Пандемия как катализатор прогресса
Аналитическая компания Rethinkx, специализирующаяся на автомобильной индустрии, подготовила интересный доклад, описывающий наше самое ближайшее будущее. Он шокирует.
В 1985 году телекоммуникационный гигант AT&T нанял консалтинговую фирму, чтобы спрогнозировать уровень продаж мобильных телефонов Nokia к 2000 году. Консалтинговая фирма заявила, что Nokia будет иметь около 900 тысяч абонентов в течение 15 лет. Но через это время телефонами Nokia пользовались 109 миллионов человек. Компания ошиблась в 121 раз. Поэтому современные прогнозы о влиянии электромобилей и солнечной энергии на традиционные отрасли промышленности могут не соответствовать реальной картине через 10–15 лет.
К тому же пандемия COVID-19 сработала в качестве мощного катализатора. Ситуация изменяется быстрее и значительнее, чем предполагалось ранее. По словам аналитика рынка и исследователя Тони Себа, который также является автором книг «Чистый прорыв в энергетике и транспорте» и «Солнечные триллионы», спрос на нефть и автомобили достиг своего пика уже в 2019 году. Серьезные сбои, вероятно, приведут к тому, что спрос скоро рухнет. Продажи автомобилей во многих странах начали падать. «Это будет иметь быстрые, нелинейные и непропорциональные финансовые последствия», – говорит Себа. С началом пандемии многие люди теперь работают на дому.
«Последнее десятилетие может стать самым разрушительным в истории. На технологическом фронте мы увидим массовые сбои», – говорит Себа. Он выделяет четыре ключевые технологии: солнечные, литий-ионные аккумуляторы, электромобили и беспилотные транспортные средства. Их конвергенция приведет к «суперразрушению» традиционных энергетики и транспорта.
Чистая экономика/экономия
Стоимость литий-ионных аккумуляторов падает. Она снизилась с 500 долларов за 1 кВт·ч в 2014 году до 250 в 2018-м и, по прогнозам, упадет ниже 100 долларов за 1 кВт·ч к 2023 году из-за огромных инвестиций. В 2014 году было всего три мегазавода по производству литий-ионных аккумуляторов мощностью 50 ГВт. В феврале 2020 года заработал уже 121 завод, который выпускает литий-ионные аккумуляторы общей мощностью 2200 ГВт.