Пожилые родители: как их понять и простить
В начале жизни забота родителей — условие нашего выживания. И став взрослыми, мы не перестаем хотеть, чтобы они нас любили. Только вот получается это не всегда. Но выход есть.

Казалось бы, родительская любовь должна «выдаваться» по праву рождения, но часто разница между тем, как родители чувствуют ее и как проявляют, колоссальна. Обесценивание успехов, тотальный контроль, сравнение с другими — может показаться, что все это не имеет ничего общего с любовью. Но так ли это?
«В моем детстве никакой психологии не было, средством воспитания был только отцовский ремень, — говорит 64-летняя Надежда. — И ничего, как-то выросли». Под лозунгом «как-то выросли» сменяли друг друга целые поколения. В результате многие родители недодали детям заботы и принятия не потому, что не хотели, а потому, что не могли: никто языку родительской любви их не научил.
Не последнюю роль в этом сыграла идеология советской власти, воспевавшая коллективный труд
«Безопаснее было не выделяться из общей массы и не проявлять эмоций: в СССР вообще отрицалось право человека иметь проблемы нематериального свойства, — рассказывает гештальт-терапевт Екатерина Мороз. — Поощрять и хвалить детей принято не было: чтобы „не перехвалить“ и чтобы не переставали усердно трудиться. Об эмоциональной вовлеченности родителя и интересе к опыту ребенка и речи не шло».
Отсутствие родительской любви и поддержки может иметь, по словам эксперта, и другие причины: например, когда родители ставили свои интересы выше интересов детей или когда были слишком погружены в работу. Еще одна причина кроется в элементарном недостатке собственных внутренних ресурсов из-за стресса, проблем и переживаний.
Сын маминой подруги
Чтобы заслужить родительскую любовь, надо сильно постараться — с таким убеждением выросли многие из нас. Даже став взрослыми, мы ищем родительского одобрения, мимолетной похвалы или доброго слова, пытаемся что-то доказать, чтобы почувствовать свою ценность. Совсем как дети, приносящие свои рисунки из детского сада в ожидании, что их похвалят. Но мама не хвалит: «А вот у Петровых сын в твоем возрасте…»
«Ребенок показывает очередной рисунок в надежде, что что-то изменится, но каждый раз его настигает разочарование, — комментирует психотерапевт Ольга Мартынова. — Из-за этого желание что-то доказать только усиливается. Это замкнутый круг, в котором мы можем оказаться и в пять, и в пятнадцать, и в пятьдесят лет».