувствовал себя свободным, чтобы развитие его было разносторонним, чтобы он научился выбирать — как содержание, так и форму.

Именно поэтому в «Апельсине» так много самых разных предметов. Большую часть занятий ученики у нас выбирают сами.

Мы признаем уникальность каждой личности, понимаем, что лучший и главный двигатель образовательного процесса — личный интерес, верим, что одним из основных навыков сегодня являются умение выбирать и умение взаимодействовать — с окружающим миром, с самим собой, со знаниями, с другими людьми и так далее. Наконец, мы уверены в том, что современный урок должен включать в себя все вышесказанное.

Ссылка

Авторская школа KIT

Год открытия — 2014.

Обучение

1–10 классы.

Учебная программа

В программе есть следующие занятия: математика, русский язык, словесность, английский язык, история, биология, география, физика, химия, программирование, а также подготовка к ОГЭ по математике и русскому языку.

О мягких навыках

Наши ученики уверенно строят свой жизненный путь, легко ориентируются в мире и играют с его вызовами.

Школа KIT — это школа:

  • В которой помогают стать человеком, готовым к любому завтра
  • Педагоги школы подбирают педагогические технологии, помогающие детям раскрыться, почувствовать азарт учебы, радость от приобретения новых знаний.

В каждом классе:

  • Занятия по развитию эмоционального и социального интеллекта
  • Много игровой деятельности, направленной на развитие мышления: логического, вербального, системного
  • Проектная деятельность

В школе есть:

  • Поддержка, чтобы разобраться «кто я?», «какой я?», «почему я так поступаю?», «можно ли поступать иначе?»
  • Обучение, чтобы научиться выстраивать свои границы и как эти границы экологично поддерживать

В средней школе ребятам важно самим принимать решения, поэтому мы учим:

  • Понимать свои задачи
  • Управлять своим временем
  • Понимать как, где и когда я могу быть эффективным
  • Планировать и завершать свои дела.

Ссылка

Лицей «Ковчег XXI век»

Год открытия — 1992.

Обучение

Детский сад, 1–11 классы.

Учебная программа

Соответствует ФГОС.

О мягких навыках

Мышление

Не просто «сумма знаний» — авось пригодится! — а вопросы, имеющие мировоззренческое значение для ребенка и подростка, — вот программа нашей школы. Учим думать, а не повторять чужие мысли, и каждый урок у нас — маленькое открытие.

Сотрудничество

На уроках не «сидим и слушаем» — работаем: по одиночке и в командах. Не наблюдаем — делаем сами!

Свобода

Как понимаем это слово? Как возможность самому думать за себя и делать то, что подумал. Слепого послушания не требуем — обсуждаем все правила вместе, даем возможность выбора. Строем не ходим — учим свободе и самостоятельности.

Ссылка

Эпишкола

Год открытия — 1997 (?).

Обучение

1–11 классы (?).

Учебная программа

У школы нет никакого «предметного уклона». Мы стремимся дать ученикам возможность выстроить собственный маршрут образования и освоить интересующие их предметы на высоком уровне. По окончании школы большая часть ре-бят поступает в ведущие вузы Санкт-Петербурга и Москвы.

О мягких навыках

Мы много работаем с самоопределением, пониманием себя, построением социальных навыков каждого ребенка.

Мы строим свою программу по четырем основным направлениям: учим учиться, учим делать, учим взаимодействовать, учим жить:

  • Развиваем критические мышление
  • Учим учиться и делать осознанный выбор
  • Формируем ответственность за свой результат
  • Практикуем работу в команде и умение договариваться

В начальной школе сохраняем естественное любопытство и интерес ребенка, открываем ему мир знаний и прививаем вкус к самостоятельности.

В средней школе создаем пространство для проб, проектной деятельности, проживания различного опыта. Учим нестандартно мыслить и творчески подходить к решению задач.

В старшей школе открываем возможности углубиться в интересующий ученика предмет, получить реальный опыт деятельности вместе с профессионалами из разных сфер и подготовиться к сдаче выпускных экзаменов.

Ссылка

Школа «Айлон» (школа Курбатова)

Год открытия — 2020 (?).

Обучение

На сайте нет информации о классах/ возрасте учащихся, но написано, что данную школу можно закончить и экстерном в 14–16 лет.

Учебная программа

Сочетание классических общеобразовательных предметов с занятиями по развитию сверхспособностей (развитие интуиции, фотографической памяти, скорочтение).

О мягких навыках

Основные задачи и приоритеты школы:

Успех и здоровье каждого ученика

Формирование в каждом ребенке качеств успешной, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и адаптации к рынку труда.

Развитие творческих способностей, актерских и ораторских навыков

Развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта на занятиях по изобразительному искусству, актерскому и ораторскому мастерству, музыке, создание авторского продукта; нравственное развитие и этикет.

Освоение предпринимательских навыков и основ ведения бизнеса

Обучение финансовой и компьютерной грамотности. Освоение предпринимательских навыков, основ ведения бизнеса в процессе развития навыков коммуникации: ведение социальных сетей, создание сайтов, фотосъемка, участие в интервью и других бизнес-коммуникациях.

Ссылка

Семейная школа Орион

Год открытия — 2007 (?).

Обучение

1–9 классы.

Учебная программа

Семейная школа «Орион» — школа на территории семейного сообщества, гармонично встроенная в его жизнь. Наши дети успешно проходят промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

О мягких навыках

Учим с опорой на совместную деятельность детей и взрослых, общие события, ценности и бережные межличностные отношения. Мы гарантируем дружелюбное социальное окружение. Ребенок перестает бояться общения. Он учится коммуникации, решая задачи развития.

Мы учим через игру, проектную деятельность, используем элементы исследовательской работы. Подходы варьируются в зависимости от индивидуальных задач развития ребенка.

Воспитание и ценностное развитие. Мы не только обучаем, но и воспитываем — через неформальные события. Дети выбирают их или организуют с помощью взрослых.

Широкий спектр дополнительного образования и профориентация. Чтобы ребята могли осмысленно выбирать профессию или дальнейшее образование, они участвуют в рабочих стажировках. Это реальная практика на производстве, в технологической или бизнес-организации, где дети учатся работать по-настоящему, осваивают востребованные навыки и примеряют к себе нюансы профессии.

Ссылка

Школа «Белая ворона»

Год открытия — 2016.

Обучение

1–7 классы.

Учебная программа

Ежедневно в расписании школы имеется 3 блока, посвященных:

  • академическому обучению и hard skills,
  • авторским курсам с акцентом на обучение soft skills (Пойми себя; Критическое мышление; Проекты; Тайм менеджмент),
  • развивающим занятиям (Актерское мастерство; Шахматы; Этикет; Спорт).

О мягких навыках

В школе «Белая Ворона» уверены в следующем:

  • Школа должна давать знания без отрыва от реальной жизни, при этом в интересной и увлекательной форме,
  • Ребенку важно получить конкретные навыки: ответственность, критическое мышление, самостоятельность в делах и суждениях, коммуникативность, самоопределение
  • Атмосфера всех лет школьной жизни должна быть безопасной, поддерживающей, комфортной, свободной, с принятием и уважением к каждому.

Ссылка

Зоя Талицкая

Эксперт Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

The School of the Future.

Does it Have the Room for Soft Skills Development?

The so-called soft skills — a set of personal and social skills and qualities — are increasingly becoming the subject of studies and public discourse lately. However, school and University education still remains focused on knowledge. Will the School of the Future place as much emphasis to the development of soft skills as to substantive learning? We are starting a series of publications dedicated to the models of the School of the Future. Our first conversation is about what role the school plays in developing soft skills in children.

From research among engineers to Google employees

Scientists discovered long ago that in-depth knowledge and even good grades at school and the University do not necessarily translate into success in life and career. For example, the National Soft Skills Association of America describes the findings of a study covering several thousand American engineers, conducted more than a hundred years ago, in 1918. Even then, about 85% of engineers cited personal qualities as the most important factor influencing success in an engineering career — compared to 15% citing technical knowledge and skills (Mann, 1918).

Among the much more recent findings is information from Google, which analyzed data on the hiring, career development and dismissal of its employees between 1998 and 2013. The study showed that technical knowledge and skills in the respective field ranked last among the eight most important qualities of the best Google employees. All the seven more important success factors were represented by social skills: being a good mentor; good communication and listening skills; ability to understand others (including recognition of others’ values and perspectives); empathy and support for one’s peers; ability to think critically and solve problems; and ability to establish linkages between complex ideas (Strauss, 2017).

What are soft skills?

The term “soft skills” lacks a clear definition in Russian or in English language. In fact, even though the term “soft skills” prevails, the concept can be described using different names, such as common skills or core skills. This includes skills, abilities, and personality traits that are important and needed in any profession, as well as generally in every person’s life. Typically, soft skills include critical thinking, problem-solving ability, ability to speak in public, work in a team, be a leader, creative thinking ability, and so on. Soft skills are hard to measure, unlike hard skills, that is, knowledge and skills in specific areas and professions.

James Heckman, Nobel Prize winner in economics, dedicated a lot of time to education research, including that in vocational training. He showed that high IQ level only increases a person’s chances of financial success by 1-2%. Instead, soft skills like conscientiousness and diligence, perseverance, and self-discipline are more likely to lead to financial success (Faye, 2016).

In his works on soft skills, Heckman suggests relying on the taxonomy of personal qualities (character traits) used by psychologists dealing with personality development (Heckman, Kautz, 2012). These are the so-called “Big Five” personality traits include: Openness to Experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, and Neuroticism. Russian translations, definitions, and descriptions of these terms can be found in Table 1. This table contains descriptions and explanations of all terms, because some of them do not have easy and unambiguous equivalents in Russian, and the Russian-language sources on soft skills often distort their meaning or inaccurately convey important nuances.

If the “Big Five” personality traits seem too hard to put into operational context, politicians come to the rescue. In 2016, for example, the World Economic Forum in Davos presented ten flexible skills of the future that professionals in every profession will need by 2020 (Gray, 2016):

  1. Ability to solve complex (multi-faceted) problems.
  2. Critical thinking.
  3. Creativity.
  4. Ability to manage people.
  5. Ability to coordinate one’s action with other people.
  6. Emotional intelligence.
  7. Ability to form judgments and make decisions.
  8. Service orientation.
  9. Negotiating.
  10. Cognitive flexibility.

In Russia, an even simpler model called 4C is used. The idea is there are four key competencies starting with “C” that every high school student needs to develop in order to meet the demands of the labor market in the future (Foxford.Media, 2019):

  1. Critical Thinking — the ability to critically evaluate information coming from the outside, to analyze it and to check its validity, to see causal relationships, to discard the unnecessary and highlight the important, to draw conclusions;
  2. Creativity — the ability to think outside the box, to find spur-of-the-moment solutions to problems, to react flexibly to changes;
  3. Communication Skills — the ability to communicate, convey one’s message, hear the others, negotiate;
  4. Coordination — the ability to work in a team, to take on both leadership and rank-and-file functions, to delegate tasks and monitor performance.

Can these skills be taught and evaluated?

Since soft skills are not purely skills, but also character traits, there is much debate in science and education about the extent to which character traits can be influenced or shaped, and how changes in these skills and personality traits can be measured.

Here we can rely on a specialized analytical report published by the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD, 2015). The report focuses on the role of social and emotional skills and presents the results of large-scale longitudinal studies spanning nine countries. Here are some key findings of the study:

Children need a balanced set of cognitive, social, and emotional skills to achieve positive outcomes in life.

Cognitive, social and emotional skills all play an important role in improving economic and social outcomes in people’s lives. At the same time, social and emotional skills interact with cognitive skills, mutually enriching each other and thus further increasing the likelihood of the children achieving positive outcomes as adults.

Teachers and parents can help improve children’s social and emotional skills by building their relationships with children and using hands-on learning techniques.

Contrary to popular misconception, children are not born with a fixed set of abilities. Teachers and parents can play a role in children’s development. Strong parent-teacher-child relationships and the use of real-life examples and hands-on experiences while learning are some of the most efficient approaches to building the sense of independence, responsibility, teamwork skills, and self-confidence in children.

Since “skills breed skills”, early exposure to social and emotional skills may have a greater effect.

Social and emotional skills are more flexible between early childhood and adolescence. Early “investment” in the development of the child’s social and emotional skills is especially important because these skills develop gradually based on past “investments” in them. In addition, people with higher levels of social and emotional skills (e.g., self-confidence and perseverance) are likely to benefit more from further investment in cognitive skills (e.g., math and science lessons).

Social and emotional skills can be reliably measured across cultural or linguistic boundaries.

Social and emotional skills can be reliably measured for different age groups within cultural and linguistic boundaries. This includes personality self-assessment, behavioral qualities and objective psychological tests. Some of these indicators predict a variety of success factors in education, the labor market, and society as a whole.

Soft skills in russian education: the beginning of the conversation

Having identified the range of skills and character traits that can be classified as soft skills, and having made sure that the development of these skills in children can be influenced and measured, we offer a brief look at how Russian schools see the teaching of such skills. To begin with, we must say that the Federal State Educational Standards (FGOS) actually take soft skills into account. For example, the FGOS of basic general education (grades 5-9) states that the following must be provided in the course of education:

  • development of personal qualities necessary for solving everyday and unconventional tasks in order to adequately orient oneself in the surrounding world;
  • shaping a culture of lifelong learning and self-development;
  • personal development of the students, including civic, patriotic, spiritual, moral, aesthetic, physical, labor, environmental education, and recognition of the value of scientific knowledge.

However, education experts agree that both the FGOS and schools working under the traditional educational model do not venture beyond simply declaring the importance of teaching the above-mentioned qualities. That is why we invited representatives of alternative schools and experts in alternative education to talk about soft skills.

Yaroslava Kabanova, director of ILI school (St. Petersburg), says the need for soft skills is widely recognized in Russian education today, including in the Ministry of Education; all modern schools are trying to pay attention to these skills. You can hear soft skills being talked about at every education conference: “Everyone talks about it incessantly and implements it as best as they can. Implementation is the biggest issue. Everybody understands how important soft skills are, but few realize how they can be implemented and taught.”

Let’s focus now on a few conceptual issues related to the topic of soft skills reported by experts.

Why is there so much talk about soft skills today?

Alexey Semyonychev, the administrator of the largest Russian-language Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) group1 on alternative education (44,500 members), founder of the Alternative Education in Russia project, and author of books on methods of family education, says soft skills describe “a certain type of thinking that has recently become highly relevant. Why did this happen? Because the world is changing rapidly, it is becoming global, more complex, it is moving from vertical connections to horizontal ones. The Internet is an example of horizontal connections, where you can easily communicate with someone from Nepal, Moscow or Antarctica, without leaving your home in the United States. Language does not matter in this case, the only thing that matters is your desire to communicate. That’s what soft skills are about. They are the skills that enable us to make horizontal and productive connections with each other.”

1Part of Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms, declared an extremist organization and banned in Russia.

According to Semyonychev, horizontal connections between people represent a new type of relationship, which started developing rapidly in the 21st century. These are pretty well known things. Like, how do we negotiate with one another? How do we communicate non-violently? How do we understand each other’s emotions?

Why is there no place for soft skills training in traditional schools?

Svetlana Marzeyeva, author of the A’ducation project, head of the Association of Family Schools, board member of the League of Educators, believes that talking about soft skills is “a way to identify educational needs in modern terms and to show the direction in which education needs to change.” Svetlana says the school’s greatest problem is that it is “dead as a learning institution; it is only effective as a children’s storage facility. If there is one thing public schools in Russia are good at, that’s ‘keeping’ children. Parents need a place to keep their children at, while they are at the office. And while you keep the children in storage, you have to keep them busy. Therefore, each subject is studied to extreme depths, both theory and practical application. Remember Russian classes, where we studied conjunctions vs. syndetic words? Do you still remember the difference? Or in biology, the minutest details of how the body functions, with all the medical names, like three kinds of capillaries, have you ever used that knowledge? The same is true about every subject. Schoolchildren are overloaded with meaningless memorization, with no time left for anything else.”

Alexey Semyonychev adds to the discussion from the opposite side. He believes it is impossible to teach soft skills in the modern (traditional) school, because that school is based entirely on vertical connections: “Who needs soft skills when we have vertical connections, like those between the boss and his/her subordinates? The traditional school is a vertical system. Soft skills are out of the question there, because soft skills are based on respect for one another.”

According to the expert, the traditional school is a system where everything that can be killed in the soft skills system, gets killed. “What kind of communication can there be when the teacher is sitting up there talking down to you? The ability to choose — what does a student choose in school? He or she doesn’t choose anything. The ability to understand emotions — who’s going to teach them to understand emotions? A teacher who has 30 students in his class?”

The school’s grading system also does not take into account soft skills. Meanwhile, critical thinking is based on the child having to assess critically what is happening around them, that is, have his or her own opinion. “I’m afraid that’s even worse in school. Having your own opinion at school is outright a health hazard,” the expert says.

The whole reality around the child in a regular school goes against many of the principles of soft skills. “Before introducing soft skills, we need to change the school first,” Alexey Semyonychev sums up. After school, when people are older and no longer pressured by teachers and the school environment, they can finally start developing their soft skills with greater success.

The hidden content of education

Speaking of teaching soft skills in schools, experts touch upon the connection between education and upbringing. Yaroslava Kabanova points out that we often forget that a child spends a great amount of time at school, where he or she develops as a person. Education is about teaching as much as about upbringing. If we leave upbringing out of the curriculum, the child still receives it from the adults around him: teachers, tutors, everyone else at school.

“It is very important to have the right kind of people around the child. The school’s job is to develop the child’s circle of communication, to lay down the basic values, concepts, principles, to build up the child’s personality, to help him find his way, to help him in his development, in communication. Because that’s the society we are going to have in five years; that’s the environment we are all going to live in. That’s the future we are shaping,” Yaroslava Kabanova says.

Here it makes sense to consider the pedagogical and methodological term “hidden content of education”.

Alexey Semyonychev commented on the connection between the hidden content of education and soft skills development as follows: “Without even noticing, a child is taught other skills besides knowledge. When the teacher enters the classroom, everyone must stand up. Students talk to their teachers exclusively on formal terms and by their full names, while teachers talk to the kids informally, addressing them by first name only. Students must obey the teacher, no matter what he or she says. Students in class have no right to express their opinions. This results in a child raised into obedience, into “my opinion can wait” attitude. There is no need to learn to negotiate, because the teacher has the last word; you are not allowed to get creative during the class as you may get an “F” for that. Do the tests, nothing else, creativity is not required.”

The hidden content of education

“Education is determined by the specific atmosphere at the educational institution, the ‘school spirit’ as much as it is by the set of academic subjects, specializations, the volume of material taught, etc.

The essence of this phenomenon is revealed by the term “hidden curriculum,” used by many Western researchers. To me personally, the term “hidden content of education” seems quite acceptable. It can be accepted as a working definition precisely because in the very process of revealing its theoretical and practical content, we will inevitably come to answering the question of what is actually taught and what should be taught in school.

I side with the researchers of this hidden content in that it should include the following phenomena of school organization:

  • various kinds of differentiation of students by their abilities, including our domestic invention of recent years — remedial classes and special classes for gifted children (the “fools’ classes” and the “nerds’ classes”, as children themselves refer to them);
  • the real power structure in the school (totalitarian or hierarchical, democratic or liberal);
  • the language of a class or school (not formally, of course, but by the actual semantics, tone, style, and volume of vocabulary in use);
  • the established practice of telling the teacher what he or she expects vs. what the student actually thinks;
  • ability to act in the situation of a test or exam (not the cultural forms of behavior in a test situation, but the established rules of cheating, peeking, guessing, etc.);
  • the actual distribution of study time (not by curriculum or schedule, but by the time actually used by the student — some students really have 12 hours of study time a day, while others don’t have even half an hour).”

Tubelsky, A.N. The way of school life — the hidden content of education // Voprosy obrazovaniya. — 2007. — Issue 4, pp. 177-181.

Will soft skills training be unnecessary at the school of the future?

We can say that experts agree that if the school is properly configured with “hidden educational content”, then children will acquire soft skills naturally, as part of school life.

Svetlana Marzeyeva believes that it is not necessary to impose either “hard” or “soft” skills on children: “Any school that wants to meet the current trends must put aside control and evaluation and focus instead on helping students develop and master their personal educational goals; that is, children in today’s school must cease to be objects of educational activity. As soon they become subjects, the question of “hard” and “soft” skills will fade away by itself. It doesn’t matter what to teach, it matters who to teach. And that determines how they will be taught.”

Alexey Semyonychev explains that if the principles developed in alternative education are implemented in practice, this will effectively mean that separate, special training in school for flexible skills will no longer be necessary. “Soft skills, democratic education, free education are parts of a common democratic concept. If the schools change towards alternative, informal education, as we are planning it, “soft skills” training will no longer be necessary. The school system itself, each teacher’s mode of instruction, the system of school organization — all this will work to ensure that the child grows up as a free and independent person, right from the start. In turn, freedom and independence themselves will give birth to all the ’soft skills’ you can think of,” the expert says.

What can change and improve a school? The three slogans of the French Revolution — liberty, equality, fraternity — are as relevant here as never before. “The school of the future should at least be a free school, which respects every student and is free from any form of violence. Violence is inability to negotiate. And the ability to negotiate is a soft skill. The school of the future should not be based on child abuse or classroom abuse”, Alexey Semyonychev summarized.

Introducing twelve Russian schools that have integrated soft skills training into their curricula.

About the selection of schools and presentation format

The types of schools selected for this review are based on the results of the School of the Future study conducted by the analytical department of the Positive Changes Factory in the first half of 2022. The study identified key models of school education in Russia and proposed criteria for their classification and evaluation. One of the criteria is “soft skills orientation.”

When selecting specific cases for this review, we were guided by the recommendations of the experts interviewed in the School of the Future study. The resulting sampling of schools is not intended to be representative but rather will serve as an illustration of the variety of approaches Russian schools take to soft skills instruction.

Most of the schools presented in the review are located in Moscow and St. Petersburg, because such schools have appeared here sooner than in other parts of the country. Besides, schools in Moscow and St. Petersburg tend to publish more detailed and up-to-date information on their websites. Information about the school opening year, types of instruction and the school’s curriculum is based on information available on the school’s Web site and from other public sources, quoted as close as possible to the source.

Information about the inclusion of soft skills in the curriculum is based on the information on the school’s website. To prevent overloading the review, we only include specific excerpts and quotes showing the school’s emphasis on soft skills. For complete information on missions, approaches, curricula, etc., go directly to the schools’ websites.

Please note that in some cases it is impossible to understand from the information on the school website whether the school works in accordance with the FGOS or not. Alternative schools do not have to follow the Federal State Education Standards (FGOS). The school websites do not always make it clear what classes are available. Often there is no information on the opening date of the school. The authors of this review and the Journal are not responsible for any incomplete information on school websites.

The new school

Opening year — 2017.

Instruction

Grades 1–11.

Study program

General secondary education school. It strives to guarantee both achieving certain academic results (for example, successful examinations) and maintaining a humanistic vector of self-determination, personal development, attention to each child, his or her personal movement.

About soft skills

The school’s mission is to give children from different social backgrounds an opportunity to develop and demonstrate their cognitive, creative and personal abilities through continuous growth, education and upbringing, and eventually find the best ways to achieving happiness and complete self-fulfillment in the modern society, thus contributing to its development. Our goal is to teach children to live independently, based on their authentic positions, to make informed decisions and independent choices.

School values are curiosity and development; openness and self-determination; responsibility and choice; non nobis solum (“not just for yourself”); comradeship.

Link

Khoroshkola (The Good School)

Opening year — 2013.

Instruction

Kindergarten, pro-gymnasium (grades 1-4), gymnasium (grades 5-11).

Study program

The instruction includes both standard academic disciplines (FGOS NOO) and activities aimed at developing creative thinking, emotional intelligence, communicative competence, cooperation and teamwork, systemic thinking, and information literacy. The curriculum is focused not only on subject literacy, but also building soft skills. There is an option to study under the International Baccalaureate program.

About soft skills

The values of Khoroshkola are reflected in the portrait of its student. It is based on four basic values: awareness, respect, responsibility, and caring.

It is the school of the 21st century competencies. “Learning to learn” throughout life is the key competency being developed at Khoroshkola. By developing critical and systemic thinking, emotional intelligence, information literacy and design thinking, communication and cooperation, we enable our students to adapt quickly in a rapidly changing world.

Link

The smart school. A chain of schools and franchises

Opening year — 2016.

Instruction

Kindergarten, elementary school, high school. 20 branches

Study program

Education according to FGOS standards, supplemented by a variety of extracurricular activities. Children receive knowledge aimed at the development of hard and soft skills and personality traits. In our work we are guided by the Finnish educational model.

About soft skills

Our schools use the original SMART methodology:

S — Social-emotional intellect M — Motivation A — Agile R — Responsibility T — Track

We strive to teach children to understand themselves, to interact with the others, to show a flexible response to a rapidly changing world, and to never retreat in the face of difficulties.

Link

The way of the grain Waldorf school

Opening year — 1998.

Instruction

Kindergarten, Grades 1-11.

Study program

The school uses the Waldorf pedagogy adapted to Russian educational standards, which implies:

  • personalization and differentiation of learning;
  • the one-classroom-teacher principle;
  • active engagement of the parents;
  • the main-lesson principle, teaching by “epochs”;
  • an imaginative and artistic approach to teaching;
  • the versatility of education;
  • developing a strong-willed culture through a variety of practical activities;
  • the study of music, painting, eurythmy, introduction to musical instruments, handicrafts;
  • no grade point system.

The curriculum differs significantly from the usual educational curriculum, but it is approved by the Department of Education. In high school, students prepare for the USE and pass it safely.

About soft skills

A freely self-determined, creative person with the health, abilities and strength for conscious choice and self-actualization, who perceives the world holistically and imaginatively — this is the goal of the Waldorf school in working with each child.

Why Waldorf? The Waldorf School is of interest to those parents who want holistic development for their child. During the school years it is important for a person to develop not only thinking, but also feeling and free will. All standard subjects are present in the Waldorf School curriculum: mathematics, native language, literature, history, geography, physics, chemistry, biology, foreign languages, and computer science. However, some of the subjects are aimed at developing the senses and the will.

The main thing is to make sure that a person, after growing up, bravely takes on everything new, feels interest and ability to solve problems in life. One important quality of Waldorf students identified in studies of learning abilities is creativity, non-standard thinking; in studies of social interactions — tolerance, openness.

Link

The Mikhailova Montessori school

Opening year — 1997.

Instruction

Kindergarten (ages 3-6), school (ages 6-15).

Study program

Development Center — Kindergarten — School.

About soft skills

The School’s MISSION. With love and joy, in cooperation with the parents, we help the children in their self-development and education, thus contributing to the creation of a society of independent and responsible people.

The MMS is a place where children gain independence and autonomy, parents gain a community of similarly conscious parents, peace and confidence in their children’s future, and teachers, treating each child with respect and love, become guides for children into a world of happy adults.

Our Values:

  • The special roles of the teacher and the student. Children and adults work together in an atmosphere of mutual assistance and respect for each other.
  • Continuous self-education and independence. Nurturing responsibility and independence as the key to life.
  • Caring for the world we live in and leave behind.

The instruction takes into account the two poles of a child’s development: gaining independence and becoming a part of the collective. Children learn to make choices and negotiate with others.

Link

The Orange school

Opening year — 2008 (?).

Instruction

From age 4 to 11th grade.

Study program

The school’s program takes into account the state standards and gives students an opportunity to take all required exams. The Orange is a school of informal education, where children decide everything. The school is governed by the children’s parliament, which has absolute power. No decision by an adult (the principal and teachers are no exception) is valid unless it has been accepted and approved by the students. Among other things, the students can ask to add a new subject to the schedule1.

1What would happen if children decided everything in school. Excerpt from The Other School, a book by A. Murashev dedicated to the Orange School. https://www.marieclaire.ru/psychology/chto-sluchitsya-esli-v-shkole-vse-budut-reshat-deti/

About soft skills

The desire for new things, curiosity, creativity, ingenuity, the ability to create are the traits inherent in everyone, regardless of the age. Our task is to create the conditions in which these qualities can manifest themselves and develop. One of the main skills a person has is the ability to interact with other people, with the world, with knowledge, with himself. We all learn this together at the Orange, too.

We strive to make people feel free, to develop in many ways, to learn to choose — in both content and form. That’s why there are so many different subjects at The Orange. Most of the classes are chosen by the students themselves.

We recognize the uniqueness of each individual, we understand that the best and main driver of the educational process is personal interest, we believe that one of the main skills today is the ability to choose and the ability to interact — with the world around us, with ourselves, with knowledge, with other people and so on. Finally, we believe that a modern lesson should include all of the above.

Link

KIT author school

Opening year — 2014.

Instruction

Grades 1–10.

Study program

The curriculum includes the following classes: math, Russian, language art, English, history, biology, geography, physics, chemistry, programming, as well as preparation for the GSE in math and Russian.

About soft skills

Our students build their life paths with confidence, navigate the world with ease, and play with its challenges.

KIT School is a school where:

  • you receive help in becoming a person ready for any tomorrow
  • the teachers select pedagogical technologies that help children open up, feel the excitement of learning, the joy of acquiring new knowledge.

Every classroom offers:

  • Classes to develop emotional and social intelligence
  • A lot of play activities, aimed at the development of logical, verbal, systemic thinking
  • Project activities

The school offers:

  • Support, so you can answer the following questions: “who am I?”, “what am I like?”, “why am I doing this?”, “can I do things differently?”
  • Training, so you can learn how to build your boundaries and how to maintain those boundaries sustainably

In high school, it is important for kids to make their own decisions, so we teach:

  • Understanding your objectives
  • Managing your time
  • Understanding how, where and when you can be effective
  • Planning and completing your business.

Link

The 21st Century Ark Lyceum

Opening year — 1992.

Instruction

Kindergarten, Grades 1-11.

Study program

FGOS compliant.

About soft skills

Thinking

It is not just “the aggregate knowledge”, collected “just in case”, but questions of worldview significance for children and adolescents — that’s the program of our school. We teach you to think, not to repeat someone else’s thoughts, and every lesson we have is a small discovery.

Cooperation

We don’t just “sit and listen” in class — we work individually and in teams. We don’t watch — we do it ourselves!

Freedom

How do we understand this word? It is about being able to think for yourself and do what you thought. We don’t demand blind obedience — we discuss all the rules together and give you the opportunity to choose. We don’t march in formation — we teach freedom and independence.

Link

Epischool

Opening year — 1997 (?).

Instruction

Grades 1 — 11 (?).

Study program

The school has no “subject specialization.” We strive to give students an opportunity to build their own educational routes and master the subjects that interest them most. Upon graduation, most of the children enter the leading universities of St. Petersburg and Moscow.

About soft skills

We work a lot on self-determination, self-understanding, and building each child’s social skills.

We build our curriculum around four main areas: we teach how to learn, we teach how to do, we teach how to interact, and we teach how to live:

  • Developing critical thinking
  • Teaching how to learn and make informed choices
  • Developing responsibility for your performance
  • Practicing teamwork and negotiation skills

In elementary school we preserve the child’s natural curiosity and interest, open up the world of knowledge, and instill a taste for independence.

In middle school, we create a space for trials, project activities, and living different experiences. We teach out-of-the-box thinking and creative problem solving.

In high school, we open up opportunities for the child to delve deeper into a subject of interest, to gain real-world experience with professionals from various fields, and prepare for final exams.

Link

The Aylon School (The Kurbatov school)

Opening year — 2020 (?).

Instruction

The school website offers no information about grades/age of students, but it says that one can graduate as an extern at the age of 14-16.

Study program

Combination of classical general education subjects with classes to develop superpowers (development of intuition, photographic memory, speed reading).

About soft skills

The main tasks and priorities of the school:

The success and health of each student

To form in each child the qualities of a successful, morally and physically healthy personality, capable of successful socialization and adaptation to the labor market.

Development of creative abilities, acting and public speaking skills

Development of creative abilities and emotional intelligence in the visual arts, acting and public speaking, music, developing authentic products; moral development and etiquette classes.

Learning entrepreneurial skills and basics of business

Financial and computer literacy training. Mastering entrepreneurial skills, basics of business, while developing communication skills: maintaining social media, creating websites, taking pictures, participating in interviews and other business communications.

Link

The Orion Family School

Opening year — 2007 (?).

Instruction

Grades 1–9.

Study program

Orion Family School is a school within the family community, one that is harmoniously integrated into its life. Our children successfully pass interim and final state certification.

About soft skills

We teach with the support of joint activities of children and adults, sharing events, values, and caring interpersonal relationships.

We guarantee a friendly social environment. The child stops being afraid of communication. He or she learns communication by solving developmental problems.

We teach through play, project activities, and use elements of research work. Approaches vary depending on the child’s individual developmental goals.

Upbringing and value-based development. We not only teach but also develop the children through informal events. Children choose what events to participate in or organize them with the help of adults.

A wide range of additional education and career guidance activities is available. The kids participate in work placements so they can make a conscious choice of a profession. This is an actual internship at a production, technology, or business organization, where the children learn how to work for real, master highly demanded skills and try on the nuances of the profession.

Link

The White Crow school

Opening year — 2016.

Instruction

Grades 1–7.

Study program

Every day the school’s schedule has three blocks dedicated to:

  • academic learning and hard skills,
  • original courses with an emphasis on soft skills training (Understand Yourself; Critical Thinking; Projects; Time Management),
  • developmental classes (Acting; Chess; Etiquette; Sports).

About soft skills

The White Crow School is confident in the following:

  • The school should provide knowledge without disconnecting from real life, but in an interesting and engaging way,
  • It is important for the child to acquire specific skills: responsibility, critical thinking, independence in action and judgment, communication, self-determination
  • The atmosphere of all years of school life should be safe, supportive, comfortable, free, with acceptance and respect for everyone.

Link

Zoya Talitskaya

Expert, Gladway Foundation for the Development of Media Projects and Social Programs

Список источников

1. Фоксфорд. Медиа. (2019) Soft skills – что это такое и где этому научиться. Режим доступа: https://media.foxford.ru/soft-skills/ (дата доступа: 16.05.2022).

2. Mann, C. (1918) A Study of Engineering Education. Boston: The Merrymount Press.

3. Strauss, V. (2017) The surprising thing Google learned about its employees — and what it means for today’s students. Retrieved from: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/ (accessed 16 May 2022).

4. Faye, F. (2016). If You’re So Smart, Why Aren’t You Rich? Bloomberg. Retrieved from: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2016-12-22/if-you-re-so-smart-why-aren-t-you-rich (accessed 15 May 2022).

5. Heckman, J. J. & Kautz, T. (2012). Hard evidence on soft skills. Labour Economics,19 (4), 451–464. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2012.05.014

6. Gray, A. (2016) The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. Retrieved from: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (accessed 16 May 2022).

7. OECD (2015). Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills. OECD Skills Studies. Paris: OECD Publishing. http:// doi.org/10.1787/9789264226159-en.

8. OECD Skills Outlook. Retrieved from: https://www.oecd-ilibrary.org/education/oecd-skills-outlook_e11c1c2d-en (accessed 16 May 2022).

9. National Soft Skills Association (NSSA). Retrieved from: https://www.nationalsoftskills.org/ (accessed 16 May 2022).

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood

Что такое доказательные практики в социальной сфере

Позитивные изменения
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Болезнь грязных рук Болезнь грязных рук

Как защитить ребенка от гепатита А и что делать, если он ее уже под хватил?

Лиза
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Как обучается нейросеть и кто был первым полярным исследователем?

Вокруг света
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Открыть в приложении