Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy18+

Век Феллини

Минуло 100 лет со дня рождения выдающегося художника, создавшего свой неповторимый киномир. В далеком 1966 году Хью Хефнер командировал журналиста в Италию, чтобы тот вернулся с материалом, который интересно читать и по сей день

Текст: Toni Maraini

 

Среди друзей и поклонников у вас репутация сказочника. А один критик назвал вас, не побоюсь этого слова, «колоссальным, навязчивым, совершенным лжецом». Что скажете?

По крайней мере, он оказал мне честь быть непревзойденным, этот ваш критик. Любой, кто живет как я, в мире фантазий, должен приложить неестественные усилия, чтобы быть обывателем, просто человеком. Признаюсь, я был бы ужасным свидетелем в суде, случись такое, и ужасным журналистом. Я чувствую себя обязанным рассказать историю с украшательствами.

Также вас часто обвиняют в том, что вы склонны выдумывать истории собственной жизни. Один ваш приятель рассказал нам, что вы выдали ему четыре совершенно разных версии вашего расставания с первой возлюбленной. Почему?

Почему нет? Она стоит большего числа версий, поверьте. Люди стоят намного больше, чем правда. Если вы хотите назвать меня лжецом, я отвечу так: рассказчику необходимо раскрасить историю, расширить ее, углубить в зависимости от того, как он чувствует. В моих фильмах я делаю то же самое, что и с жизнью.

Вы видите себя просто рассказчиком, а не «фокусником», «современным моралистом», «социальным сатириком» или «мастером манежа кинематографического цирка», как вас по-разному описывали?

Это впечатляюще звучащие определения. Но, насколько я понимаю, я просто рассказчик, а кино – моя среда. Кино мне гораздо ближе, чем, скажем, живопись, или музыка, или даже литература. Это не просто форма искусства – это новая форма жизни, со своими собственными ритмами, перспективами и прозрачностью. Это мой способ рассказать историю.

Федерико Феллини на съемочной площадке

Большинство критиков согласны с тем, что ваша техника повествования уникальна, но по большей части они не согласны с моралью и смыслом ваших фильмов. Вас это задевает как-то?

А критики должны понимать мои фильмы? Разве не достаточно, чтобы публика наслаждалась ими?

Тогда ваши фильмы предназначены в основном для развлечения или их кассовая привлекательность вторична философским намерениям?

Меня не интересует популярность, и бессмысленно говорить о философских намерениях. После каждой работы я часто не вспоминаю своих намерений. Намерения – это всего лишь инструменты, позволяющие вам подготовиться к чему-то. Мои картины – свидетельство того, что я ищу в жизни. Это зеркало моих поисков. А порой анализ своего прошлого.

В каком смысле?

В детстве я был обременительно бесполезным багажом. Без подробностей – скажу лишь, что это вышколило меня быть вне толпы. Куда бы я ни шел, я замечаю молодых людей, движущихся группами, как рыбьи стаи. Когда я был молодым, мы все двигались в разных направлениях. Развиваем ли мы общество, подобное муравьям, пребывая в социальных ячейках и колониях? Это одна из вещей, которых я боюсь больше всего на свете. Я ненавижу коллектив. Величие и благородство человека заключаются в том, чтобы быть свободным от массы. То, как он выкарабкается из этого, – его личная проблема и личная борьба. Это то, что описывают мои фильмы.

Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Лив Ульманн на съемках «Сатирикона» Феллини (1969)

Можете ли вы привести пример?

В «8½» общественные нормы и правила заточили Гвидо в его собственном детстве. Взрослея, мы оказываемся в неразрешимом конфликте, созданном благодаря тому, что нас учили идеализировать нашу жизнь, преследовать эстетические и этические идеалы абсолютного добра или зла. Наступает момент, когда вы обнаруживаете, что то, что вам сказали дома, в школе или церкви, просто не соответствует действительности. Вы обнаруживаете, что сказанное не коррелируется с вашим внутренним Я. Это приводит к расколу, создает конфликт, который в конечном итоге должен быть решен. Это столкновение между устоявшимся и нестандартным дает моральным жерновам ход.

Есть ли у вас как у режиссера конкретный и понятный месседж зрителю?

Мы живем в эпоху нефункциональных идеологий. Современному человеку нужны более богатые эмоции, чем, скажем, семейные отношения, брак, прочая ветошь. Человек не является моногамным животным. Брак – это тирания, нарушение и унижение его естественных инстинктов. Женщина, с другой стороны, стремится создать мир вокруг одного мужчины. Трагедия современного человека заключается в том, что ему нужно множество разных отношений, в то время как в культуре, в которой я живу, он все еще вынужден формировать единую форму. Без этого его жизнь могла бы превратиться во что-то интересное, она могла бы стремительно эволюционировать, если угодно.

Некоторые роли легендарной Аниты Экберг в ваших фильмах считают карикатурой самой женщины, причем не как сексуальной рабыни мужчины, а как богини эротизма Гаргантюана. Это и было вашей целью?

Ну что вы! Она совсем не карикатура. Это немного диковатое существо из плоти и крови. Она живое воплощение гротескно-преувеличенного образа женской сексуальности, преследующая удушающее либидо того, кто борется с пуританскими сексуальными запретами, и наконец убегает, чтобы преследовать его всю жизнь. Я хотел показать метафорически, как заключенные в тюрьму аппетиты человека могут разорвать оковы и выплеснуться в эротическую фантазию, которая оживает, завладевает и в конечном итоге пожирает своего создателя.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина во время съемок фильма «Джинджер и Фред» (1985)

Можем ли мы сделать вывод, что вы приветствуете как здоровую тенденцию растущую сексуальную свободу, которой активно пользуются фильмы, журналы и ночные клубы, и обнаженную натуру, демонстрирующуюся в них?

И это отлично! Потому что свобода раскрепощает, раскрывает тайный аспект секса. Всякие запреты, вето, ограничения никогда не делали человека лучше. Особенно если речь идет о личном. А именно – о сексуальных отношениях. Всякие преграды лишь создают новые, разрушая постепенно и медленно личность. Это самое страшное.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Конец сказки Конец сказки

Чем может обернуться замужество

Лиза
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Слезаем с иглы всеобщего одобрения: 8 советов, как не зависеть от чужого мнения Слезаем с иглы всеобщего одобрения: 8 советов, как не зависеть от чужого мнения

Сейчас быстренько научимся мыслить критически и самостоятельно

Playboy
Моя прелесть Моя прелесть

Удовольствие не является достойной целью. К чему же нам стремиться?

Playboy
Дмитрий Акриш: Я стремлюсь убрать из театра «театр» Дмитрий Акриш: Я стремлюсь убрать из театра «театр»

Интервью с режиссером Дмитрием Акришем о новом спектакле

СНОБ
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Сами с усами Сами с усами

Женщина вполне способна справиться с ремонтом сама – попробуй!

Лиза
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Всегда желанные Всегда желанные

Как сохранить страсть в длительных отношениях

kiozk originals
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Пострадавшая от режима Саддама земляная крыса вернулась в иракские болота Пострадавшая от режима Саддама земляная крыса вернулась в иракские болота

Иракскую земляную крысу не видели живой с 1977 года

N+1
Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов

Несколько веских причин вновь вернуться в Египет

Forbes
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
«Wildberries выбрал свою «Барселону»: зачем интернет-ретейлеру партнерство с одним из лидеров российского футбола «Wildberries выбрал свою «Барселону»: зачем интернет-ретейлеру партнерство с одним из лидеров российского футбола

Wildberries начал спонсировать большой спортивный клуб — футбольный ЦСКА

Forbes
10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем 10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем

Про счастье и ложь, оптимизм и страх, смех, отчаяние и место в жизни

Playboy
Игры Абрамовича: как российский стартап без готовых проектов привлек $20 млн от влиятельных инвесторов Игры Абрамовича: как российский стартап без готовых проектов привлек $20 млн от влиятельных инвесторов

Чем примечателен 110 Industries — стартап, который продюсирует видеоигры

Forbes
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах

Прошлогодний успех «Умного голосования» на выборах не был случайностью

Forbes
Полторы минуты славы Полторы минуты славы

Продюсер звезд российского TikTok рассуждает о будущем молодых инфлюенсеров

Esquire
Загадки письма Фиески Загадки письма Фиески

В 1327 году в замке Беркли внезапно скончался английский король Эдуард II

Дилетант
Возмездие через годы Возмездие через годы

Самая успешная операция по ликвидации нацистов за всю историю «Моссада»

Дилетант
Как представляли Москву будущего в 1914 году Как представляли Москву будущего в 1914 году

Москва будущего: скоростные сани, монорельс и почему-то старомодная одежда

Maxim
9 научных фактов о пользе и вреде какао 9 научных фактов о пользе и вреде какао

За что какао ценят диетологи и как правильно его пить

РБК
Триумф семян Триумф семян

Как семена покорили растительный мир и повлияли на человеческую цивилизацию

kiozk originals
Мама в моей голове: как твои отношения с матерью влияют на твою жизнь Мама в моей голове: как твои отношения с матерью влияют на твою жизнь

Как материнские установки звучат в нашей голове и к чему они могут привести

Cosmopolitan
Рискуя собственной шкурой Рискуя собственной шкурой

Скрытая асимметрия повседневной жизни

kiozk originals
Антихрупкость Антихрупкость

Как извлечь выгоду из хаоса

kiozk originals
7 ранних признаков проблем с печенью, вызванных алкоголем 7 ранних признаков проблем с печенью, вызванных алкоголем

Заболевания печени — это совсем не шутки

Playboy
Открыть в приложении