Почему «режим гоблина», пермакризис и газлайтинг сопровождают нас весь 2022 год
Словами года, по версии разных словарей, в 2022 году стали «режим гоблина» (goblin mode), «пермакризис» — от permanent («постоянный») и crisis («кризис») — и «газлайтинг» (gaslighting). Практикующий психолог Валентин Оськин объясняет, почему именно эти термины так точно отражают все, что мы пережили за последние 12 месяцев
Пермакризис как крах взаимосвязанных систем
Выражение «режим гоблина» «Оксфордский словарь английского языка» выбрал словосочетанием года. По версии словаря Collins словом года стал «пермакризис» , а издатели американского толкового словаря Merriam-Webster назвали посчитали таковым понятие «газлайтинг». Почему именно они?
Последние три года привычная реальность перестраивается. Происходит это резко, трудно и болезненно. Глобальные перемены затрагивают как отдельного человека, так и все человечество. Пермакризис — одно из значимых слов в этом году, фактически означает перманентный, постоянный, хронический кризис, происходящий во многих сферах жизни всего человечества.
Концепция пермакризиса происходит из современной теории систем, где утверждается, что однажды кризис может стать настолько сложным, что его течение и финал будут непредсказуемы. Французский философ Эдгар Морен, в своей книге 2008 года «On Complexity» утверждает, следующее: человечество достигло такого уровня глобализации процессов, а ее поддерживающие системы стали настолько сложны и взаимосвязаны друг с другом, что выход из строя одной из них влечет за собой немедленное разрушение и перестройку всех остальных.
Книга была издана более десяти лет назад, и говорилось в ней о поликризисе, т.е. множественном кризисе связанных систем. А уже в этом году факт комплексного и длительного кризиса стал признаваться на разных уровнях — европейский политический центр пишет о пермакризисе в Европе, ВОЗ признает усиливающийся, несмотря на все меры, кризис в как здравоохранении, так и в других областях жизни — связанный как с пандемией, так и с иными глобальными процессами. Пожалуй, это то, что делает поликризис пермакризисом — длительность, неуправляемость, непредсказуемость. И текущий кризис заставляет задуматься о новой реальности — с чем человечеству придется сталкиваться, к чему стремиться, чего достигать.
Но что чувствует человек находясь в такой изменчивой, непостоянной, все более хаотичной среде? Постоянная тревога из-за неизвестности, неопределенности даже самого ближайшего будущего, злость от бессилия перед обстоятельствами, и от того не имеющая выхода — вот что обычно чувствуют люди, рассказывающие психотерапевту о своем отношении к происходящему в последние три года. Оказавшийся в такой ситуации человек обычно нуждается в поддержке, в ясности, что и для чего делать, в понимании того, как будут развиваться события и его собственная жизнь. Самый простой способ получить такую ясность — не искать самостоятельно, а обратиться к другим людям, к авторитетам, к уважаемым источникам информации, в конце концов к кому то кто выглядит и говорит уверенно и четко.
Газлайтинг как глобальный процесс
Газлайтинг — один из видов насилия, где основные методы — это убеждение жертвы в собственной неадекватности, сумасшествии, а цель — тотальный контроль насильника над жертвой. За последнее десятилетие этот термин стал астрономически популярным, и стал словом 2022 года. Во многом этому помог успех движения #MeToo, которое показало, как жертвы самого разнообразного насилия систематически осуждаются, не находят поддержки, встречаются с дискредитацией, стыжением и недоверием. Термин «газлайтинг» стал популярным среди множества людей, интересующихся вопросами психического здоровья, писателей политиков, исследователей культуры, философов и психологов.