Почему Airbus отказался от выпуска самого вместительного пассажирского самолета
Airbus объявил о прекращении производства самолета A380 с 2021 года. Самый вместительный в мире пассажирский самолет, на который европейский авиаконцерн делал ставку в начале XXI века, оказался не востребован авиарынком. Почему миру стали не нужны столь большие самолеты и каковы перспективы России на рынке самолетов с широким фюзеляжем, объясняет независимый авиаэксперт, редактор Телеграм-канала Boltanka Алексей Хазбиев.
Когда-то разработка и производство сверхвместительного самолета A380 начались в расчете на повышенный спрос в странах Персидского залива. На исходе 1980-х и в 1990-е годы, стремясь как-то диверсифицировать свою экономику, некоторые арабские монархии собирались ускоренно развивать собственные авиакомпании — именно тогда появились Emirates и Qatar Airways. Расчет был на то, чтобы сделать свои страны важными пересадочными узлами (хабами) и привлечь значительную часть транзитных маршрутов из Европы в Австралию и далекие от Европы страны Юго-Восточной Азии. До появления Emirates и Qatar Airways такие полеты обычно осуществлялись через Гонконг, Сингапур, частично Таиланд и часто контролировались местными авиаперевозчиками. Новые компании стран Персидского залива решили изменить этот баланс в свою пользу. Аirbus же со своим сверхвместительным самолетом решил поучаствовать в обострении борьбы между старыми и новыми хабами. Предполагалось, что A380 купят связанные с авиастроителями Lufthansa и Air France, а также компании, заинтересованные в обслуживании дальних маршрутов с использованием своих или чужих хабов. В итоге самым массовым покупателем, приобретшим больше 100 самолетов A380, действительно стала компания Emirates, их закупила и австралийская Qantas, а также Singapore Airlines, Etihad и ряд других компаний.
Нынешнее решение завершить проект связано с несколькими причинами. Главная из них — четыре двигателя, которые использует A380. Они потребляют огромное количество топлива, что сильно сказывается на коммерческой эффективности самолета. По сути, это последний пассажирский самолет с четырьмя двигателями, который продолжает выпускаться. Сам Airbus уже в начале XXI века снял с производства четырехдвигательный А340, рассчитанный на дальние перелеты и могущий вместить почти 500 пассажиров. Не выпускается в пассажирской модификации Boeing 747, также работающий на четырех двигателях. Прекращен выпуск и российского Ил-96.