Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире
С 2022 года правительства Испании, Голландии и Франции предпринимают активные попытки ограничить «темные кухни». С чем связаны санкции, как они отражаются на мировом рынке доставки готовой еды и на каких рынках сейчас больше шансов у новых проектов, рассказывают основатели сети облачных кухонь «Твоe место» Артур и Елизавета Цыкуновы
Европейский запрет и глобальный рост
В начале 2023 года Барселона утвердила ограничение на размещение в городе dark kitchen. Теперь «темные кухни» смогут работать только в промышленной зоне на окраине максимально далеко от жилых районов, а операторам разрешено открывать только одну локацию в радиусе 400 м. До этого в 2022 году борьбу с ними начали в Амстердаме и Роттердаме, затем члены городских советов других голландских городов также проголосовали за прекращение развития доставки. В Париже с отраслью борются уже с помощью суда, чтобы выселить «темные кухни» из центра.
Основная причина таких ограничений в городах Европы — жалобы жителей, которые во время пандемии наблюдали головокружительное развитие служб доставки еды. Как следствие, появилась угроза сохранения традиционных магазинов и кафе по соседству, снижение качества жизни из-за отходов и шума от самих кухонь и повышение угрозы на дорогах из-за большого числа курьеров. Проблемы возникли потому, что инфраструктура европейских городов оказалась не готова к перенасыщению пунктами доставки. Кроме того, на рынок доставки в Европе повлияло то, что представители среднего класса после окончания пандемии предпочли вернуться к привычным походам за продуктами и в рестораны, а не продолжают так же активно заказывать еду на дом. Пока от ограничений больше всего пострадали dark stores: о своем намерении уйти из Франции и Испании уже заявили сервисы Getir и Flink — крупные компании, которые пришли в Европу в 2020 году в разгар пандемии.
Пока «темные кухни» законодательно закрываются только в некоторых городах Европы. В остальном мире некоторые крупные проекты тоже сталкиваются с проблемами, которые, как правило, связаны с убыточностью выбранной бизнес-модели, а не внешними запретами. Например, американская сеть ресторанов быстрого питания Wendy’s весной 2023 года объявила о закрытии своих dark kitchen в США, которые она стала развивать в пандемию вместе со стартапом Reef Technology. Причина — число посещений ресторанов сети вернулось на допандемийный уровень, и теперь стоимость содержания «темной кухни», работающей только на доставку, оказалась слишком высокой по сравнению с традиционной моделью быстрого питания.
В то же время, по данным Statista, в 2023 году количество пользователей доставки еды по всему миру составляет 1,9 млрд человек, то есть уровень проникновения уже сейчас — 25,2%. А по оценке Market.us, рынок доставки еды ежегодно будет расти на 12% и в 2032 году его объем составит $483,9 млрд.
Что влияет на мировое развитие рынка доставки
Основной фактор, который способствует развитию рынка доставки еды, — рост работающего населения. Он формирует запрос на оптимизацию времени. По данным Международной организации труда, женщины составляют не менее 47% мировой рабочей силы, а мужчины — 72%. Из-за напряженного графика люди отдают предпочтение онлайн-сервисам доставки еды. Также на изменение потребительских привычек влияет урбанизация и улучшение качества жизни. Интерес к сегменту ready-to-eat повышается со стороны миллениалов и зумеров.
Еще один фактор, который позволяет надеяться на расширение отрасли, — это снижение барьеров для входа на рынок доставки для проектов в формате dark kitchen. В последние три года в мире активно распространяется модель облачных кухонь, основанная на шеринг-экономике. Это отдельные оборудованные цеха под одной крышей, которые позволяют нескольким брендам по производству и доставке еды готовить блюда.
На рост доставки готовой еды также влияет, с одной стороны, заинтересованность венчурных инвесторов в таких проектах, с другой — желание брендов расширяться и наращивать мощности. Например, в 2021 году фонд SoftBank инвестировал $415 млн в дубайскую сеть cloud kitchen Kitopi. В конце 2022 года американская сеть облачных кухонь экс-главы Uber Трэвиса Каланика CloudKitchens закрыла инвестиционный раунд в размере $850 млн от Microsoft. В апреле 2023 года венчурный фонд Winter Capital и ряд других инвестировали $36,5 млн в индийский стартап cloud kitchen Curefoods. Мировые бренды также помогают развивать рынок. К примеру, Starbucks стал партнером проекта Каланика и в 2023 году планирует запустить доставку на одной из кухонь, так как хочет расширить ее за пределы традиционных магазинов.