Одушевленная материя Филипа Бизли
Каменная, деревянная, стальная архитектура тысячелетиями создает среду существования людей, обеспечивает укрытие и движение, но сама остается неподвижной. Филип Бизли уверен, что в XXI веке настает эпоха живой архитектуры. Синтез материаловедения и химии, искусственного интеллекта и даже биологии позволяет вспомнить древнюю концепцию одушевленной материи и вступить с ней в симбиоз.
Архитектура разговаривает на языке форм. Вообразите здание в виде сферы: известно, что эта фигура заключает в себе максимальный объем при наименьшей площади поверхности. Такой дом укажет на желание его создателей сэкономить материалы и свести к минимуму взаимодействие внутренней среды с внешним миром, сократить потоки энергии, проходящие через границы стен. Сделайте сферу кубом – это будет примерно то же самое, но с учетом удобства строительства и использования материалов. Живые биологические структуры редко сохраняют такую строгую геометрическую форму, запертую от мира. Представьте амебу, медузу или морскую звезду с их подвижными конечностями и неопределенными очертаниями. Вспомните тонкие щетинки фильтрующих организмов, которые улавливают в воде питательные вещества. Их форма зыбка и подвижна. Их поверхность невероятно сложна и динамически меняется, адаптируясь к изменчивой внешней среде. И если неживая архитектура устремлена к созданию неподвижного – каменного, деревянного, стального – панциря, заключающего в себе жизнь, то биологическая «архитектура» организмов сама является частью жизни.
Живая архитектура
Уроженец Великобритании, Бизли получил образование в Канаде, так что в итоге окончательно осел в западном полушарии. «Изобразительному искусству я учился в Университете Куинс, технологиям – в Колледже Хамбер, архитектуре – в Университете Торонто», – говорит он. В Торонто Бизли вырос до мировой знаменитости: здесь он преподает, здесь работает в своей студии, где умудряется совмещать совершенно практические, реализованные в камне архитектурные проекты с созданием футуристических инсталляций и скульптур, которые раскрывают его представления о «живой архитектуре» будущего. Трудно сказать, что выходит лучше: художественные идеи Бизли получили весьма широкое признание, принесли ему массу престижных премий и создали имя. Но сначала был гилозоизм.