Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механикаСобытия

Сила света

Текст: Александр Грек

Если вам за сорок и 6 сентября 1997 года вы были в Москве, то наверняка помните грандиозный концерт, посвященный 850-летию столицы, – тогда пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр на Воробьевых Горах показал светомузыкальное шоу Oxygen. По официальным данным, его посетило 3,5 млн зрителей, по неофициальным – около 5 млн. Все, кто мог передвигаться на своих ногах, были там.

«Я могу назвать тот концерт одним из важнейших в своей жизни, – вспоминал музыкант. – Я играл перед тремя с половиной миллионами людей! Когда выступаешь перед такой огромной аудиторией, где бы ты ни находился, это невероятно. Но в России было вообще что-то безумное, неописуемое. Полученные эмоции можно сравнить с тем, каким мог бы быть концерт разве что на Луне!»

Юный Александр Ус тогда приехал с друзьями пораньше, расположился недалеко от главной башни и наблюдал вблизи весь процесс подготовки шоу, пультовую установку и работу невиданных гигантских слайдовых диапроекторов, которые и проецировали изображения на главный корпус МГУ. В приборах присутствовала хитрая механика, позволяющая «оживлять» слайды, создавая иллюзию движения – проплывающих рыб, падающих капель дождя.

Большинство людей, пришедших в индустрию светоинсталляций, точкой отсчета называют концерт на Воробьевых горах. Но понимание, что свет – нечто, что может гипнотизировать, парализовать, полностью менять атмосферу вокруг, пришло к Александру немного позже – на выступлении Ильи Лагутенко с электронным перформансом в клубе «Гауди» в начале 2000-х. В какой-то момент концерта включили «джараги» (JARAG) – флеш-панели, создающие желтый ламповый свет. «И он ударил мне по глазам, – вспоминает Александр. – Я встал, как парализованный светом фар олень. Был поражен настолько, что артист на ходулях попытался увести меня от моей девушки – она выловила меня уже где-то под его плащом. Я до сих пор не нахожу дна у этой темы: ничто так не меняет пространство в мире, как свет».

Ничто так не меняет пространство в этом мире, как свет. Ты находишь заброшенный завод, ставишь пару прожекторов, включаешь лазер, пускаешь дым – и создаешь магию. Александр Ус основатель и креативный директор компании Sila Sveta, одной из самых крупных компаний мира, занимающихся световыми, видеои аудио инсталляциями.

Залетные

«В индустрию мы буквально залетели, причем как-то сбоку: я не получал специального образования, не искусствовед и не световик, – говорит Александр. – Мы с товарищами шли по наитию, были страстно увлечены тем, что делаем. Нас словно на крюке тащил интерес проецировать большие изображения: казалось, что это очень круто – менять здания одним нажатием кнопки».

В 2005 году знакомый предложил поработать с китайским прибором HOPS (Huge Outdoor Projection Systems), сделанным по принципу тех же проекторов, что и у Жан-Мишеля Жарра, но гораздо проще. Слайды были, конечно, не обычные – такая большая бобина с цветной пленкой. Пленка от мощных ламп горела, пришлось на военном заводе раздобыть специальное жаропоглощающее стекло, которое использовалось при производстве танков. Но еще до этого стекла пришлось пройти огромный путь проб и ошибок. Например, автоматика китайских проекторов строилась на магнитных переключателях. Чтобы они сработали, приходилось в нужном месте гигантского слайда приклеивать небольшой кусок разрезанной жестяной банки. И не каждая банка подходила.

В один прекрасный день машины наконец заработали, и друзья начали их продавать. Однако приборы регулярно ломались, их приходилось ремонтировать. Однажды по незнанию Ус продал несколько штук бандитам – в итоге едва удалось избежать физического насилия. Приятели решили завязать с продажей и сосредоточиться на том, ради чего они пришли в этот бизнес, – создании шоу. К 2006 году они научились объединять слайдовые проекторы в «стаи» и светить на здания.

Ручная работа

«Мы начали мотаться по городам с нашими проекторами – и оказались в нужное время в нужном месте. Все сложилось очень удачно, – вспоминает Александр. – Это сейчас появились мультимедиахудожники, которые владеют разными технологиями, знают все про свет, проекцию, видеоконтент, лазеры и stage design, "сбивают" их в какую-то форму. Но 15 лет назад такого понятия, как мультимедиаарт, не было».

Больше всего друзьям нравилось «оживлять» архитектуру, накладывая изображения на стены. Начинали с аналоговых слайдовых проекторов, по большей части это была ручная работа. Приборы перед зданиями расставлялись под разными углами – надо было понять, как исказится картинка, и скорректировать ее. Когда светишь сбоку, кадр меняет соотношение сторон, растягивается в трапецию. Чтобы скомпенсировать искажение, требовалось сфотографировать здание с того ракурса, с которого будет смотреть зритель, в фоторедакторе наложить фото на слайд и сжать кусок изображения в обратную сторону трапеции – то есть сделать отрицательную трапецию. «В это время нас воспринимали как безобидных чудаков: хотят посветить – да ради бога», – смеется Александр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
Палочка о двух концах, или Противоречивая история корицы Палочка о двух концах, или Противоречивая история корицы

Корица и её противоречия

Вокруг света
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
Археологи обнаружили в Помпеях гробницу с мумией Археологи обнаружили в Помпеях гробницу с мумией

Испанские археологи открыли в Помпеях гробницу с мумифицированными останками

N+1
Кодекс поведения робота Кодекс поведения робота

В чем заключаются ключевые проблемы взаимодействия человека и ИИ

Популярная механика
Почему наш мозг так хорошо чувствует себя в отпуске Почему наш мозг так хорошо чувствует себя в отпуске

Наш мозг уже отдыхает в процессе ожидания отпуска

Популярная механика
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Выбираем самый дорогой автомобиль в мире: много гиперкаров и одна машина для пикников Выбираем самый дорогой автомобиль в мире: много гиперкаров и одна машина для пикников

Сколько стоит самая дорогая в мире машина?

Playboy
Байкальская ловля нейтрино Байкальская ловля нейтрино

Новый глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкале

Популярная механика
Почему у пожилых людей портится характер? Почему у пожилых людей портится характер?

Почему с пожилыми людьми сложнее ладить и действительно ли причина в возрасте

Psychologies
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Стыд и срам: за что в СССР травили Корнея Чуковского Стыд и срам: за что в СССР травили Корнея Чуковского

Услышав, что говорят о его сказках, Чуковский возмутился

Cosmopolitan
Побег с аэродрома Побег с аэродрома

Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механика
Как Райан Рейнольдс заставил нас сочувствовать коду в фильме «Главный герой» Как Райан Рейнольдс заставил нас сочувствовать коду в фильме «Главный герой»

История про побочного персонажа компьютерной игры, который вдруг обрел чувства

GQ
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
«Святая» Мария: как выглядит канадка-фрик с безразмерной попой и грудью «Святая» Мария: как выглядит канадка-фрик с безразмерной попой и грудью

Эта канадка благодаря многочисленным модификациям тела

Cosmopolitan
Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
Последняя публичная казнь через отсечение головы гильотиной во Франции: история одного фото Последняя публичная казнь через отсечение головы гильотиной во Франции: история одного фото

В 1939 году в Версале казнили серийного убийцу, немца Эжена Вейдмана

Вокруг света
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Alizade – о фристайле, независимости и пристальном внимании Alizade – о фристайле, независимости и пристальном внимании

Alizade о том, как она научилась фристайлить

GQ
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Вокруг солнца Вокруг солнца

Круглый стол с Идой Галич, Даней Милохиным, Аней Pokrov и Артуром Бабичем

Cosmopolitan
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Позор и одиночество Моники Левински: как сложилась жизнь любовницы Клинтона Позор и одиночество Моники Левински: как сложилась жизнь любовницы Клинтона

Секс-скандал с президентом США Биллом Клинтоном перевернул жизнь Моники Левински

VOICE
Новый главный Новый главный

Самый большой, сложный и мощный космический телескоп в истории

Популярная механика
Почему королевская семья боялась Меган Маркл. Фрагмент новой книги биографа принцессы Дианы леди Колин Кэмпбелл Почему королевская семья боялась Меган Маркл. Фрагмент новой книги биографа принцессы Дианы леди Колин Кэмпбелл

Отрывок из книги Колин Кэмпбелл «Меган и Гарри: подлинная история»

Esquire
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Почему мы так говорим: «газетная утка» Почему мы так говорим: «газетная утка»

Газетные утки – куда отвратительней медицинских. Отчего их так прозвали

Maxim
Андроид-чемпион Андроид-чемпион

Как роботы защищают честь российского футбола

Популярная механика
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений» 10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

В картинах благоверного католика Босха зашифрованы убеждения тайного еретика

Вокруг света
Открыть в приложении