Уже этой осенью в МГТУ им. Баумана соберут и подготовят к старту солнечный парус

Популярная механикаНаука

В космос под парусом

Уже этой осенью в МГТУ им. Баумана соберут и подготовят к старту солнечный парус, который унесет и поставит на нужное место на околоземной орбите два спутника – миссию «Ярило». О том, как устроены солнечные паруса, и о тонкостях парусной навигации в космосе нам рассказал инженер космических аппаратов, участник проекта «Ярило» Николай Неровный.

Текст: Анастасия Шартогашева

На Николае: куртка Aeronautica Militare; рубашка, джинсы Tom Tailor; ботинки ECCO; часы «Слава Мир»

Солнечные паруса во многом похожи на корабельные. Вместо ветра они используют давление солнечного света на зеркальную поверхность, но и те и другие позволяют двигаться вперед без затрат энергии и легко маневрировать. И недостатки у солнечных парусов те же: малая грузоподъемность и ускорение. Но если на море паруса давно уступили место двигателям, то в космосе их, похоже, ждет большое будущее. Есть расчеты, согласно которым парусный космический корабль – это очень удобное средство для путешествий к астероидам и обратно – например, с грузом добытой там руды.

Убрать мачты

В отличие от корабельных, солнечные паруса запросто обходятся без такелажа. Существуют варианты каркасных солнечных парусов, но, по словам Николая, проблем с ними больше, чем с бескаркасными – гелиороторными, которые удерживает в расправленном состоянии не мачта и реи, а центробежная сила. Миссия «Ярило» поднимет как раз такой роторный парус – всего две лопасти, в неактивном состоянии намотанные на катушку, в расправленном – распростертые и кружащиеся. Отсутствие направляющих позволяет предельно облегчить парус. Всю его массу составляет тонкая (12 микрон) полоска полиимидной пленки с алюминиевым напылением – той же, из которой шьют «одеяла»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении