Почетный гость: как искусственный интеллект и диджитализация изменят наши любимые рестораны в будущем
Рестораны и кафе оказались сферой, по которой сильнее многих других ударил коронакризис — и одновременно подтолкнул к стремительному развитию. Как изменится индустрия общепита и при чем тут Big Data, рассказывает Александр Сысоев, основатель Российского Ресторанного Фестиваля, автор гастрономического канала «СысоевFM» в «Яндекс.Дзене».
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/g6j/bka/dy8/1phwpoiqkmawfs7chgj6nfw/k3zf0t2p.jpg?v=2&temp_url_sig=EEKRkU5WQ5JpkSK3M1NIyQ&temp_url_expires=1739826117)
Когда я начал развивать «Афиша-Рестораны», в которую входила система онлайн-бронирования SmartReserve, многие были настроены категорично: никто не будет бронировать столы через приложение, все привыкли звонить. Онлайн был тем стоп-словом, которое могло закончить любые приятные переговоры, а «люди приходят за атмосферой и едой, которую нельзя передать дистанционно» и «наша еда не предназначена для доставки» — главными тезисами. Последние два месяца вычеркнули эти фразы навсегда.
![01b9586f652fe611214a6b72e1c229b6.png](https://cs.kiozk.ru/content/article/g6j/bka/dy8/1phwpoiqkmawfs7chgj6nfw/ola835.jpg?v=2&temp_url_sig=YvN4pBcPbFAArhX7SJk84A&temp_url_expires=1739826117)
Сегодня многие рестораторы готовы продолжать опыты с digital-инструментами и после окончания пандемии. Успешные зум-ужины от White Rabbit Family, где Анатолий Казаков и Владимир Мухин готовили сами и с приглашенными иностранными звездами, будут продолжаться. По словам Казакова, они провели более ста ужинов: «Хоть люди уже совсем скоро смогут ходить в рестораны, зум-ужины мы будем устраивать и дальше. А еще запустим smart kitchen — можно заказать блюда из меню и собрать их дома по четкой видеоинструкции от шеф-повара». Паста из Probka на Цветном, которую до этого невозможно было представить в боксе у курьера, катается по всей Москве и останавливаться не собирается. Сайты доставки появились практически у всех, а наклейки «Яндекс.Еды» теперь есть у всех заведений с логотипом «СысоевFM».
В начале апреля я уже дал десять советов для ресторанов на своем канале в «Яндекс.Дзене», которые разлетелись по всей стране. Конечно, приятно видеть, как многие группы берут на вооружение мои идеи — индустрия уже давно прошла шаг «принятие» и начала адаптироваться. В ближайшие месяцы (и годы) будут актуальны две вещи, и о них я хочу рассказать подробнее.