Почему трудным детям не хватает поддержки старших
Порой трудным детям так не хватает поддержки старших. Нет, не родителей или учителей, а тех, кто старше их всего на несколько лет. И учится с ними в одной школе
Вы часто восхищаетесь современными подростками? Их видом, досугом, образом мысли, направленностью не мечтаний и болтовни, а практических, самостоятельных, не инициированных родителями и другими взрослыми дядями и тетями действий, приводящих к конкретным, однозначно положительным результатам? Вот и я тоже нечасто. Поэтому, узнав эту историю, немедленно делюсь с вами и ей, и своим восхищением.
Назовем подростка Павлом, а пришедшую ко мне на профориентацию девушку, от которой я всю эту историю услышала, — Вероникой. Каюсь, тогда я ей просто не поверила — решила, что она не то чтобы врет, но сильно преувеличивает. Однако школа, в которой происходили описываемые события, находится в зоне моего доступа, и возможность проверить была. Учительница все факты подтвердила, но, поскольку с юридической и педагогической точки зрения там все неоднозначно, попросила не указывать школу и не называть настоящих имен.
Итак, время основного действия — пять лет назад. Обычная школа, которая хотя и изображает какой-то там уклон, но по сути является вполне дворовой. Обыкновенный третий класс с обыкновенной, в меру доброй и в меру задерганной учительницей средних лет. В классе есть мальчишка, который с самого начала звезд с неба не хватал и всегда был не прочь отвлечься от урока, побегать и похулиганить на переменках и на продленке, а в начале третьего класса будто с цепи сорвался. Одного мальчика толкнул, и тот ушиб коленку. У девочки сломал линейку и все высыпал из портфеля на пол. На уроках мог выкрикнуть что-то дурацкое и несусветное. Однажды, когда учительница хотела забрать у него дневник или что-то другое, полез с ней в драку.
Дети жалуются учительнице и своим родителям. Родители требуют принять меры, оградить детей от социально опасного типа. Дети сплачиваются против хулигана и чувствуют поддержку взрослых за своей спиной. Если он молчит, его провоцируют. Он тут же слетает с катушек. «Хорошие детки» несутся к учительнице: «Плохиш! Плохиш! Ату его!»
Мальчишку песочат там и тут, он смотрит в пол и молчит. Учительница, в общем-то, незлая, она спрашивает:
— Васенька, да что с тобой такое стряслось? Зачем же ты деток обижаешь?
Васенька, естественно, по-прежнему смотрит в пол.
Родители негодуют.
Школьный психолог проводит с Васей индивидуальную беседу, на которой мальчик, как мы уже догадываемся, смотрит в пол и молчит. Затем приходит в класс и ведет разговор вроде бы о том, что надо жить дружно, но фактически все дети по очереди встают и рассказывают, как Вася их бил и обижал, а он стоит у доски рядом с учительницей и слушает.
Единственный друг Васи еще с детского сада вдруг вскакивает и бешено и невнятно кричит:
— А чего они?! А чего они все сами?!
А потом плачет и убегает из класса.
Психолог бежит за ним — что, в общем-то, правильно: здесь неразбериха, а там маленький ребенок один и в аффекте, а растерянная учительница остается расхлебывать совершенно тупиковую и злобно-глупую ситуацию.
Вызывают мать Васи. Мать со всем соглашается, но в основном смотрит в пол и молчит.
— Уберите от наших деток этого психа, — требуют родители.