Три самых известных музея в Переделкине: дома Пастернака, Чуковского и Окуджавы

ПолкаКультура

«Полка» на выходе: музеи Переделкина

Лев Оборин

Дом творчества писателей в Переделкине. Библиотека. Здесь и далее фотографии Жанны Татаровой

В последнее время Переделкино стало важной точкой на российской литературной карте: здесь заработал обновлённый Дом творчества, в котором проходят писательские, переводческие и исследовательские резиденции. Не прекращают работу и музеи писателей, живших в посёлке в XX веке. «Полка» начинает серию материалов о сегодняшнем Переделкине рассказом о трёх самых известных музеях: домах Бориса Пастернака, Корнея Чуковского и Булата Окуджавы.

Переделкино — свидетельство литературоцентризма XX века. «Городок писателей», появившийся в 1930-е, — большой социальный эксперимент, который выглядел как награждение литературных генералов: достаточно вспомнить сцену из «Мастера и Маргариты», где обделённые дачами писатели МАССОЛИТа яростно сплетничают о тех, кому повезло больше. Посёлок был местом одиозных склок, сценой трагедий (в 1937 году отсюда на «воронках» увезли 25 человек) — но и местом, где родились блистательные стихотворения Пастернака и поздние книги Чуковского, проза Окуджавы и Искандера: все они жили здесь и освещали Переделкино своей любовью. Литературных генералов сталинской формации сменили шестидесятники, тех — неофициальные авторы 1970–80-х, получившие признание в постсоветские годы.

Дом творчества писателей в Переделкине. Библиотека
Дом творчества писателей в Переделкине

В последнее время Переделкино снова на слуху: в посёлок вернулась актуальная литературная жизнь. Это связано с возрождением Дома творчества писателей: он появился в 1955 году, и на протяжении десятилетий сюда приезжали в творческие командировки советские авторы — в том числе такие как Арсений Тарковский, Ольга Берггольц и Ираклий Андроников. В 1990-е Дом творчества постепенно пришёл в запустение, и только в прошлом году началось восстановление: здесь сделали ремонт, обновили библиотеку, запустили масштабную программу творческих резиденций. У этой вполне западной по духу программы — советская родословная, хотя условия, в которых жили советские писатели, по сравнению с нынешними кажутся аскетическими. «Мы сейчас ещё на переходном этапе, — рассказывает директор Дома творчества Дарья Беглова. — Полноценно все пространства Дома творчества начнут работать весной следующего года». Она добавляет: «Возможно, золотой век Переделкина ещё впереди: на почве прежних историй, мифов, написанных здесь вещей появится место чистого творчества — без оглядки на машины, которые стоят и сторожат во дворе».

Дом творчества писателей в Переделкине. Парадная лестница в старом здании

Переделкинские дачи и Дом творчества в советское время — разные миры: обладатели дач были небожителями, которым «простые» писатели завидовали. «Пересекались только в парке и на прогулках по улице Серафимовича, это так называемая генеральская аллея, — рассказывает заместитель директора Дома творчества Борис Куприянов. — Там было фланирование, можно было пообщаться с кем-то из «больших писателей». Сегодня в большинстве писательских дач живут современные авторы или семьи прежних жителей. Дом творчества и переделкинские музеи также ведут независимую друг от друга жизнь — хотя и поддерживают отношения. Дома Пастернака и Чуковского сейчас — отделы Государственного литературного музея; для дома Булата Окуджавы его вдова Ольга Арцимович добилась статуса федерального музея. «Полка» побывала в этих трёх музеях, чтобы расспросить об их истории и узнать, что происходит в них сейчас.

Дом-музей Бориса Пастернака

Дом-музей Бориса Пастернака. Переделкино, улица Павленко, 3

В «Записках об Анне Ахматовой» Лидия Чуковская рассказывает, как в дни травли Пастернака отправилась его навестить: «Я свернула на шоссе, потом на улицу Пастернака, имеющую наглость именоваться улицей Павленко». Переделкинская топонимика — отголосок представлений Союза писателей СССР о литературном каноне: наряду с улицами Гоголя и Лермонтова здесь есть более представительные улицы Горького, Серафимовича, Погодина, Тренёва — и да, Петра Павленко, сценариста «Падения Берлина» и одного из преследователей Мандельштама, Павленко из любопытства ходил посмотреть, как Мандельштама допрашивают.

Хотя улица нового имени так и не получила, в этом году в её начале открыли сквер Пастернака. Сделали это Анатолий Чубайс и Авдотья Смирнова — многолетняя подруга Елены Пастернак, внучки поэта. На открытии сквера Смирнова рассказывала, что её дед, писатель Сергей Смирнов, был одним из организаторов травли Пастернака в 1958 году: «Конечно, никаким сквером нельзя искупить причинённого горя. И никакими словами нельзя горе сделать несбывшимся. Но можно что-то сделать для того, чтобы смягчить, хотя бы через поколение, причинённое друг другу горе». Она продолжает: «Все, кто знает историю посёлка Переделкино, знает, какие здесь разворачивались драмы, как здесь строились и рушились дружбы, браки, сколько здесь было и предательств, и мужества… Мне кажется, что в новом времени можно это всё транспонировать в другую тональность, тональность соседства. И этот сквер — он по соседству». Здесь высажены деревья, упомянутые в «переделкинских» стихах Пастернака.

Дом-музей Бориса Пастернака. Гипсовый бюст работы Елены Мунц — модель первого памятника Пастернаку, установленного в 2009 году в Перми

Когда заходишь на пастернаковский участок, все соображения о топонимике исчезают: вы попадаете в хрестоматийную картинку. Дача Пастернака построена по типовому проекту, в Переделкине таких домов несколько. Но она кажется совершенно уникальной. Её облик, её значение в жизни Пастернака общеизвестны. Странно предположить, что здесь могло не быть музея Пастернака — но на самом деле его созданию предшествовала долгая и драматичная борьба.

Телевизор «КВН-49»

Пастернак получил дачу в Переделкине в 1936 году, одним из первых. В письме Ольге Фрейденберг он вспоминал: «Достраивались эти писательские дачи, которые доставались отнюдь не даром: надо было решить, брать ли её, ездить следить за её достройкой, изворачиваться, доставать деньги». Поначалу Пастернаку досталась другая дача — в дом на улице Павленко он переехал только в 1939-м. Образы переделкинского дома и самого Переделкина с 1940-х, когда Пастернак вернулся к стихам, постоянно возникают в его поэзии: «Летний день», «На ранних поездах», «Я кончился, а ты жива…», «Иней», «Август». Именно в Переделкине Пастернак писал «Доктора Живаго», именно сюда к нему приехал Серджо Д’Анджело, чтобы получить рукопись романа для передачи издательству Feltrinelli. Здесь Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии: на известной фотографии он поднимает рюмку вина и чокается с Корнеем Чуковским в переделкинской гостиной. (В этой комнате сегодня полностью воссоздана обстановка, бывшая при Пастернаке; те самые рюмки стоят в том самом буфете.) Здесь он переживал свою опалу и предательство друзей. Наконец, здесь он в 1960 году умер: над постелью Пастернака сохранены серые узорчатые обои, на стене напротив — посмертная маска, в окне — сосны.

На архивном снимке — Борис Пастернак 24 октября 1958 года, на следующий день после присуждения ему Нобелевской премии. На стене — графические работы Леонида Пастернака, отца поэта

Полную историю дачи после 1960 года можно прочитать в статье снохи поэта Елены Владимировны Пастернак1 ⁠ — последней работе, которую она успела подготовить. После смерти Бориса Леонидовича многие хотели побывать в его доме: жена Пастернака Зинаида Нейгауз и другие члены его семьи поддерживали здесь неофициальный музей. Притом выселение угрожало Пастернакам все эти годы. «Имя Пастернака после Нобелевской премии и «Доктора Живаго», конечно, было в опале, — рассказывает научный сотрудник музея Елена Лурье. — И все эти тяжбы шли на протяжении многих лет, а наверху был сохранён тот вид кабинета, который был при жизни Пастернака. И если внизу шла обычная жизнь, то наверху проводили экскурсии для тех, кто любил стихи Пастернака, приезжал сюда специально». Иногда эти экскурсии вёл Евгений Борисович, старший сын поэта, иногда его жена Елена Владимировна. В 1980-е, после смерти пасынка Пастернака Станислава Нейгауза, тяжбы между наследниками поэта и Союзом писателей приняли особенно острую форму. Больше всех заботился о спасении дома Евгений Борисович Пастернак: в «пятилетку пышных похорон», когда генсеки сменялись один за другим, он исправно писал каждому новому советскому руководителю о необходимости устроить пастернаковский музей. Но в октябре 1984-го Евгений Борисович заболел и не смог появиться на очередном судебном заседании. Бюллетень, объясняющий уважительную причину, в суде потеряли. «И этим суд воспользовался мгновенно, вынеся решение о принудительном выселении», — говорит Елена Лурье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
РПП: как лечить расстройства пищевого поведения РПП: как лечить расстройства пищевого поведения

Что такое РПП, какие они бывают и можно ли их вылечить

РБК
Бенкендорфы Бенкендорфы

Род Бенкендорфыов был известен благодаря Александру, душителю свобод

Дилетант
Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство

Почему все больше людей интересуется приобретением современного искусства

РБК
Развеиваем мифы о профессии декоратора Развеиваем мифы о профессии декоратора

Чем занимается декоратор?

GQ
Список Кельтнера: 15 вопросов, которые покажут, есть ли у вашей любви будущее Список Кельтнера: 15 вопросов, которые покажут, есть ли у вашей любви будущее

15 вопросов, ответы на которые покажут, достойны ли ваши отношения Зала славы

Cosmopolitan
Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения

Невероятные трансформации азиатских девушек

Cosmopolitan
«Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса»

Отрывок из книги Стивена Пинкера о достижениях человечества в борьбе с болезнями

N+1
Как живут люди с расстройством пищевого поведения Как живут люди с расстройством пищевого поведения

О причинах развития булимии, ее симптомах и о том, как помочь

GQ
Как разные страны избавились от рабства Как разные страны избавились от рабства

Как Великобритания, Гаити, Занзибар, Мексика и Мавритания сбрасывали оковы

Maxim
Агентство, студия, фриланс: какого подрядчика выбрать и как ему платить Агентство, студия, фриланс: какого подрядчика выбрать и как ему платить

Агентство, микроагентство, фриланс — чем они отличаются

Inc.
Они нам правда нравились? Красавчики из латиноамериканских сериалов Они нам правда нравились? Красавчики из латиноамериканских сериалов

Когда-то постеры с их лицами висели у нас над кроватью

Cosmopolitan
«Мы идем в гору» «Мы идем в гору»

Основательница группы «Новые Самоцветы» Инна Маликова о будущем проекта

OK!
Блогерский счет: как бум частных инвесторов изменил жизнь финансовых инфлюенсеров Блогерский счет: как бум частных инвесторов изменил жизнь финансовых инфлюенсеров

Что изменилось в работе блогеров вместе с бумом частных инвесторов?

Forbes
Человек мира: 5 памятников Юрию Гагарину, установленных в необычных местах Человек мира: 5 памятников Юрию Гагарину, установленных в необычных местах

Памятники Юрию Гагарину можно найти по всей Земле

Playboy
Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог

Ты тоже могла сталкиваться с тяжестью в ногах, характерным «гулом», отеками

Cosmopolitan
Гимнаст Никита Нагорный — Forbes: «Помню, как заработал первые 100 000 рублей» Гимнаст Никита Нагорный — Forbes: «Помню, как заработал первые 100 000 рублей»

Гимнаст Никита Нагорный — о том, как запускал стартапы в незнакомых сферах

Forbes
Место большой свободы. Марта Кетро — о том, что общего у «Живого журнала» и «квартала красных фонарей» в Гамбурге Место большой свободы. Марта Кетро — о том, что общего у «Живого журнала» и «квартала красных фонарей» в Гамбурге

Марта Кетро — как блог-платформа стала социальным лифтом для ее обитателей

Esquire
Талисман: как правильно выбрать камень, который принесет тебе удачу? Талисман: как правильно выбрать камень, который принесет тебе удачу?

Как выбрать камень, который подойдет именно тебе?

Cosmopolitan
Наталия Мещанинова — о праве на «не хочу» и спасении в стендапе Наталия Мещанинова — о праве на «не хочу» и спасении в стендапе

Режиссер и сценарист сериала «Пингвины моей мамы» — Наталия Мещанинова

РБК
Топ-5 самых странных моментов бондианы Топ-5 самых странных моментов бондианы

Даже в фильмах о легендарном спецагенте есть киноляпы

Maxim
Что будет, если смешать помаду и тон, и еще 5 рецептов по созданию косметики Что будет, если смешать помаду и тон, и еще 5 рецептов по созданию косметики

Самую лучшую косметику ты можешь создать в домашних условиях

VOICE
Все о матери Все о матери

Пенелопа Крус — об опыте материнства и традиционных ценностях

Glamour
Майкл Холл – о возвращении Декстера, новом мире и сторонних проектах Майкл Холл – о возвращении Декстера, новом мире и сторонних проектах

Интервью с Майклом Холлом — о новом сезоне «Декстера» и своем персонаже

GQ
Гаджеты из прошлого: топ-6 крутых устройств, вызывающих прилив ностальгии Гаджеты из прошлого: топ-6 крутых устройств, вызывающих прилив ностальгии

Гаджеты, которые оставались в тренде годами, если не десятилетиями

CHIP
«В нашем мозгу непонятно каким образом записан весь мир» «В нашем мозгу непонятно каким образом записан весь мир»

Игорь Кричевер: мехмат ничем не отличается от творческих вузов наподобие МХАТа

Наука
10 самых разочаровывающих туристических достопримечательностей мира 10 самых разочаровывающих туристических достопримечательностей мира

Оказывается, в мире полно туристических мест, которые стоит облетать стороной

Maxim
Театральный продюсер Евгения Шерменева о творчестве в пандемию и театре в инстаграме Театральный продюсер Евгения Шерменева о творчестве в пандемию и театре в инстаграме

Театральный продюсер Евгения Шерменева — о театре, видео и дискретности времени

СНОБ
Чем раньше, тем успешнее. Как диагностика раннего развития ребенка поможет ему избежать проблем в будущем Чем раньше, тем успешнее. Как диагностика раннего развития ребенка поможет ему избежать проблем в будущем

Как отслеживать физическое и психологическое развитие ребенка

СНОБ
Указка как символ: 12 фильмов о романах учителей и учеников Указка как символ: 12 фильмов о романах учителей и учеников

12 фильмов о запретной любви учителей и учеников

Cosmopolitan
Открыть в приложении