Почему весь мир пересаживается на велосипеды и самокаты?
Апокалипсис в Китае, партизанская война в США, революция в Германии и Россия на пороге неизвестности – так сегодня можно описать мир велосипедов и самокатов. Двухколесная техника из детских игрушек превратилась в один из главных двигателей прогресса и готовится изменить наш мир
Фантасты заставили человечество поверить в то, что будущее за летающими машинами, но пока мечтатели смотрели в небо, оказалось, что истинный транспорт XXI века гораздо более приземлен. Начало нового тысячелетия стало временем транспортной революции, основанной на идее микромобильности – тотального распространения велосипедов и самокатов.
Избавленные от неповоротливости автомобильных концернов «двухколесные стартапы» первыми впитали главные тренды современного мира – повсеместную электрификацию, борьбу за экологию и спрос на шеринг, – после чего начали наступление по всем фронтам.
Мегаполисы наводнили сервисы проката велосипедов, логика которых была проста: если человека на каждом углу будет ждать доступный для аренды через приложение велосипед, это облегчит ему передвижение по городу.
Конечно, речь не о поездках в аэропорт или торговый центр на окраине, а о так называемом последнем километре – необходимости доехать от дома до метро или от офиса до ресторана. Велосипед преподносился как спасение от пробок, потери времени и загрязнения окружающей среды. И это звучало логично, тем более что города, построенные задолго до изобретения машин, явно не справлялись с постоянно растущим автомобильным трафиком.
Настоящий бум начался в 2014 году, когда в Китае появились стартапы Mobike и Ofo, предложившие возможность начинать и заканчивать аренду велосипеда не на специальных станциях, а в любой точке города. Уже через три года в этой индустрии вращались миллиарды долларов, а в головах внезапно озолотившихся стартаперов – мысли о мировом господстве.
К 2017 году Ofo – изначально проект студентов Пекинского университета – привлек более $2,2 миллиарда и нарастил свой велопарк до 10 миллионов байков. «Я чувствую огромную энергию в вашем стремлении сделать движение в городах более зеленым, эффективным и веселым», – говорил после поездки на велосипеде Ofo глава Apple Тим Кук, а эксперты гадали, запустит ли «фруктовая компания» свой байкшеринг. Но энергии хватило ненадолго.
Сегодня Ofo – это миллионы разочарованных абонентов и закрытые офисы по всему миру. Еще недавно процветавший бизнес байкшеринга оказался финансовой пирамидой масштабов МММ.
По разным оценкам, в империи Сергея Мавроди было от 5 до 20 миллионов вкладчиков, в виртуальной очереди пользователей Ofo на данный момент 13 миллионов человек, каждому из которых компания должна вернуть депозит, равный $14, и такой суммы у оператора нет, как нет и $10 миллионов, которые с него требуют производители велосипедов.
«Сейчас совершенно очевидно, что велопрокат – это глупейший бизнес, в который попробовали войти умнейшие мозги Китая».
Так сказал в интервью Reuters владелец разорившейся байкшеринговой компании 3Vbike Ву Шэньхуа, и с ним готовы согласиться многие.
Велоимперии работали на хайпе: пока число абонентов росло в геометрической прогрессии, правительство давало экологичному велотранспорту льготы, а инвесторы исправно несли свои деньги, система функционировала. Но дальше случился коллапс: конкуренция и война тарифов привели к тому, что цена аренды упала ниже рентабельности, а улицы оказались буквально заваленными велосипедами разных сервисов (на пике транспортной революции в Китае одновременно работало 77 компаний).
Чтобы не утонуть в разноцветных байках, как жадный раджа в золоте, мегаполисы были вынуждены ввести жесткие ограничения и отправить тысячи велосипедов на специальные свалки, где транспорт будущего гниет до сих пор.
«Расчет был на то, что операторы сначала наводнят миллионники, а потом пойдут по городам второй очереди, но те, увидев, что даже Шанхай не справляется с байкшерингами, просто не пустили их. Пирамида держалась на росте и, когда он остановился, рухнула», – подытоживает сооснователь компании BearBike, а также бренд-менеджер Forward Игорь Губарев.
Так закончилась велосипедная сказка, но уже на подходе новая. В Америке бешеными темпами развивается прокат электроскутеров. Два лидера рынка – Bird и Lime – всего за один год прошли путь от стартапов из Кремниевой долины до компаний стоимостью более чем $2 миллиарда. Их взлет до мелочей повторяет истории велосипедных аналогов. Есть и первые признаки надвигающейся проблемы.
Сервисы уже настолько перенасытили самокатами улицы Сан-Франциско, что часть местных жителей объявила им войну: они ломают, выбрасывают или пачкают скутеры, чтобы сделать их использование невозможным. Но пока инвесторы верят в успех. Bird и Lime без труда привлекли $300 и $400 миллионов соответственно на новый амбициозный проект – выход на европейские рынки. Впрочем, закрепиться там будет непросто: если в США скутерам противостоят партизанские отряды горожан, то в Старом Свете борьба пойдет на федеральном уровне.
Эксперты делят современную транспортную революцию на три этапа: уберизация, байкшеринг и, наконец, прокат электрических скутеров. Европейские столицы, уже столкнувшиеся с первыми двумя последствиями этого процесса, к третьему относятся очень настороженно, и если раньше пиратские методы выхода на рынок иногда срабатывали, то теперь шансов мало.
Несколько лет назад Mobike и Ofo пытались перенести свой сервис в Лондон, просто выставив на улицы 10 тысяч е-байков, но встретили жесткий отпор городских властей и вынуждены были свернуть бизнес. Похожее вторжение, только от сервисов скутер-шеринга, недавно пережил Париж.
Как только центр города стал зарастать брошенными тут и там самокатами, в столице Франции были введены заградительные меры.
Сегодня операторы должны платить за каждый зарегистрированный в своей системе скутер €60 в год. Цель – оставить на рынке только крупных игроков, которые готовы не только бесконечно плодить технику, но и обслуживать ее.
«Конечно, микромобильность меняет инфраструктуру городов, и китайский пример показывает, что бывает, когда они оказываются не готовы к этим переменам, но ни в Европе, ни в России повторить велосипедную пирамиду не получится, потому что здесь нет такого количества людей, – считает Игорь Губарев. – Когда нет миллиардов китайцев, которые приносят по копеечке, эта схема просто не работает. Существует разумная инициатива продавать сервисы байкшеринга самим городам, предлагая их в качестве нового вида общественного транспорта, ведь вся система стоит как два троллейбуса, но пока все упирается в проблему с обслуживанием техники. Даже московский байкшеринг с хорошей и постоянно растущей зоной покрытия, качественными велосипедами и вменяемой тарифной сеткой все равно работает в минус».
Еще одна проблема – безопасность микромобильного транспорта. Именно количество аварий с участием прокатных самокатов заставило год назад власти Мадрида в трехдневный срок аннулировать тысячу лицензий на этот сервис, а Барселону и Лондон – запретить эксплуатацию такого транспорта. Каждый город старается выработать свои правила, но единого мнения нет, ведь путаница существует даже в понятиях.
«Некоторые думают, что е-байк – это когда ты сел, нажал кнопку и поехал, но на самом деле электромотор здесь для другого: он не везет вас сам, а просто помогает крутить педали, позволяя не уставать на подъемах и не потеть по пути на деловую встречу», – поясняет создатель вело-компании Triton Bikes Дмитрий Нечаев.
Именно в этом принципиальная разница между электрическим велосипедом и электрическим мотоциклом – еще одним бурно развивающимся видом транспорта. В Японии компании Suzuki, Honda, Kawasaki и Yamaha создали консорциум, чтобы выработать единые стандарты аккумуляторов и зарядных станций для общей инфраструктуры. Показали свои «электрички» мотогиганты из Европы и Америки – KTM и Harley-Davidson. И даже наш «Калашников» заряжает уже не только автоматы, но и электромотоцикл собственной разработки под названием UM-1, который пока, впрочем, еще только проходит тесты.
Главными различиями велосипеда и мотоцикла всегда были скорость, вес и, конечно, наличие у одного из них двигателя внутреннего сгорания. Появление электромотора размыло эту границу. Сегодня не сложно разогнать велосипед до 100 км/ч или сделать ультраоблегченный мотоцикл, поэтому разграничения вводят законодательно.
В Германии, где в 2017 году было продано 500 тысяч е-байков, а в 2018-м – уже 900 тысяч (каждый третий новый велосипед – с мотором), деление простое: все, что ездит со скоростью до 30 км/ч, может эксплуатироваться на правах обычного велосипеда, но если максимальная скорость выше, байк надо ставить на учет, вешать на него номер и мириться с запретом на перевозку ребенка даже в специальном кресле и защитном шлеме. Впрочем, и в этом случае ездить быстрее 45 км/ч он не должен.
Чем выше скорость, тем мощнее должен быть не только двигатель, но и все остальные узлы: тормоза, трансмиссия, колеса, подвеска, рама. «На некоторые е-байки уже ставят ABS», – говорит Нечаев. Такие «невелосипедные» технологии привлекают в педальный мир новых производителей. Моторы делают не только велогиганты Shimano, Specialized и Rocky Mountain, но также Bosch, Yamaha и Panasonic. Ведут разработки на тему микромобильности и автокомпании, которым чем-то придется компенсировать возможное снижение продаж городских машин.
В этом году на автосалоне в Женеве Škoda представила электровелосипед Klement, названный в честь одного из основателей марки, которая по иронии судьбы в конце XIX века начинала свою историю как раз с педальной техники.
Электромотор меняет не только сам велосипед, но и области его применения. Помимо решения проблем городского трафика e-байки задают новые тренды в туризме.
«Мы с интересом следим за развитием электровелосипедов, – говорит глава французской туристической компании Club Med в России Оливье Монсо. – У нас 19 горнолыжных курортов в Альпах, где летом такой транспорт может открыть много новых возможностей. Если раньше выдержать велопоездку в горах могли только спортсмены, то теперь она по силам даже детям. На шести курортах у нас работают инструкторы по маунтинбайку, а на самом современном Les Arcs Panorama с этого лета есть тренировки и велопрогулки на электровелосипедах».
Изменили свой взгляд на электровелосипеды и спортсмены. «Еще пять лет назад, приезжая в европейские байк-парки, я с удивлением смотрел на изредка появлявшиеся там «электрички», – говорит чемпион России по фокроссу Иван Кунаев. – Но как же быстро все изменилось! Если первые электробайки весили около 30 кг и мало подходили для спорта, то сегодня они «похудели» на треть и получили геометрию гоночных собратьев, что позволяет не ограничивать себя в их использовании. При этом благодаря наличию электромотора отпадает необходимость выбирать трассы только рядом с подъемниками. Можно с легкостью отправляться на трейлы, на которые раньше приходилось подниматься несколько часов пешком. Сегодня существуют даже соревнования для электрической техники – в EWS (Enduro World Series) добавили отдельную категорию».
Большие изменения переживает и традиционный велосипед. У него увеличиваются диаметр и ширина колес, появляется электронно-управляемая подвеска, беспроводные переключатели скоростей, исчезают тросики, цепь заменяется ремнем. «Показательный тренд – появление на чемпионате мира по даунхиллу велосипедов, рамы которых частично напечатаны на 3D-принтере, причем из титана, – рассказывает велодизайнер Александр Николаев. – Новые технологии облегчают выход на рынок интересным стартапам, в том числе российским: уже хорошо известна в мире компания Triton, специализирующаяся на титановых велосипедах, активно развиваются производители, работающие с карбоном, – Pushka Bikes и Bjorn bicycle components».
Из детской игрушки велосипед и самокат на наших глазах становятся взрослым транспортом, и это не только изменение структуры рынка, но и культурный сдвиг. «Основной тормозящий фактор в России – не климат и не дефицит велодорожек, а то, что велосипеды просто негде хранить, – уверен Игорь Губарев. – Как только появится достаточное количество парковок, число велосипедистов на улицах тут же вырастет». В этом отношении можно обратить внимание на Токио, где на 100 жителей приходится 74 велосипеда, причем не прокатных, а личных. Там очень строгие правила парковки, препятствующие развитию шеринга, но прекрасная инфраструктура с роботизированными паркингами. Ведь, как бы ни был удобен велосипед на улице, держать его дома готовы не все.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl